Конспект урока: Водные ресурсы России. Их использование и охрана. 8-й класс


Водные ресурсы России. Их использование и охрана. 8-й класс
Цели:
Рассмотреть особенности водных ресурсов России, их размещение, значение Для хозяйства страны, необходимость эффективного мероприятия по охране вод.
Продолжить формирование ценностного и нравственного отношения к воде. Развивать сознание личной ответственности за экологическое состояние водоёмов. Показать противоречивость интересов и целей потребителей, необходимость создания экологически чистого производства.
Развивать умение самостоятельно работать с источниками географической информации: картами, учебником, научно-популярной литературой, диаграммами.
Тип урока: ролевая игра пресс-конференция.
Оборудование: физическая карта Воронежской области, физическая карта России, фотостенд, подбор научно-популярной литературы, таблички участников.
Ход урока
Эпиграф к уроку:
“ Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни – ты сама жизнь”Антуан де Сент-Экзюпери.
Вступительное слово учителя:
Мы познакомились с условиями, типами вод, изменением их во времени на территории России. Для чего мы это изучили? Для того чтобы оценить их как природное богатство и наметить меры по рациональному использованию и охране.
Сегодня у нас необычный урок. Это урок пресс-конференция. Вам необходимо внимательно слушать выступления, задавать вопросы. Итогом вашей работы будет вывод: “Внутренние воды и человек”.
Ведущий: Уважаемые гости! Уважаемые участники пресс-конференции! Мы собрались, чтобы обсудить очень важные и актуальные вопросы. В последнее время в нашей стране и в мире уделяется большое внимание охране и сохранению природных ресурсов. Одним из них является вода. Вода – самый распространённый минерал на Земле, но без него жизнь не могла бы существовать.
Потребление воды стремительно растёт, и удовлетворение потребностей во многих районах превратилось в серьёзную проблему, особенно в крупных городах, например в Воронеже. Признанием важности этой проблемы стало официальное провозглашение ООН 80-х годов 20 века Международным десятилетием питьевой воды.
Сегодня к нам приглашены специалисты по водным ресурсам и им вы можете задавать свои вопросы: научный сотрудник Института водных проблем РАН, сотрудник кафедры гидрологии ВГУ, представитель областного управления по экологии Воронежской области, представитель “Воронежводоканал”, санитарный врач города, корреспонденты газет и журналов, гости: учащиеся 8 класса школы № 48.
Корреспондент газеты “Аргументы и факты” в Черноземье: Что включает в себя понятие водные ресурсы суши?
Ответ: Водные ресурсы– те воды, которые можно использовать в хозяйственной деятельности человека. Это пресные или слегка минерализованные воды рек, озёр, болот, ледников и снежного покрова земли, а также подземные воды:
Корреспондент журнала “ Пульс”: Как распределяются они по территории России? Ответ: По величине водных ресурсов Россия занимает ведущее место в мире. Общая величина водных ресурсов в России – 4,714 тыс. кубических км. Но распределены они неравномерно. Наиболее водообеспечены северо-западные и восточные районы России. Они экономически менее развиты и заселены. Эти районы обеспечены на 80% от общего количества водных ресурсов. 20% приходится на остальную территорию Европейской части, хотя здесь проживает 70% населения, сконцентрированы главные промышленные и сельскохозяйственные объекты страны. В Западной Сибири находится артезианский подземный бассейн, площадь которого 3 млн. квадратных км., что почти в 8 раз больше, чем площадь Балтийского моря.
Корреспондент газеты “ Бумеранг”: Каковы речные ресурсы России, как они используются? Ответ: Велика роль рек в исторической судьбе России. У славян реки служили и источником воды, пищи, преградой для кочевников. Никто не имел права отказать человеку в воде – этот неписанный закон нашёл отражение в поговорке “Как пить дать”. Величали реки ласково Волга -матушка, Дон – Иванович. С IX века стали использовать энергию текучей воды, строили водяные мельницы. Первая ГЭС в России построена в 1896 году. Реки России относятся к бассейнам: Северного Ледовитого океана – Енисей, Лена, Обь, Печора; Тихого – Амур; Атлантического -Днепр, Дон, Кубань; бессточного бассейна – Волга. Енисей – самая многоводная река – её сток 600 кубических км. в год. Реки являются источником орошения. На Волге, Енисее и его притоке Ангаре, Иртыше построены каскады ГЭС – дающие самую дешёвую электроэнергию. Реки -транспортные артерии – речной, самый дешёвый вид транспорта. Велика роль рек для отдыха населения, физкультуры и спорта. В реках ведётся активный лов рыбы, по ним осуществляется сплав леса. Поэтому все реки необходимы не только как один из компонентов природы, но и для человека. Важно сохранить их богатства.
Корреспондент газеты “ Комсомольская правда”: Как используют подземные воды России? Ответ: 50 % городов России снабжаются подземными водами, бурение артезианских скважин. Запасы подземных вод значительны, но требуют охраны от проникновения загрязняющих веществ. Минеральные лечебные воды – Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки. Термальные воды (t 250-300 С) используются для получения электрической энергии – Паужетская геотермальная электростанция.
Корреспондент журнала “Пульс”: Что значит ухудшение водных ресурсов? В чём его причина? Ответ. Ухудшение водных ресурсов включает в себя загрязнение, засорение и истощение вод. Загрязнение вод происходит неочищенными или недостаточно очищенными водами промышленных предприятий (особенно химических), животноводческих комплексов, смыв в воду остатков агрохимикатов, радиоактивных веществ, угрожающих здоровью людей, рыб, животных.
Засорение – твёрдые промышленные, бытовые отходы, мусор, остатки лесосплава. Истощение – уменьшение стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод в пределах региона.
Причины: нерациональное, бесхозяйственное потребление вод, вырубка водоохранных лесов, горнодобывающая и сельскохозяйственная деятельность на водосборном бассейне.
Многие ТЭС и АЭС используют воду для охлаждения, и потом подогретая вода сбрасывается в водоём, что ведёт к уменьшению О2.
Корреспондент “ Российской газеты”: Какие мероприятия проводятся по сохранению и очищению вод России?Ответ: Создаётся гидрологические заповедники, например: озеро Байкал, Дельта реки Волги. Создана государственная целевая программа “Возрождение Волги”.Она включает: перевод на энерго и водосберегающие технологии в бассейне реки Волга; разработка экологически обоснованных правил природопользования; разработка прогнозов изменения речного стока, качества воды, водопотребления; экологическое воспитание, образование и просвещение жителей страны; очистка сбрасываемых сточных вод до ПДК.
Корреспондент газеты “ Берег”: В чём уникальность озера Байкал? Каково отрицательное воздействие человека на природу озера?Ответ: Лимнология – наука о процессах, происходящих в озёрах, использовании их человеком. В нашей стране около 2,5 млн. озёр. 95 % из них – пресные. Большинство расположены на северо-западе России и в Западной Сибири.
Байкал – самое глубокое, чистое озеро на Земле. В нём обнаружили 1300 видов животных и более 600 видов растений. 82 % видов эндемичны, т.е. обитают только здесь. Для озера характерны: байкальский тюлень, омуль, живородящая рыбка – голомянка. Чистота Байкала поддерживается мельчайшими животными и водорослями, которые усваивают из воды минеральные и органические вещества, в процессе фотосинтеза выделяют Ог, который активно разлагает органические вещества. Так происходит самоочищение Байкала. Вода в озере слабоминерализованная, она не даёт накипи, в ней мало взвешенных частиц.
В Байкал ежегодно сбрасывалось свыше 700 млн. кубических м. сточных вод; особенно опасны стоки ЦБК; на склонах Прибайкалья осуществляется вырубка лесов, имеющих водоохранное и почвозащитное значение. По рекам, впадающим в Байкал, осуществляется сплав леса. Рыбный улов уменьшается. В 1969 г. – 250т, в 1990 г. – 120т выловлено. Редко попадается омуль больше 150грамм весом.
В 1989 г. создан фонд экологической защиты озера Байкал; Прибайкальский национальный парк; активно привлекаются средства массовой информации к акции закрытия ЦБК вблизи Байкала. Но решение проблемы идёт очень медленными темпами, поэтому опасность уничтожения национального достояния страны остаётся и на сегодняшний день. В 1996 году озеро включено в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Временно приостановлено действие Байкальского ЦБК.
Ведущий: Необходимо рассмотреть вопросы водных ресурсов Воронежской области – нашего с вами дома.
Корреспондент “ Российской газеты”: Как обеспечена Воронежская область водными ресурсами? Ответ: Воронежская область обладает значительными водными ресурсами. На территории области широко представлены реки, озёра, болота, искусственные водоёмы и источники подземных вод. Речная сеть довольно густая, насчитывается 233 реки, длиной свыше 10 км. Это равнинные, со спокойным течением реки, принадлежащие к бассейну Дона. По данньм областного управления по экологии и природопользованию, научно обоснованных данных о сокращении рек нет.
Наш регион не испытывает дефицита в водных ресурсах. Питание рек смешанное, преобладает подземное. Весной реки разливаются из-за таяния снега. Межень в августе. Главная река нашей области Дон. Начинается река в Тульской области, впадает в Азовское море. Наиболее крупные притоки Ведуга, Девица, Тихая Сосна, Воронеж, Икорец, Битюг. Реки богаты рыбой.
Корреспондент газеты “ Аргументы и факты” в Черноземье: Как используют воды Воронежской области?Ответ: В целом в области вод больше, чем их используют. Но уже сейчас в крупных промышленных центрах ощущается острый дефицит чистой воды. Кроме того, за последние 20 млн. лет водопотребление существенно сократилось. Так, в 2009 году мы потребили на 32 млн. кубометров меньше, чем годом ранее.Большая часть воды идёт на производственные нужды, растёт использование воды в сельском хозяйстве. Для восполнения дефицита влаги в летний период строятся водохранилища и пруды.Они задерживают талую воду и сохраняют её, пополняя запасы пресных вод. В области сооружено 2600 прудов и 8 водохранилищ.Вода “Икорецкая” из скважины санатория им. Цюрупы, близ села Средний Икорец, рекомендуется для лечения хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Углянческая вода –  для лечения заболеваний, связанных с обменом веществ и желудочно-кишечным трактом.
Корреспондент газеты “ Комсомольская правда”: Каково экологическое состоянии водоёмов области?Ответ: Экологи признают, что ситуация с состоянием рек в области “крайне напряжённая, но некатастрофическая”. Из 268 сооружений для очистки сточных вод около 35% устарели и требуютсрочной реконструкции. В 9 райцентрах они и вовсе отсутствуют. Большинство малых рек области обмелены, заилены, заболочены.Например, в реке Богучарка взвешенные вещества превышают фоновый показатель в 3 раза; железа в 4 раза; меди в 2 раза; в реке Чёрная Калитва – нитратов в 10 раз. Особенно тяжёлое состояние у рек Битюг, Хопёр, где ПДК превышены в десятки и сотни раз. Сброс 7 тыс. кубических метров навозосодержащих стоков в р. Девица привёл к гибели рыбы и такие случаи не единичны.Ещё тревожнее обстановка с экологией Воронежского водохранилища. Ежесуточно сбрасывается 40–70 тыс. кубических м. неочищенных стоков, до 30 млн. куб.м. талых вод с территории города. Такая вода практически не поддаётся самоочищению. Бактериологические показатели в 7 тыс. раз выше норм. Найдены сальмонелла, яйца аскарид, ротовирусы, холероподобный вибрион. Подготовлены и внесены предложения по строительству и реконструкции очистных сооружений в проект “Чистая вода Воронежской области на 2011–2017 годы”.
Корреспондент газеты “ Бумеранг”:  Какое состояние питьевой воды в городе Воронеж? Ответ: Большинство скважин находится недалеко от водохранилища и происходит миграция металлов в подземный горизонт. По качеству вода хорошая, но в ней нехватка фтора (он сохраняет эмаль зубов). Но в последние годы вызывает тревогу избыток железа и марганца. Вода под г.Воронежем загрязнена всеми элементами табл. Менделеева. По результатам исследований вода с повышенным содержанием хлоридов отрицательно влияет на функционирование системы пищеварения.
Корреспондент газеты “Сто советов”: Как лучше использовать питьевую воду, чтобы снизить вредное воздействие на организм?
Ответ:
Прежде чем готовить пищу, нужно воду отстоять в стеклянной посуде 24 часа, т.к. при быстром нагревании хлор растворится в воде и соединится с органическими веществами. А эти соединения ядовиты.
Нельзя долго кипятить воду.
Сырая вода опасна, т.к. содержит соли, убедиться в этом нетрудно, заглянув в чайник. В нём масса накипи. В кастрюле её нет, она вся оседает на пище, а затем скапливается в различных частях нашего организма.
Корреспондент газеты “ Берег”: Каковы пути эффективного решения охраны Воронежского водохранилища?Ответ: Разработка программы экологической безопасности Воронежского водохранилища.
Основные мероприятия:
внедрение водосберегающих технологий, переход на замкнутые системы водопотребления;
реконструкция и замена старых канализационных сетей, для исключения аварийных утечек;
осуществление режимного контроля качества воды, особенно в зонах массового отдыха населения;
усовершенствование способов очистки питьевой воды;
осуществление экологически безопасных и недорогих методов борьбы с зарастанием водоёмов – разведение растительноядных рыб (белого толстолобика, белого амура);
очистка поступающих в водохранилище ливневых и промышленно – бытовых сточных вод до нормативных требований.
Ведущий: Итак, наша конференция заканчивается и мы предлагаем вам рекомендации научной конференции:
Помните, что, засоряя, отравляя реки, почвы и воздух мы не только обделяем себя, но и лишаем будущие поколения прекрасных творений природы, условий жизни.
Повышайте свой уровень образования в экологическом всеобуче “Помоги себе сам”.
Требуйте экологической гласности от должностных лиц.
Экономьте воду, сообщайте в аварийную службу обо всех утечках воды, неисправностях водопроводов.
Не употребляйте сырую воду из – под крана, из открытых водоёмов.
Благодарю всех участников пресс – конференции.И закончить её мне бы хотелось строками из стихотворения:
“Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и вкусная вода”.Э. С. Огнецвет.
Закрепление нового материала.
Рефлексия Что дал вам сегодняшний урок? О чем заставил задуматься ?– Как используются реки России?– Какие проблемы возникают в процессе их хозяйственного освоения? (Покажите на конкретных примерах.)
– Что ещё кроме рек относится к водным ресурсам нашей страны?– Что вы знаете о водных ресурсах нашей области?– Как необходимо использовать водные ресурсы?
Подведение итогов урока.Выставление оценок.
 Домашнее задание: Оформить вывод в тетради, объяснив схему: “Внутренние воды – человек ”.