Материал на конкурс школьных музеев День за днем


МБОУ "Старокиструсская СШ"
Спасского муниципального района Рязанской области
Номинация «День за днем» - программа музея по военно-патриотическому воспитанию учащихся посредствам школьного музея «Мы и наши корни».

Рук. музея – Н. Кудюкина
2014 год.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Поскольку функционирование и развитие школы невозможно без патриотического воспитания эта работа в школе ведется постоянно. Большую роль в ней играет школьный музей. Краеведческая работа - один из важнейших источников патриотического воспитания школьников. И трудно переоценить деятельность школьного музея в данном направлении. Со временем возникла потребность в разработке программы школьного краеведческого музея. Программа нашего музея называется просто «Мы и наши корни».
Цель программы – создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Актуальность: Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Задачи:
Развивать систему гражданского и патриотического воспитания школьников;
Воспитывать уважительное, бережное отношение к героическому прошлому Родины;
Углублять знания учащихся в области истории своей малой родины;
Осваивать практические навыки поисковой, исследовательской работы
Принципы:
Патриотической направленности (обусловлен идеалом Родины, способностью и желанием жить во благо Родины);
Гуманизма (признание ценности человек как личность, его права, максимальное уважение);
Сотрудничества (развитие умений жить в коллективе, решать творческие задания, работать в команде);
Здорового образа жизни (необходимость воспитания здорового поколения);
Учета возрастных и индивидуальных особенностей;
Преемственности, непрерывности;
Духовности (обусловлен важностью духовного возрождения нации);
Толерантности (обусловлен многонациональным составом народов России);
Единства требований.
Система базовых национальных ценностей:
Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству);
Социальная солидарность (свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство);
Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедования);
Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира);
Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
В музее различаются следующие функции:
научно-документальная (в основе всех экспозиций лежат подлинные предметы);
исследовательская (музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для написания сочинений, докладов, рефератов, сообщений по учебным предметам используются материалы музея);
образовательно-воспитательная (Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления. Музей – это место, где ученик воспринимает накопленный исторический опыт, т.е. получает эмоциональный импульс в причастности к прошлому страны, города, школы, усваивает этические ценности.)
Формы организации работы: индивидуальная и групповая.
При проведении мероприятий в музее применяются различные методы: рассказы, беседы, объяснения, прослушивание, просмотр, экскурсии, выполнение практических работ.
Виды деятельности учащихся, связанные с работой в музее: сбор и обработка материалов, переписка, встречи, архивная работа, поисковая творческая работа.
Работой музея руководят Совет и актив музея. Они планируют всю работу музея, составляют и предлагают задания по классам.
Принципы, на которых строится Программа:
систематичность;
открытость;
доступность;
субъектная позиция учащихся;
воспитание через социально значимую деятельность.
Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся школы, коллектив педагогов и родителей.
Программа является открытой для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы.
Критерии оценки результатов реализации программы.
       Результаты    будут    отслеживаться    Советом музея.
Диагностика    реализации    программы    осуществляется    с    помощью разнообразных методов:
собеседования с учащимися;
наблюдения;
анкетирования;
метода самооценки;
творческие отчеты;
фотовыставки, аудио- и видеозаписи.
Критерии:
1. Сформированность положительной мотивации на развитие у учащихся патриотических чувств. 2. Сформированность познавательной активности учащихся. 3. Сформированность основных ценностных отношений. 4. Сформированность потребности вести поисковую, исследовательскую работу.5. Сформированность готовности защищать Отечество. 6. Сформированность чувств сострадания и сопереживания. 7. Сформированность отношения к окружающей действительности.
Конец формы
Сроки реализации программы. Реализация программы развития музея «Мы и наши корни» рассчитана на 2013-2017 г.г.
Сроки и этапы реализации Программы:
Этапы реализации программы Сроки реализации программы Цель работы на данном этапе Ответственные
I этап
Организационно-подготовительный
2013 год Цель:
1.Выявить позитивный опыт школьного музея, ресурсы для расширения поля дальнейшей деятельности
2.Определить приоритетные направления развития музея как центра патриотического воспитания школы.
3.Разработать программу развития музея. Руководитель музея
Замдиректора по ВР
Совет музея
II этап
Организационно-внедренческий
2014 год Цель:
1.Создание условий с целью обеспечения возможностей для реализации программы. Руководитель музея
Замдиректора по ВР
Совет музея
III этап
Практический этап 2015-2016год Цель:
1.Реализация программы.
2.Внесение коррективов в концептуальные положения Руководитель музея
Замдиректора по ВР
Совет музея
IVэтап
Обобщающий этап 2017 год Цель:
1.Обобщить позитивный опыт реализации концепции развития школьного музея
2. Выявить уровень развития совместной деятельности. Руководитель музея
Замдиректора по ВР
Совет музея
Календарно-тематическое планирование.
№ Мероприятия Срок исполнения Ответственные
1. Организация работы Совета Музея сентябрь Рук. музея.
2. Организация и проведение декад (по плану)
--Защитники Отечества.
-Вечер встречи школьных друзей.
-«Никто не забыт, ничто не забыто». Февраль
май Кл. руков.
Совет музея
Руков. музея.

3. Организация поисковой работы по направлениям:
-Выпускниками славится школа.
-Выпускники школы – участники Великой Отечественной войны и участники локальных конфликтов. В течение года Руков. музея
Совет музея.
4. Проведение «Уроков мужества» В течение года Кл. руков.
Совет музея.
5. Принять участие в конкурсе музеев «Музей и дети» По плану муниципалитета Совет музея, рук. музея
6. Организация встреч с ветеранами войны и труда, ветеранами- учителями, выпускниками школы. В течение года Совет музея
7. Вести летопись истории школы. В течение года Актив музея.
8. Проведение уроков в школьном музее. Постоянно. Учителя - предметники Руков. музея.
9. Принимать активное участие в городских, районных, областных мероприятиях, связанных с работой школьных музеев. В течение года. Совет музея.
10. Проводить конкурсы на лучшее сочинение, стихотворение собственного сочинения по номинациям:
- Школьные годы, чудесные.
- Люблю тебя, мой край родной. декабрь Учит. русского языка и лит.
Актив музея.
11. Оформить стенды «Незабытая война», посвященный 100 – летию начала Первой мировой войны; «История пионерской и комсомольской организации Спасского района». Январь- март Руков. музея.
12. Изучение и внедрение компьютерных технологий в работу школьного музея. В течение года. Руков. музея.
13. Проводить конкурсы рисунков «Я живу в России», «Салют, Победа!» В течение года Учитель рисования.
14. Оформить постоянно действующую выставку творческих работ учащихся. В течение года. Руков. Музея.
15 Проведение уроков истории в музее. В течение года. Библиотекарь, учителя, актив музея
16 Дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование славных побед российских войск и памятные даты в истории Отечества. В течение года. Зам.дир.по ВР, кл. руководители, вожатая, актив музея.
Месячник военно-патриотической и оборонно-массовой работы, посвященный Дню защитника Отечества. ФевральУчит.физкульт., истории, ОБЖ, кл.рук., зам.дир по ВР, актив музея
Тематические классные часы: «Моя родословная», «Я и моя семья», «Мой дом – моя крепость», «Тайны бабушкиного сундука», «О чем поведал семейный альбом», «Письма с фронта». Классные руково-дители, родитель-ский комитет
Совместные праздники родителей и учащихся: «День матери», «День отца», «День пожилого человека. Октябрь, ноябрь, Классные руков., родительские комитетыКонкурсы творческих проектов: - «История одного экспоната».
- «Виртуальные экскурсии по музеям мира» апрель, майСовет музея
Проведение общешкольных мероприятий «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детей зам.дир по ВР, актив музея, кл. рук.
Участие в акциях:
- «Память Победы»
-«Подарок ветерану»-«Солдатский платок»
- «Парад Победителей»
- «Ветеран живет рядом»
- «Георгиевская ленточка» В течение года. зам.дир по ВР, актив музея, кл. рук, вожатая, педагоги ДО
Ожидаемые результаты.
Для музея:
- оптимизация деятельности музеев в рамках основного направления программы;
- совершенствование содержания деятельности школьного музея;
- рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
- укрепление материально – технической базы музея.
Для учащихся
в воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;
в ходе реализации программы у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.
Реализация Программы позволит заложить основы:
- достижения заданного качества гражданско-патриотического воспитания;
- обновления содержания воспитательной и развивающей работы школы;
- обеспечения преемственности и непрерывности воспитания и развития учащихся.
Руководитель школьного музеяН.Н. Кудюкина.