Методы работы по оказанию помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии. Сенсорная интеграция.


Сенсорная интеграция.
Методы работы по оказанию помощи детям раннего возраста
с проблемами в развитии.
(Елена Анатольевна Феофанова учитель-логопед ГБДОУ детский сад №78 Петроградского района СПб)

За последние годы система дошкольного образования, как начальная ступень общей системы образования, претерпела существенные изменения. Сегодня образовательные учреждения, в том числе и дошкольные, вынуждены работать в ситуации непрерывно изменяющихся внешних и внутренних требований.
Ни для кого не секрет, что в последние годы в дошкольные учреждения довольно часто поступают безречевые дети старше 2-х лет, которые общаются с помощью жестов и отдельных звуков неопределенной артикуляции, а иные вообще не имеют навыков общения.
Наряду с этим в последнее время стало очень популярно так называемое раннее развитие ребенка, когда трехлетка уже знает буквы, а в четыре – уже читает рассказы, когда в 2 считает до 50 и пробует разговаривать на английском языке, плохо усвоив родную речь. Зачастую родители «пичкают» детей знаниями и умениями, свойственные детям более старшего возраста, в то время как им необходимо развиваться в соответствии с возрастом. Это сравнимо с тем, что строитель возводит стены, когда фундамент дома еще недостаточно подготовлен. Все это часто приводит к дисгармоничному развитию ребенка, как у нерадивого строителя, начавшего раньше времени возводить стены, со временем появляются трещины в них, перекосы в оконных проемах и дом становится небезопасным для жизни. Подобным фундаментом в развитие ребенка до 7 лет является сенсомоторное развитие, где «сенсо» означает «чувство», «мото» — «движение».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
 Так как  дети раннего возраста не обладают развитым абстрактным мышлением и не оперируют отвлеченными понятиями, то они, главным образом, заняты тем, что воспринимают вещи и перемещают тело в соответствии со своими ощущениями. Их адаптивные ответы имеют скорее мышечную, или двигательную, природу, нежели ментальную. Поэтому первые семь лет жизни и называются периодом сенсомоторного развития, что, в свою очередь, закладывает фундамент для развития ментальных функций (памяти, мышления, восприятия, речи и т. д.), успешной социальной адаптации ребенка (умение дружить, налаживать отношения, улаживать конфликты, адекватно реагировать на определенные ситуации) и гармоничному развитию личности в целом. Таким образом, в раннем дошкольном периоде очень важно помочь ребенку как можно лучше научить познавать мир и себя через ощущения и интегрировать их для правильного реагирования.
Итак, помочь ребенку в развитии восприятия, чувственных ощущений могут так называемые сенсорные игры. Они могут быть самыми разнообразными. Например:
зрительные, когда ребенок изучает цвет (при сравнении одного с другим, различает оттенки, смешивает их и т. д.), форму, размер, длину;
игры на развитие слухового восприятия, когда ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршания опавших листьев до звучания разнообразных музыкальных инструментов, учиться их различать;
тактильные игры — это то, что ребенок ощущает посредством прикосновения, ощупывания (это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и прикосновения, объятия с другим человеком);
двигательные игры, направленные на развитие равновесия, координации, ощущения собственного тела в пространстве, ритма движения. К ним относится: ходьба, бег, танцы, качели, горки, карусели, турники, туннели и т. д.; игры, направленные на развитие обоняния, когда ребенок, вдыхая, учиться различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины.
В основу методики работы по оказанию помощи детям раннего возраста с проблемами в развитии нами положена потребность ребенка в общении и взаимодействии с окружающими людьми и предметами. Обучение общению должно стать основной частью повседневной жизни с первых недель появления малыша на свет.Методика рассчитана на детей от 2 до 3 лет, имеющих сохранный слух и не имеющих грубых интеллектуальных и психических расстройств.
Практическая значимость проводимой нами работы с родителями и детьми раннего возраста видится в том, что применяемые нами методы и средства работы с детьми младшего дошкольного возраста в процессе сенсорного воспитания в ДОУ помогут эффективному развитию сенсорных навыков детей и становлению личности. Ценность работы состоит в том, что в ней намечены пути преодоления отставания и отклонений в сенсорном развитии детей, система сенсомоторного воспитания.
Далее подробнее остановимся на методах построения интегрированных занятий используемых в нашей практике.
Особо подчеркнем, что в целях получения максимального педагогического эффекта, развивающие занятия организуются при условии положительного эмоционального отношения у ребенка. Музыкальные игры и упражнения снимают излишнее напряжение у детей, создают положительный эмоциональный фон настроения. Подмечено, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденный темперамент и растормозить заторможенных детей, урегулировать лишние и ненужные движения. Использование фонового звучания музыки при проведении занятий очень благоприятно сказывается на детях.
Прежде чем проводить занятия, необходимо правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.
Здесь важно учитывать следующее:
1. Знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей;
2. Знания должны быть нужными при последующем обучении;
3. Знания должны быть доступными ребенку;
4. Знания должны опираться на его личный опыт;
5. Знания должны быть связаны с его повседневной жизнью.
При проведении интегрированных занятиях необходимо учитывать:
1. Содержание базисных программ детей раннего возраста;
2. Индивидуальные и психологические особенности детей группы;
3. Смену методов и приемов работы с детьми, формы их организации;
4. Личностно-ориентированный подход к обучению.
Интегрированные занятия имеют определенную структуру:
Структура интегрированных занятий (система разработки занятий)
1. Постоянный ритуал начала занятий (эмоциональный этюд приветствия).
2. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию.
3. Затруднение в игровой ситуации (проблема).
4. Открытие нового знания или умения.
5. Динамическая пауза.
6. Игры на закрепление материала.
7. Воспроизведение нового в типовой ситуации.
8. Этюд на имитацию, релаксация.
9. Ритуал прощания.
10. По необходимости “минута шалости”.
Большой эффект на занятиях оказывает использование здоровьесберегающих технологий, которые способствуют снятию накопившегося утомления, созданию хорошего настроения, чувства комфортности и уюта.
Здоровьесберегающие технологии.
Двигательные разминки.
Динамические паузы.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
Эмоциональные этюды.
Упражнение на расслабление (релаксация).
Дыхательная и звуковая гимнастика.
Дидактические игры в движении.
Гимнастика для глаз.
Интегрированные занятия по сенсомотроному развитию с использованием здоровье сберегающих технологий отличаются:
Предельной четкостью, компактностью, сжатостью познавательного материала;
Взаимосвязанностью материала интегрируемых курсов;
Большой емкостью игрового и здоровье сберегающего материала на занятиях (регламентированных сменяемостью интеллектуальной нагрузки).
Ожидаемые результаты нашей работы.При соблюдении следующих условий:- обеспечение физического здоровья малыша;- регулярное посещение дошкольником ДОУ и занятий;- обязательное участие родителей в работе с ребенком под руководством педагога;- обязательное участие воспитателей в закреплении полученных навыков малыша;- обеспечение занятий необходимым дидактическим материалом и пособиями;- удовлетворение потребности ребенка в общении как со взрослыми, так и с детьми разного возраста, и полном прохождении данной программы предполагается следующие результат:- преодоление задержки развития и недостатков сенсомоторного развития у детей старше 1,5 лет (в зависимости от личностных и физиологических качеств ребенка), что позволит значительно снизить количество детей, нуждающихся в специальных условиях образования как в ДОУ, так и в школе.
Список используемой литературы:
Э. Джин Айрис. Ребенок и сенсомоторная интеграция. Теревинф 2009
Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Теревинф, 2007
Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2011.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2008.
Лапина, И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. Волгоград: Учитель, 2012.
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. M. Шипицыной. СПб.: «Речь», 2005.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада), Под ред. A. Венгера. М., «Просвещение», 1973.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — Издание 3-е, исправленное и дополненное М.: «ЧеРо» при участии Творческого центра «Сфера», 2001.