Проект по проблемам социально-нравственного воспитания детей (старшая группа) Тема «Моя семья»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 г. Выборга»
Проект
по проблемам социально-нравственного воспитания детей
(старшая группа)
Тема «Моя семья»
Воспитатель: Игнатьева В. С.
Схема осуществления проекта:
1.Беседа с детьми «Что я знаю о своей семье».
2.Беседа с родителями о генеалогическом древе «Что не записано-забыто».
3.Изготовление приложений к семейным газетам «Генеалогическое древо».
4.Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
5.Консультация для родителей «Фамилия – живая история».
6.Занятие «Моё имя».
7.Заучивание стихов Е. Благининой.
8.Настольно-печатная игра «Моя квартира».
9.Занятие «Дружная семейка» (по семейным фотографиям).
10.Разучиваие песен детских композиторов на семейную тематику.
11.Репортаж детей о своих семьях в рисунках и рассказах «Семья глазами ребёнка».
12.Беседа с родителями «Семейные традиции».
13.Изготовление «Семейного календаря».
14.Сюжетно-ролевая игра «Добро пожаловать к нам в гости!».
15.Подготовка к празднику «Связь поколений» (оформление группы, подбор музыкального материала).
16.Изготовление приглашений на праздник.
17.Совместный праздник «Связь поколений».
Цель проекта:
-формировать у детей представление о семье и её предназначении, о членах своей семьи через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной;
-дать представления о понятиях: родители, родственники, родные, семья, близкие;
-дать представление о семейных традициях, о распределении семейных обязанностях;
-продолжать развивать познавательные, речевые и игровые способности;
-закреплять навыки самостоятельной работы и работы в команде, развивать творческие и конструктивные способности;
-привлечь внимание родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами по данной проблеме, укреплять детско-родительские отношения.
-знать и называть своих родственников;
-способствовать сближению всех членов семьи за счёт совместной деятельности и решения общих задач.
-знать и называть своих родственников.
Задачи проекта:
- способствовать сближению всех членов семьи за счёт совместной деятельности и решения общих задач.
Участники проекта:
-воспитатель, дети, родители, члены семьи.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:
В последнее время, к сожалению, наблюдается отдаление поколений друг от друга, потери связи между ними. В современном мире человек теряет свои исторические корни, семейные устои, традиции. А основная роль по формированию личности ребёнка и его воспитанию должна отводится, прежде всего семье. Сохранив прошлое, мы поможем детям узнать, откуда они произошли, как развивались, куда им направляться дальше.
Семья для ребёнка-это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная функция-воспитание детей.
Чтобы систематизировать работу с детьми по теме «Моя семья» был проведён первичный мониторинг.
ФИО ребёнка
Ребёнок ФИО родителей Бабушки/дедушки Домашний адрес
имя фамилия мать отец матери отца город Улица дом
Условные обозначения: хорошо-
затрудняется-
не знает-
Ожидаемые результаты:
1.Воспитание нравственных чувств, чувства гордости за свою семью и любви к её членам.
2.Эмоциональный отклик ребёнка на информацию о предках своей семьи.
3.Активное сотрудничество педагогов с родителями при решении задач проекта.
Этапы проекта:
1.Подготовительный этап:
-определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
-обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2.Основной этап реализации проекта:
2.1Содержание деятельности педагога с детьми:
. Познавательная деятельность;
Беседа «Что я знаю о своей семье?»;
Занятия из цикла «Я и моя семья»;
«Здравствуйте, это я!», «Моя дружная семья» (по семейным фотографиям).
. Игровая деятельность:
Дидактические игры «Кто старше?», «Семейный ужин», «На кого я похож?», «Да или нет»;
Настольно-печатная игра «Моя квартира»;
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
. Художественно-речевая деятельность:
Чтение художественной литературы по теме «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковая гимнастика.
. Продуктивная деятельность:
Изготовление подарков для родителей;
Выставка рисунков «Наша дружная семья», «Портрет мамочки моей».
2.2Содержание деятельности родителей с детьми:
Беседы с детьми о своей семье, ближайших родственниках, рассказы о своём детстве, о семейных традициях и праздниках, о своей профессии;
Чтение художественной литературы о взаимоотношениях разных поколений: В. Осеева «Просто старушка», «Честное слово», З. Александрова «Посидим в тишине»;
Составление древа «Моя семья»;
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Очумелые ручки».
2.3Содержание деятельности воспитателя и родителей:
Анкетирование родителей;
Консультация для родителей «Родословная-старинная русская традиция»;
Индивидуальные беседы и консультации;
Акция «Пусть прогулка станет интересней!» (благоустройство участка группы).
2.4Содержание деятельности педагога:
Изучить историю составления родословной;
Подготовить художественную литературу по данной теме;
Оформить папку-передвижку по теме «Роль отца в воспитании детей»
3. Вывод:
- пригласить гостя группы (родители);
- сделать семейные альбомы;
- книжка-передвижка «Увлечение в вашей семье»
- чаепитие «Наша дружная семья»;
- фотовыставка «Отдыхаем всей семьёй».
Анкета для родителей
1.Состав семьи (ФИО родителей и ближайших родственников (бабушки, дедушки) ребёнка: ------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Профессия и образовательный уровень родителей: --------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.Общая семейная атмосфера. Особенности взаимоотношений между членами семьи:
- тон обращений друг к другу: ---------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
-характер отношений: ---------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
-своеобразная автономность каждого члена в семье: --------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.Что Вы считаете важным в воспитании ребёнка? -----------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.Как Вы думаете, что является предметом основной заботы родителей: здоровье, умственное развитие и. т. д.: --------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
6.Как Вы оцениваете уровень своих психолого-педагогических знаний практических умений? : ------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
7.Какие методы воспитательных воздействий на ребёнка Вы применяете? : ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8.Какие совместные формы организации досуга в семье Вы используете? Как вовлекаете в них ребёнка? : ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9.Есть ли в Вашей семье традиции, реликвии, которые Вы соблюдаете и бережёте? Какие? Знают ли о них дети? ----------------------------------------------------