Урок-проект по литературному чтению. Тема: И. Суриков Детство.


МОУ «Хиславичская СОШ»
Урок – проект
по литературному чтению
( 3 класс )Тема: И.Суриков "Детство"
Подготовила: учитель начальных классов
Винокурова Н.Б.
Хиславичи
2011
Форма урока: урок – проект.
Цели урока: развивать внимание, речь, память учащихся, умение работать с поэтическим текстом; совершенствовать навык правильного выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся.
Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Оборудование: портрет И.Сурикова; карточка с заданием; план защиты; альбом, краски, карандаши.
Ход урока:
Ӏ. Предпроектный этап.
1. Организационный момент.
2. Постановка цели.
Учитель. Чтобы узнать, чьё произведение мы будем сегодня изучать, отгадайте загадки и напишите отгадки в таблицу, которая лежит у вас на парте.
Выгляну в оконце – лежит белое суконце. Всю зиму лежит, а весной убежит. (Снег)
Белый дед – белее нет. Старый, горбатый – лежит возле хаты. Лежит всю зиму – никто не поднимает. Весна придёт – он сам уйдёт. (Сугроб)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сновидение)
Гуляет в поле – да не конь, летает на воле – да не птица. (Вьюга)

Учитель. Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)
Рассказ о поэте.
Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, жил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжё лой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздрожало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, Суриков издаёт свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было 39 лет.
3. Работа по теме.
Учитель. Вы любите зимние забавы? Какие? Я рассказала вам о трудной жизни И.Сурикова. Но до 8 лет, пока жива была его мать, ему жилось хорошо. И детство своё он считал счастливым.
Откройте учебники на странице 72.
Словарная работа.
Кубарем качуся – стремительно, быстро; ветхий – дряхлый, пришедший в негодность; лапти – крестьянская обувь, сплетённая из лыка; смежить – сомкнуть, закрыть.Учитель. Я читаю стихотворение, а вы следите и думаете, что вспоминает автор из своего детства.
Учащиеся читают 1-ю часть поочереди.
Учитель. Какую картину вы себе представили при чтении этой части?
Где происходило событие? (В деревне.)
Каким было для мальчика воспоминание о катании с горки? (Неудачным – свалился в сугроб.)
Как себя чувствовал мальчик? Найдите ответ в тексте.
Какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
А вам самим доводилось кататься с горы и падать в сугроб?
Вы радовались или огорчались?
А автор радовался или огорчался? (Радовался.)
Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив.
Физминутка.
Учащиеся читают 2-ю часть поочереди.
Учитель. О чём рассказывает автор в этой части? (О сказках.)
Какую сказку рассказывала бабушка внуку? ("Иван-Царевич и серый волк".)
Что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
Как автор говорит о сказках бабушки, как она их рассказывает? Прочитайте в тексте.
Ну, что же, молодцы, ребята! Вы наблюдательны. А теперь, найдите строчки, в которых заключена главная мысль.
Учащиеся читают последнее четверостишие.
Учитель. Как надо понимать эти слова? (Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика и рядом была его любимая бабушка.)
ΙӀ. Создание продукта проектной деятельности.
Учитель. Ребята, что такое проект? Как вы думаете? (План, замысел.)
Запомните: проект – это дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: сочинение, стихотворение, картины, портреты, музыка, песни.Подумайте, какой продукт вы можете создать по стихотворению И.Сурикова? (Нарисовать рисунок.)
5. Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности.
6. Защита.
План. (На доске.)
1. Название продукта.
2. Какие мысли и чувства вложили в него.
3. Кому бы вы хотели показать этот продукт.
7. Итог урока.
Учитель. Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть.
8. Рефлексия.
Учитель. Понравился ли вам урок?
Чей продукт понравился больше всего?
Ребята, вы молодцы! Вы сегодня освоили метод проекта. Вы уже знаете, что такое проект, как создать продукт. Вы умеете работать в коллективе. Желаю вам успехов!
9. Д/з Выучить отрывок наизусть.