Использование здоровьесберегающих технологий в вокальном кружке


ДТ «Октярьский» г. Липецка
Методическая рекомендация.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий
на занятиях в вокальном кружке»
Автор: педагог дополнительного образования
Жолнерчик Наталья Николаевна
Липецк – 2017
В соответствии с законом «Об образовании РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года, здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики. Поэтому образовательным технологиям, способствующим оздоровлению детей, отведена очень важная и значимая роль среди других образовательных технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – это совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
В своей образовательной деятельности, в Образцовом вокальном ансамбле «Весна», я использую здоровьесберегающие технологии на всех занятиях, потому что очень важно обеспечить каждому учащемуся возможности сохранения здоровья за весь период обучения. Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и научить применять их в повседневной жизни.
Занятия у детей происходят так: 2 раза в неделю по 1 часу 40 минутам, каждое занятие это: 45 минут учебной деятельности, 10 минут – перемена и ещё 45 минут учебной деятельности (приложение № 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14 «Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования»).
На занятиях создается санитарная обстановка и гигиенические условия, соответствующие нормам СанПиН. Кабинет часто проветривается, соблюдается оптимальный тепловой режим, в нашем кабинете чисто и светло. Дети знакомы с правилами техники безопасности. От благоприятных внешних условий создаётся и благоприятный психологический климат в детском объединении, эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка.
Всё это повышает работоспособность, помогает раскрыть способности каждого ребенка, и приводит в конечном итоге к хорошим результатам: высокой посещаемости, успешному освоению образовательной программы, наличию учащихся-призеров и победителей вокальных конкурсов различного уровня.
На занятиях в вокальном кружке, при использовании здоровьесберегающих технологий, должна быть, на мой взгляд, рациональная плотность самого занятия. Т.е. время, затраченное детьми на учебную работу не должно занимать всё занятие, должно оставаться время отдых, а именно на логоритмическую гимнастику (дидактическую игру).
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения (если нужно записать большой объём информации: например текст песни) или стояния (поют дети стоя). Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
На занятиях происходит чёткая организация учебного труда. Работа происходит по авторской образовательной программе «Я хочу услышать музыку». Само занятие состоит из разных видов деятельности. Учащиеся стоя поют, сидя – записывают информацию в тетради, слушают музыкальные произведения,работают у доски (решают музыкальные задачки), делают дыхательную гимнастику, разучивают танцевальные движения под своё пение.
Обучение происходит с учётом ведущих каналов восприятия информации: аудиовизуальный (слушание музыки с одновременным просмотром схем, наглядных материалов, нот), кинетический – зрительно воспринимаемые движения другого человека (педагога или ребёнка) «сделай как я», «повтори за мной».
На своих занятиях я использую работу с музыкальными лесенками. Которая способствует не только развитию звуковысотного слуха у детей, но и используется как пальчиковая гимнастика – игра. Дети пальчиками показывают высоту звука, понимают схематически что значит голосом «идти вверх» или «идти вниз».
Используется на занятиях и ритмотерапия. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают воспитаннику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект. Ритмотеррапия мною используется на первом и втором годах обучения, где возраст детей 6-9 лет. Дети более старшего возраста в таких музыкально-ритмических упражнениях не нуждаются, для них используется музыкально-рациональная психотерапия.
Музыкально-рациональная психотерапия. Музыкально-рациональная психотерапия в условиях вокального кружка представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым. Например, прослушиваем песню-притчу, в которой затрагиваются вопросы добра и зла, поступки людей, а затем обсуждаем это. Я задаю несколько вопросов в начале обсуждения и наблюдаю за тем, как дети развивают тему дальше, учатся делать выводы, спорят и приходят к определённому умозаключению. Таким образом, включаются в занятия технологические приёмы и методы, способствующие самопознанию и самооценке учащихся.
Важное и довольно продолжительное время (до 10 минут) отведено на занятиях дыхательной гимнастике. Дыхательная гимнастика способствует выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, положительно влияет на функцию нервнорегуляторных механизмов, управляющих дыханием.
На рисунке: Активный вдох – живот надулся, шумный выдох – живот втянулся к спине.

Упражнения дыхательной гимнастики активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д. - и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма. Возрастает потребление кислорода, повышенную потребность в котором называют "жаждой кислорода". И так как в этой гимнастике все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), в результате усиливается внутреннее тканевое дыхание и повышается усвояемость кислорода тканями. Упражнения подбираются по возрасту воспитанников: если на первом году обучения дети только учатся и делают короткие вдохи не больше четырёх, то после третьего года обучения дыхательные упражнения становятся более «взрослыми» и дети делают продолжительные вдохи до восьми раз, а затем один выдох. Использование дыхательной гимнастики - позволяет бороться с такими проблемами как: насморк, аденоиды, гайморит, бронхит, бронхиальная астма, невроз, болезни сердечно-сосудистой системы, головные боли, заикание, остеохондроз, сколиоз. На первых же занятиях происходит беседа с родителями о противопоказаниях дыхательной гимнастики: эпилепсия, предобморочное состояние, заложенный нос, головокружение.
Каждое занятие строится с учётом работоспособности детей. В начале, когда работоспособность у ребёнка высокая – разучивается новое произведение, в середине, при небольшом спаде внимания – происходит слушание музыки, в конце занятия – повторение выученных ранее песен. А так же происходит целеноправленная рефлексия во время всего занятия и в его итоговой части.
Учитывается индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Уже давно изучен оздоровительный эффект во время слушания классической музыки. Так, одни мелодии позволяют получить расслабляющий эффект, другие способствуют нормализации регуляторных функций: регуляции ритма сердечных сокращений и дыхания, формированию состояния уверенности; одни поднимают настроение, другие прослушиваются для успокоения и умиротворения. Всё это учитывается во время построения и проведения занятия.
Не секрет, что на заниматься вокалом приходят не только благополучные (в психологическом плане) дети, но и детки, у которых не всё ладится в общении со сверстниками, или дома напряженная психологическая обстановка (при совершенно нормальном финансовом благополучии семьи). Даже такой ребенок с проблемами, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. За время общения с музыкой, во время пения, он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром. Дом творчества, это то место, где каждый ребёнок найдёт себе отдушину. Ведь петь полезно, даже если нет слуха. Научившись выражать свое состояние голосом, ребёнок получает средство для снятия внутреннего напряжения. После вокальных занятий  дыхание становится более ровным и экономным. А правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы.
Применение здоровьесберегающих технологий помогает сохранению и укреплению здоровья воспитанников Образцового вокального ансамбля «Весна», в Доме творчества «Октябрьский». Обобщение опыта использования таких технологий транслировалось на открытых занятиях в нашем доме творчества. Все, кто присутствовал на этих занятиях, давали положительную оценку данной методике. Потому, что виден результат: дети меньше болеют.

Происходит предупреждение переутомления воспитанников на занятиях, улучшается психологический климат в детском коллективе, приобщаются и родители к работе по укреплению здоровья детей, повышается концентрация внимания, снижаются показатели заболеваемости и уровень тревожности. Ведь музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом. 

Наглядное пособие в кабинете.

Дыхательная гимнастика.