Семья — базовая среда, которая задает определенное качество жизни человека


Семья - базовая среда, которая задаёт определённое качество жизни человека
Очень важно, чтобы развитие ребёнка первого года жизни протекало в тёплой атмосфере, рядом с родными людьми.
Мир в представлении младенца – это отношения с близкими людьми, прежде всего с матерью.
Потребность в общении у младенца появляется в 1-2 месяца. Ребёнок начинает улыбаться при появлении мамы и бурно проявлять свою радость.
Кроме того, необходимо, чтобы образовавшаяся потребность в эмоциональном общении как можно более полно была удовлетворена, так как это создаёт радостное настроение у малыша, повышает активность, а значит, становится основой для развития восприятия, движений, речи, мышления.
Если такая потребность не удовлетворяется, дети первого года жизни отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они вместо живого, сохраняют безразличный, устремлённый вверх, взгляд, не стремятся схватить увиденные игрушки.
Такие дети малоподвижны, вялы, не испытывают интереса к окружающей их среде, апатичны. Речь появляется намного позже, даже при отличном гигиеническом уходе эти детки отстают в физическом развитии.
Семья в целом и характер детско-родительских отношений в частности - базовая среда, которая задаёт определённое качество жизни человека.
Традиционно семья-главный институт воспитания.
То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции.
Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Семья оказывает влияние на умение детей строить логически свои рассуждения, на формирование понятий, на решение ими различных задач, как в бытийном, так и в учебном плане
Для формирования собственного «я» решающим фактором также являются взгляды и поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и оценивает себя негативно.
Таким образом, очевидна важнейшая и незаменимая роль семьи в развитии различных сторон личности ребенка.
Список литературы:
Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка /Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырёва. -- М., 1989. - 243 с.
Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи / И.В. Дубровина, М.И. Лисина // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1998. -110с.
Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие. / Р.В. Овчарова.-- М.: Издательский центр «Академия», 2003. -- 448с