Конспект урока обществознания в 9 классе Международное гуманитарное право


Тема урока: «Международное гуманитарное право. Гуманность на войне»
Учитель истории и обществознания МКОУ ХМР СОШ с.Цингалы Шумакова В.В.
План урока
1.Выявление проблемы.
2. Сущность МГП.
3. Источники и нормы международного гуманитарного права.
4. Значение международного гуманитарного права.
Ход урока
Оргмомент.
Сегодня мы проводим первый урок по теме «МГП». Эпиграф «Благородно - сражаться и, если нужно, умереть за свое Отечество. Не менее благородно и честно – проявить гуманность и сострадание к поверженному противнику или к застигнутому сражением гражданскому лицу. Право войны показывает, как это должно быть сделано. Д.Робертс
На рабочих листах тема определена. Я надеюсь, что наш союз будет творческим, совместная работа – плодотворной, а урок мы построим на основе взаимопонимания и сотрудничества. Наш урок - проблемный. На основе высказываний давайте определим проблему, поднятую авторами.
«Когда гремит оружие, законы молчат». (Цицерон, древнеримский мыслитель)
«Война – это зло. Ее ведут с помощью несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления». ( Плутарх, древнегреческий историк)
Немецкий философ И. Кант сказал: «Право наций в ходе военных действий это самая деликатная проблема, какую только можно представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»Определим проблему: «Гуманность на войне. Миф или реальность?» Сегодня мы с вами, на основе норм МГП, поразмышляем над решением вопросов, связанных с выбором модели поведения в ситуации вооруженного конфликта. А также попробуем выяснить, может ли война вестись по правилам или на войне как на войне. В ходе работы постараемся найти ответ на проблемный вопрос: совместимы ли такие понятия, как «война» и «право»?
Звучит «Реквием» Моцарта
Война!
Гудит вдали земная твердь.
И гибнут славные сыны Отчизны.
Когда же люди одолеют смерть?
Когда избавятся от скорбной тризны?
Вдали упал неведомый боец,
Быть может в Африке, а может в Чили.
И боль пронзила тысячи сердец.
И слёзы наши души омрачили.
Т.В.ТрунинаКакие ассоциации вызывает у вас слово «война»? Составить синквейн к слову война.
Совершим экскурс в историю.
Человеческая история представляет собой длинную череду войн и конфликтов. Странность судьбы человечества состоит в том, что преступление действительно “окупается” и в определенном смысле движет историю, или, как гласит китайская поговорка, “тот, кто украл корову, — вор; тот, кто грабит нацию, — принц”. Из более чем 3400 лет писаной истории человечества только 250 были мирными. Следовательно, война является обычным состоянием отношений между людьми. Человечеству понадобилось две мировые войны для того, чтобы возобладало стремление к миру, торжественно провозглашенное в 1945 году в Уставе Организации Объединенных Наций.
Однако положение вещей до сих пор остается печальным. После эйфории и радужных надежд, вызванных подписанием Устава ООН, пришло отрезвление. Цифры говорят сами за себя: прокомментируйте современные подсчеты жертв войны по документам в рабочих листах.
Со времени окончания Второй мировой войны имели место около 150 войн и конфликтов, унесших около 20 млн. человеческих жизней. Только в 80-ые годы на Земле полыхало пламя 22 войн, 85 % их жертв — гражданское население. По подсчетам институтов, занимающихся вопросами военной истории, со времени окончания второй мировой войны было только 26 дней абсолютного мира. Иными словами, в настоящее время в течение 362 дней из 365 в какой-либо части мира происходит вооруженный конфликт.
Несмотря на то, что пока удалось избежать третьей мировой войны, планету постоянно заливают кровью гражданские войны, местные и региональные конфликты. Сейчас мы , конечно, имеем в виду гражданскую войну в соседней Украине. Мы стали свидетелями драматических событий. Изо дня в день жители сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих. Под бомбардировки и артобстрелы могут попасть и мирные жители. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих близких.
Всеобщего мира добиться в один момент сложно и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право – одна из отраслей международного права.
Гуманизм – исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.
Гуманитарный – обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека.
Гуманный – проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности, человечный, человеколюбивый.
Рождение международного гуманитарного права связывают с именем швейцарца Анри Дюнана, книга которого «Воспоминания о битве при Сольферино» в 1862 г. всколыхнула общественное мнение в Швейцарии и других странах.
Читают воспоминания А. Дюнана: «25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить человеческое воображение. Все поле битвы было усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами...
Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно тяжело раненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, бессмысленно смотрят, но это кажущееся притупление не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие с воспаленными зияющими ранами точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах...
Сознание своего ничтожества и бессилия... причиняет невыносимые страдания; действительно ужасно не быть в состоянии ни помочь тем, которые тут на глазах, ни добраться до тех, которые вас зовут, и много часов пройдет, пока дойдешь, куда хочешь, так как на каждом шагу приходится останавливаться и наталкиваться на страдания, требующие неотложной помощи...
Нравственное сознание важности человеческой жизни, желание хоть сколько-нибудь облегчить страдания этих несчастных и ободрить их упавший дух, усиленная и неустанная деятельность, вызванная такими событиями, порождают особую, неведомую энергию и стремление помочь как можно большему числу людей...»
А. Дюнан, потрясенный зрелищем умирающих в муках раненых, стал инициатором международного движения в защиту жертв войны, результатом которого стала международная Женевская конференция 1864 г. и подписание на ней первой Конвенции об улучшении участи раненых и больных воинов 16 странами.
Какие же источники приняты за основу международного гуманитарного права?
4 женевские конвенции 1864 года и Дополнительные протоколы к ним.
Работа в группах. Сопоставьте иллюстрации с соответствующей конвенцией.
Какие статьи подходят к представленным ситуациям?
1.Каковы цели МГП?
В период вооруженного конфликта предоставление защиты лицам, которые не принимают или прекратили принимать участие в боевых действиях;
Ограничение методов и средств ведения войны).2.Назовите задачи МГП:
Облегчение причиняемых войной страданий гражданскому населению.
Предоставление посильной защиты и помощи жертвам войны.
Наша страна в 1954 году.
К январю 1998 года участниками Женевских конвенций стали 188 государств, то есть практически все государства мира.
Решите ситуацию с позиции норм МГП
Во время вооружённого конфликта между двумя суверенными государствами, участниками Женевских конвенций, был торпедирован крейсер одной подводной лодкой . Оставшиеся в живых члены экипажа крейсера пытаются добраться до спасательных плотов. Капитан всплывшей подводной лодки отдаёт приказ уничтожить плоты, а лодке осуществить погружение и уйти с места сражения. Правомерны ли действия капитана подводной лодки?
Решите ситуацию с позиции норм МГП
Полевой командир одной из противоборствующих группировок сталкивается один на один со своим неприятелем. Оба ранят друг друга. Полевой командир, оказав помощь себе, накладывает повязку и своему противнику, после чего доставляет его в свой лагерь.
Товарищи командира оспаривают его поступок:
Необходимо его расстрелять, как делают они с нашими солдатами!
Его следует использовать для разминирования дороги!
Его нужно пытать , чтобы получить необходимые сведения!
Как необходимо поступить командиру?
Итак, МГП является особой ветвью права, относящейся к ситуациям вооруженного конфликта. МГП не рассматривает вопросы законности или незаконности вооруженных конфликтов. МГП имеет дело с фактом, фактом наличия вооруженного столкновения, независимо от того, что послужило причиной возникновения конфликта и можно ли его как -то оправдать.
Если возникает вооруженный конфликт между двумя или несколькими государствами (или же внутри государства), то МГП вступает в действие автоматически, независимо от того была ли объявлена война и признают ли участвующие в конфликте стороны состояние войны. Не имеет значения так же, оказывает ли сопротивление подвергшаяся нападению сторона.
Применение Конвенций начинается с того момента, как в руках вооруженных сил одного государства оказываются раненые или сдавшиеся в плен военнослужащие или гражданские лица другого государства - противника.
Применение МГП прекращается по завершении конфликта.
Возможно ли на современном этапе остановить войны?
Всегда ли соблюдаются на войне решения в области защиты человека, принятые мировым сообществом?
Нужно ли вести борьбу за то, чтобы решения, принятые международным сообществом выполнялись?
В 1960 году возникает организация, которая впоследствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. Деятельность этой организации направлена на контролирование и соблюдение положений международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов.
Древнекитайский философ Конфуций сказал: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту».
Итог урока. Стал историей ХХ век. Человечество вступило в новое тысячелетие. Каким оно будет? Удастся ли поставить заслон бесчеловечности, насилию? Наверное, во многом это зависит от нас, от нашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях жестокого противостояния. А для этого, следуя совету Б.Шоу Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди. ( Б.Шоу)
(В.Шефнер)
Верю в добрых сердец бессмертие.В солнце мира и тишины.Милосердие! милосердие!Это слово старше войны …Милосердие ! слово вещее ,Ты и нам сияло во мгле,-Наклонялись над нами женщиныПод огнём на ничьей земле.И когда все войны забудутся,Всё оружье на слом пойдёт,Все надежды людские сбудутся,-Милосердие не умрет! МГП соединяет в себе правовые и нравственные ориентиры, основываясь на милосердии, сострадании, помощи, защите, ограничении насилия. Оно содействует пониманию того, что человеческая жизнь – высшая ценность.
Ребята у МГП нет своей эмблемы, своего отличительного знака, я предлагаю вам дома придумать, разработать и оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Ещё лучше, будет, если вы представите свою эмблему, сможете обосновать свой выбор. Эмблема может быть простой по форме, но объёмной по сущности. Вы можете поработать, как индивидуально, так и в группах.
VIII. Рефлексия.
Учащиеся продолжают следующие предложения:
Я узнал на уроке _____________________________________________.
Меня удивило, что ___________________________________________.
Мне кажется _________________________________________________.
«Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права заключается в том, чтобы примирить эти две крайности » О. Рюссбак