ПОДГОТОВКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ К ПРОЦЕССУ ПИСЬМА В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (для мол.специалистов)


ПОДГОТОВКА МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ К ПРОЦЕССУ ПИСЬМА В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (для мол.специалистов)
ГБОУ № 1236 СВАО Г.МОСКВА УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ПОЛЯКОВА А.Ю.
На начальном этапе обучения грамоте, логопедам и дефектологам, необходимо формировать первоначальные навыки письма. Занятия с детьми проводятся индивидуальным и подгрупповым методом. Обучение можно проводить в следующем порядке:
Обследование готовности ребенка к овладению графическим навыком письма.
Обучение адекватной позе во время письма.
Подбор позы, при которой нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными
Отработка общей позы при письме и обучение среднему положению головы, поворотам и наклонам при строго определенном положении рук.
Зрительный контроль за движением рук с предметами в разных направлениях при многократном повторении движений.
Подготовка руки к письму.
Обучение выполнению различных движений пальцев рук, сочетание движений пальцев рук и кисти.
Воспроизведение и тренировка изолированных движений пальцев рук и кисти.
Формирование правильного дифференцированного захвата предметов в зависимости от их размера, упругости, веса и других качеств.
Развитие свободного движения правой (левой) рукой при удержании предмета и в процессе различных манипуляций с ними.
«письмо» указательным пальцем, смоченным в краску в альбоме.
Проведение комплекса гимнастических упражнений для развития движений рук.
Обучение правильному способу удержания карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания.
Формирование правильного способа удержания ручки с коррекцией общей позы ребенка и положения пальцев:
Принятие позы руки и пальцев, имитирующей удержание ручки.
Формирование правильного захвата ручки, лежащей на парте, и принятие положения для письма.
Расслабление и напряжение пальцев, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев.
Упражнения по развитию свободных движений пальцев при удержании ручки.
Формирование движения карандашом или ручкой при письме.
Обучение контролю зрением движения рук с предметами в разных направлениях методом многократного повторения (зрительно-моторная координация)
Развитие изолированных движений правой (пишущей) рукой.
Формирование навыка оптико-пространственной ориентировки.
Определение пространственного расположения ребенка в комнате(левая стена, правая стена, пол, потолок)
Знакомство с расположением предметов, находящихся в комнате, по отношению к ребенку (формирование понятий «справа от меня», «слева от меня», «сзади меня», «впереди меня», «надо мной», «подо мной».Формирование пространственной ориентировки на листе бумаги
Маркировка (отметка) левого верхнего угла листа – начала письма.
Выработка автоматизированных движений слева направо путем рисования дорожек, ленточек и пр.
«письмо» рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения.
Автоматизация движений слева направо путем написания дорожек мокрым пальцем на грифельной доске.
Формирование графо-моторной функции.
Обучение штриховке (сплошной,редкой)
Правилам ведения штриха (слева-направо, сверху-вниз)
Правилам обводки (по контуру, по трафарету)