Статья Организация и методика изучения особенностей творческого вообра-жения младших школьников на индивидуальных занятиях по музыке в учреждениях дополнительного образования

Б.В. Субботин

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКЕ
В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за учащимся, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени. Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.
Изучив теоретические положения по нашей проблеме, мы разработали методику, направленную на исследование воображения школьников, которая основывается на активном привлечении ассоциаций учащихся, возникающих у них при прослушивании музыкальных произведений.
Суть нашей методики в следующем: чем большее количество ассоциативных связей сможет оживить в своей памяти школьник, тем ярче, точнее и содержательнее будут отражающие их внутренне слуховые образы, а значит, активизируется его воображение.
В связи с этим, важно:
– подобрать яркий репертуар, направленный на активную работу фантазии и всей эмоциональной сферы учащихся;
– стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу звучащей музыки.
Поэтому в качестве репертуара мы использовали русские народные песни «Светит месяц» и «Калинка».
Детям было предложено прослушать эти песни в течение 4 уроков и ответить на следующие вопросы:
1. Есть что-нибудь общее между прослушанными мелодиями русских народных песен «Светит месяц» и «Калинка»?
2. Как музыкальный язык передает русский характер этих песен?
3. Как бы ты назвал эти песни?
4. Какую картину в твоем воображении рисует музыка данных русских народных песен?
5. Какое настроение вызывают у тебя эти песни?
6. Что выражает и изображает мелодия?
7. Какие картины помогают тебе увидеть эти песни? Опиши словами из песен.
8. Какой должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе светящийся в небе месяц и кусты калины?
Таким образом, через восприятие и активизацию воображения мы пришли к определению программного содержания некоторых музыкальных произведений. Это позволило нам разработать следующие рекомендации для педагогов дополнительного образования:
1. Использовать задания, в которых ребенок может:
а) создавать образ предмета по его словесному описанию;
б) воссоздавать целостный образ картинки на основе восприятия одной или нескольких ее частей.
2. Оперировать в уме образами простых многомерных объектов (пространственное воображение).
Все предметы окружающего нас мира существуют в пространстве. И образы воображения, чтобы быть адекватными, должны отражать пространственные характеристики этих предметов. В связи с этим, очень важно развивать у ребенка способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности школьникам можно предложить игры двух типов:
а) на мысленное преобразование предмета в пространстве;
б) па представление взаимного расположения нескольких предметов в пространстве.
3. Подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла.
Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка часто не достигают своего воплощения. В школьном возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные музыкальные произведения.
Таким образом, проблема развития воображения школьников на уроках музыки в младших классах является актуальной и требует тщательной её разработки. Заявленная в данной статье тема требует тщательного изучения. Знания психологии и педагогики позволяют определить методы и приемы, которые активизируют воображение школьников на индивидуальных занятиях по музыке.
Замечено, что воображение тесно связано с музыкально-слуховыми представлениями, музыкальной памятью, чувством ритма, ладовым чувством, то есть музыкальными способностями. Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за школьником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого опыта и занимает много времени. Тем не менее, об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.
Изучив теоретические положения по нашей проблеме, мы разработали методику, направленную на исследование воображения школьников, которая основывается на активном привлечении ассоциаций младших школьников, возникающих у них при прослушивании музыкальных произведений. Мы считаем, что подобные уроки способны решать проблему исследования воображения школьников на дополнительных занятиях по музыке на первом году обучения в учреждениях дополнительного образования детей.
Развитие творческого воображения на индивидуальных занятиях по музыке помогает учащимся преодолеть многие трудности при разучивании ими музыкальных произведений, при подготовке и участии в различных концертах и конкурсах. Использование в процессе обучения школьников метода аналогии способствует развитию воображения учащихся. Это помогает возбудить у детей интерес к изучению живописи, художественной литературы, театра, архитектуры и других областей искусства, способствующих созданию необходимых образов при разучивании и отработке музыкальных произведений. Всё это может помочь юным музыкантам, решившим продолжить занятия после окончания школы, студентам музыкальных училищ и музыкальных ВУЗов.

Литература

1. Брушлинский А.В. Воображение и творчество. – М., 1999.
2. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: Хрестоматия по психологии. – М., 1997.
3. Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроках музыки. – М., 2001.








13PAGE 15




Заголовок 1 Заголовок 215