Доклад на тему: «Взаимосвязь структуры портфолио ученика и достижения требований ФГОС к метапредметным результатам обучающихся» (из опыта работы)



В рамках ФГОС второго поколения в систему учебных действий включены: личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации.
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни. Впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.
Метапредмет— это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный подход.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».
Они отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося. Универсальные учебные действия - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы.
В качестве требований к метапредметным результатам ФГОС выдвигают:
• овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
• умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;
• освоение межпредметных понятий…
Преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей.
В своей практике я использую развивающие, здоровьесберегающие технологии, информационные коммуникационные, исследовательские, проектные и т.д.
Сама тематика языкового общения по предмету иностранный язык предполагает воспитательную направленность уроков иностранного языка и помогает учителю реализовывать воспитательные задачи и достигать поставленной цели, помогает формировать метапредметные связи.
Именно работа на уроках немецкого языка формирует многие метапредметные связи.
Мы учимся различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.
Мы учимся воспринимать на слух, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.
Навыки анализа, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.
Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.
Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык. Уже много лет, начиная с раннего возраста, мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности, так как это заложено во всех курсах обучения. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей.
Отсюда – тесная связь урочной и внеурочной деятельности. Нельзя говорить о проблемах экологии на уроках и не замечать их, выходя за пределы школы, говорить о бездомных животных, писать проекты и быть равнодушным к ним в реальной жизни. Таким образом, осуществляются метапредметные связи – дети учатся самостоятельно рефлексировать полученные знания и навыки в своей собственной жизни .
Например, продуктом проекта по теме «Здоровый образ жизни» стал урок по теме: «Здоровое питание – здоровое будущее». А самым главным в этой работе - научить детей беречь своё здоровье.
Под влиянием изучения немецкого языка учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.
Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
Ответ на вопрос, что является результатом метапредметного обучения который дается в ФГОС, а именно универсальные учебные действия, является, недостаточно технологичным.
За этой версией не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. Поэтому у учителя нет образца, на который он должен ориентироваться в своей работе с детьми. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
В ФГОС второго поколения большое внимание уделяется процедурам и механизмам оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Портфель достижений — это современная эффективная форма оценивания. В портфолио учащихся входят: домашние работы, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, в том числе и черновики, схемы; алгоритмы; проекты; письменные творческие работы; фотографии, таблицы и т. п., анкеты и результаты их обработки; читательские дневники, грамоты, сертификаты и другие свидетельства определенных достижений учащихся.
В результате изучения иностранного языка у обучающихся будут сформированы представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека .