Конспект урока по окружающему миру Верные друзья и помощники (1 класс)


МБОУ: Мокро-Соленовская ООШ
План – конспект
урока по окружающему миру
Тема: «Верные друзья и помощники»
1 класс
Подготовила учитель начальных классов Колбанова С.А.
2015год
Тема: «Верные друзья и помощники».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-исследование.
Цель:
Обеспечить условия для формирования знаний обучающихся по определению видового многообразия домашних животных.
Задачи:
1.Образовательная.
Умение сопоставлять, сравнивать, определять информацию по теме, находить необходимую информацию в тексте учебника.
2. Развивающая.
Развивать интерес к изучению видового многообразия животных, поведения и питания домашних питомцев.
3. Воспитательная.
Самостоятельно исследовать повадки животных, приводить примеры наиболее интересных фактов из жизни животных.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме урока «Верные друзья и помощники», на партах у учащихся: учебник «Окружающий мир. 2 часть.» О.Т.Поглазова, рабочая тетрадь №2.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, - под рукой!
2. Повторение основных понятий по теме, устная работа.
Учитель: Ребята, сейчас мы проведем мини блиц – турнир, который заключается в следующем: я задаю вопрос, вы даете устный ответ.
Отгадайте, пожалуйста, загадки.
1.Молоко пьет, Песенки поет, Чисто умывается, А с водой не знается. (Кошка.) Слайд №2
2. Зимой спит – Летом улья ворошит. (Медведь.) Слайд №3
3.Живет она у нас в хлеву
Жует и сено, и траву
И молока попить дает
Так кто ее мне назовет? (Корова) Слайд №4
4.Хожу в пушистой шубке.Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки  я грызу. (Белка.) Слайд №5
5. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.) Слайд №6
6.Маленький рост, длинный хвост.
Серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышка) Слайд №7
7.В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы. (Лиса) Слайд №8
8.С бородой, а не старик,
Срогами, а не бык.
Дает молоко, а не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза) Слайд №9
Учитель: Ребята, а кто это? (Слайд № 10) Из животных, изображенных на слайде, выберете и назовите тех, которые относятся к группе диких животных. Как еще можно назвать эту группу животных?
Заслушать ответы детей (Звери)
А к какой группе вы бы отнесли оставшихся животных? (Ответы детей)
Учитель: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Заслушать ответы детей
Учитель: Вы правы, на уроке мы будем говорить о домашних животных. Тема нашего урока «Верные друзья и помощники»
3. Актуализация знаний. Объяснение учителя и работа детей в парах.
Учитель: Ребята, что вы хотели бы узнать о домашних животных? Какие бы задачи поставили перед собой на этот урок? Давайте, ребята, обобщим наши ответы.
Задачи: - узнать, каких животных называют домашними;
-научиться отличать домашних животных от диких;
- совершенствовать умение работать в паре.
(что значит совершенствовать, а что нужно учитывать, работая в паре?)
- Ну, что же ребята, не будем терять время и приступим к нашей исследовательской работе.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации и попытайтесь дать ответ на вопрос: Каких животных называют домашними? Слайд № 11
Работа детей в парах .Учитель: Ребята, заканчивайте обсуждение и ответьте на вопрос: Каких животных называют домашними? О каких отличительных признаках домашних животных вы можете сказать? (Послушать ответы детей)

Учитель: Давайте, ребята, определим основные признаки, по которым мы будем отличать домашних животных от диких.
Выводы детей: -домашние животные живут с человеком;
-домашних животных кормит человек;
-жилища для домашних животных строит человек;
О домашних животных и их потомстве заботится человек.
Учитель: Молодцы, вы справились с заданием, а теперь давайте отдохнем.
ФИЗМИНУТКА Сколько белочек до точки – столько встанем на носочки.
Столько сделаем наклонов – сколько червячков зеленых.
Приседаем столько раз – сколько ежиков у нас.
Сколько зайцев до черты – столько раз подпрыгнем мы.
-Учитель: Ребята, мы немножко отдохнули, а теперь продолжим нашу работу.
Скажите, пожалуйста, названия, каких животных встретились нам во время физминутки? А к какой группе вы бы отнесли этих животных? Объясните почему. ( Послушать объяснения детей)
Учитель: А теперь приведите примеры домашних животных.
4.Самостоятельная работа
Выполнение задания в тетради (№30, стр. 29) 2-3 минуты.
Учитель: Скажите, ребята, а для чего люди разводят домашних животных?
Обсудите в парах рисунок в учебнике на странице 62, обоснуйте ваш ответ, сделайте выводы. (Обсуждение, выводы детей)
5.Первичное закрепление.
-Учитель: Рассмотрите, пожалуйста, эти фотографии, кто на них изображен? Слайд №12
(Слон, бурый медведь, журавль – красавка.)
Учитель: Ответьте на вопросы:1.Где находятся эти животные? (Ответы детей)
2.Животные зоопарка – домашние или дикие животные?
Возможные гипотезы, предполагаемые детьми:
а) Да, т.к. человек кормит их, убирает клетки, следит за потомством.
б) Нет, потому что животные попадают в зоопарк по разным причинам: в лесу находят детенышей, подбирают больных животных и т.п.
Учитель: Давайте сделаем вывод: животные в зоопарке остаются дикими животными, т.к. проявляются их инстинкты.
Даже существует поговорка: «Сколько волка не корми – он все в лес смотрит»
Как вы понимаете это высказывание? (Послушать ответы детей)
Зрительная физминутка.
6.Организация деятельности по применению новых знаний.
Учитель: Ребята, мы сегодня говорим о домашних животных, и мне бы хотелось узнать, научились ли вы отличать различных животных.
Для этого выполните задание № 29 в тетради. Обсудите с товарищем в паре ответ обоснуйте примерами.
7.Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего исследования с помощью игры «Продолжи предложение». Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
1.Домашние животные отличаются от диких тем, что…( ответы детей:
-домашние животные живут с человеком;
-домашних животных кормит человек;
-жилища для домашних животных строит человек;
-о домашних животных и их потомстве заботится человек.
2.Человек приручил животных для того, чтобы…(От них получать: продукты питания, пух, перья, шерсть, лекарства. Кроме этого, общение с животными развивает в человеке любовь к окружающему миру.
Учитель: Что нового вы для себя узнали сегодня на уроке?
Что хотели бы еще узнать?
Подготовьте к следующему уроку сообщение о вашем любимом животном.
Рефлексия.
Оцените, пожалуйста, свою работу по следующим критериям:
Красный цвет – я доволен своей работой на уроке.
Зеленый цвет – я хорошо работал, но умею еще лучше.
Синий цвет – работа не получилась, я недоволен собой.