Конспект урока по самопознанию на тему Наш дружный класс


Дата _____________________ самопознание 2 класс
Тема: «Наш дружный класс» Друзей много – широка дорога
Казахская пословица
Ценность: любовь
Качества : дружелюбие, уважение, взаимопомощь
Цель: расширять представление детей о дружбе как ценности.
Задачи:
       раскрывать значение понятий «дружба», «друзья», «дружный класс»;
       развивать умение видеть положительные качества у друзей;
       воспитывать доброжелательные, дружеские отношения среди одноклассников.
Ресурсы: карточки - «кирпичики» (А4) для строительства дома Дружбы, аудиозапись песни «Если с другом вышел в путь» (сл. М.Танича, муз. В. Шаинского). Фигурки людей и животных приготовленных дома
 I. Орг.момент. Позитивный настрой под музыку «Свет». Сядьте пожалуйста. Удобно, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света он начинает распускаться, лепесток за лепестком. В сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Представьте, что свет начинает ораспространяться по всему вашему телу. Он ствновится все ярче и сильнее. Ваши руки наполняются светом, теперь они будут совершать только хорошие действия и помогать всем. Свет опускается в низ по ногам, теперь ноги будут всети к хорошим делам. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только хорошие, добрые слова. Свет становится ярче и выходит за пределы вашего тела и распространяется повсюду. Пошлите свет тем, кого любите, кто рядом с вами. Посылайте свет во все уголки Вселенной. Побудьте в этом состоянии света, покоя и любви. Теперь поместите свет в ваше сердце, вся вселенная находится в вашем сердце. Сохраните ее покой. А теперь медленно вернитесь в класс.
Круг дружбы
Дети вместе с учителем повторяют следующие слова:
Начни день с дружбы.
Наполни день дружбой.
Закончи день дружбой.
Так надо жить –
Дружбой будем дорожить.
– Посмотрите друг на друга добрым взглядом.
– Улыбнитесь друг другу.
– Скажите друг другу добрые слова.
Работа по домашнему заданию
Дети по желанию рассказывают о том, какой класс они считают дружным, а какой – недружным.
Учитель записывает на доске высказывания детей, выстраивает схему (модель): «Дружный класс».
Беседа
– Много ли у вас друзей?
– Расскажите, как можно найти друга?
– Что бы вы посоветовали человеку, который хочет иметь друзей, но пока не может их найти? Нужно ли учиться дружить?
– Что может разрушить дружбу? (непонимание, ссора, обида, конфликт).
– Что мешает дружбе? (непонимание, обида, конфликт)
(Ответы детей).
 
Рассказ учителя (изложение содержания рассказа «Саша-дразнилка» по Н.М.Артюховой)
Саша очень любил дразнить свою соседку по парте Динару. Динара обижалась и даже плакала.
– Почему ты плачешь, Динарочка? – спросила учительница.
– Меня Саша дразнит.
– Ну и пусть дразнит! А ты не дразнись в ответ.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Динара попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели в столовой, обедали.
– Вот я сейчас поем, – начал Саша, – вернусь в класс и твою куклу в окно выброшу
– Ну что ж, —  засмеялась Динара, – это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
– У тебя насморк, — сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут.
–  А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
—  Все вы, девчонки; – дрожащим голосом проговорил Саша, – все вы ужасные трусихи и плаксы!
– Мне самой мальчики больше нравятся, – спокойно ответила Динара.
Саша посмотрел вокруг и крикнул:
– У меня карандаши лучше, чем у тебя!
– Рисуй на здоровье, – сказала Динара.
Тут Саша не выдержал и заплакал:
– О чем ты плачешь, Саша? – спросила учительница, подойдя к мальчику.
– Меня Динара обидела! – ответил Саша, всхлипывая. – Я ее дразню, а она не дразнится!
         Что помогло Динаре избежать ссоры?
         Почему Саша обиделся, заплакал?
(Ответы детей).
 
Игра «Поссорились -  помирились»
– Иногда мы удивляемся – бывает так, что ребята называют себя друзьями, а сами почти каждый день ссорятся. Но ведь ссориться можно по-разному. Давайте попробуем разыграть ссору молча, без обидных слов, крика и шума.  Сядьте, пожалуйста, парами друг против друга и постарайтесь выразить  свои эмоции с помощью мимики, движений рук. Только пусть каждая ссора закончится примирением.
(Дети садятся попарно – друг напротив друга и изображают сначала ссору, а потом примирение. «Разговор» должен получиться пластичным и эмоциональным) 
Минутка тишины
– Сядьте поудобнее, если хотите, можете закрыть глаза. Проверьте, чтобы спина была выпрямлена, а голова находилась в вертикальном положении. Сделайте глубокий вдох. Расслабьтесь, делая выдох. Еще раз  глубокий вдох и выдох. Прислушайтесь к своему дыханию. Оно ровное и спокойное. Прислушайтесь к себе. Почувствуйте внутри себя тишину, мир, покой…
А теперь откройте глаза.
 
Творческая деятельность
Учитель готовит карточки-«кирпичики» для строительства дома Дружбы. Дети делятся на две группы.  Каждая группа строит дом Дружбы на столе (на полу, на доске), выбирая нужные детали из набора.
Примерный набор деталей:
– Давайте построим  – дом «Дружбы». Вспомните, из каких частей состоит дом?
– Что составляет основу, фундамент дружбы? Какой фундамент вы заложите для постройки своего дома «Дружбы»?
– Какие кирпичики выберете для прочных стен Дома дружбы?
– Расскажите, что такое настоящая дружба.
(ответы детей
 
Цитата урока
В народе говорят: «Друзей много – широка дорога». Как вы понимаете это выражение?
(Ответы детей).
 
Обобщение
Школа – наш общий дом. Наш класс – это семья. И пусть семья наша будет дружной, прочной и крепкой.
Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
 
Домашнее задание
1. Разучите слова песни «Чудо школа»
Звучит песня «Чудо-школа» (на мотив песни «Чунга-Чанга» (сл. Ю.Энтина, муз. В.Шаинского).2. Учитель раздает детям листочки с именами одноклассников, просит нарисовать и написать открытку дружбы для этого человека.
(Лучше распределить имена так, чтобы дети написали открытку для тех, с кем у них проблемы во взаимоотношениях).
 
Круг «От сердца к сердцу»
– Мы!
– Звонче слова в мире нет!
– Мы!
– Это песня и рассвет!
– Мы!
– Это значит ты и я!
– Мы!
– Значит встретились друзья!
Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (сл. М.Танича, муз. В.Шаинского).Если с другом вышел в путь, (2 р )
Веселей дорога.                  
Без друзей меня чуть-чуть, (2 р)
А с друзьями много.
 
Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!