Статья Патриотическое воспитание на уроках химии и во внеурочное время.

Патриотическое воспитание на уроках химии и во внеурочное время.

«Воспитание человека – гражданина, человека – патриота, должно быть главной целью всего педагогического процесса» М.В. Ломоносов

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения является актуальной на всех этапах развития человеческого общества.  Современная школа стремится не только обучить человека ЗУНам, но и воспитать нравственного гражданина. А «нравственность» не может существовать без понятия «патриотизм». За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Буду считать свой долг выполненным, если ученик скажет: «Я горжусь своей страной, своими соотечественниками, своей школой!» Это далеко не пафосные слова. В настоящее время в связи с кардинальными преобразованиями во всех сферах жизни нашего общества данная проблема приобретает особое значение. Изменения, происходящие в политике, экономике, образовании, требуют специального анализа сущности и содержания понятия «патриотизм». С учетом современных философских, психолого-педагогических исследований патриотизм рассматривается как сложное явление, как неотъемлемая часть социально-нравственной направленности личности. Именно патриотизм сегодня способен сплотить наше общество, раскрыть для многих людей смысл их собственной жизнедеятельности, поднять их понимание и ответственность за рамки корпоративности и социально-классовых, национально-этнических различий.  В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков патриотических качеств особую роль сыграли П.П. Блонский, А.С. Макаренко, И.Н. Руссу, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, В.И. Лутовинов и др. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков. Воспитание гражданского самосознания является сердцевиной воспитательной системы школы. Содержание этого процесса  – совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. В наши дни Россия переживает духовный кризис, который выражается в  «угасании» патриотических чувств, смене нравственных  ценностей. Недостаточно значимы стали традиции и обычаи семьи. Современные дети испытывают большое влияние средств массовой информации, интернета. Интерес к западной культуре сводится к  бестселлерам, фильмам, музыке и шоу-программам. Обсуждение таких тем, как патриотизм, уважение  к семейным традициям, вклад российских учёных в развитие науки во всём мире,  происходит в школе и в семье очень редко. Необходимо было разработать систему урочной и внеурочной деятельности: определить цели и задачи, содержание (усиление гражданско-патриотического компонента), методы, приемы, способы деятельности, которые должны приводить к планируемому результату – воспитанию гражданина, любящего свою Родину. Патриотическое воспитание  проходит «красной нитью» через весь изучаемый материал на уроке химии и  во внеклассной деятельности по предмету. Эту цель я реализую через решение  следующих задач:
воспитывать патриота России, Кировской области, Нагорского района и своей школы через уроки химии, внеклассную деятельность и классное руководство;
формировать мотивацию к изучению химии.
Социальный заказ современному преподавателю заключается в том, чтобы поднять осуществление образовательного процесса на более высокий и качественный уровень, сделав неотъемлемой стороной образовательного процесса воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности и дисциплины. Эта проблема становится объективно тем актуальнее, чем острее проявляется негативное отношение молодежи к таким понятиям, как любовь к Родине, защите интересов государства. Долг, совесть, чувство ответственности перед Родиной – эти слова для сегодняшнего молодого поколения звучат зачастую как нечто неопределенное, аморфное. Чувство долга перед Родиной, вызывает у обучающихся целую дискуссию. Для многих эти понятия несовместимы, они не могут их принять, так как за свою короткую жизнь слышали от взрослых, из СМИ, а также встречают в обычной жизни лишь негатив, связанный с их Родиной. Но преподавателю, обладающему аналитическим мышлением, понятно, что негатив – это обратная сторона всякой действительности, что положительных, хороших явлений больше, только надо об этом почаще напоминать обучающимся. Исходя из этого, можно говорить о том, что в каждом учебном заведении, в частности на уроках, в ходе внеклассных мероприятий, в личных беседах преподавателя с обучающимися не только необходимо поднимать данные проблемы, но и обсуждать их, пытаться решить. Уроки химии призваны сыграть большую роль в овладении обучающимися основами наук, формирование у них прочных убеждений, воспитание в духе любви к своей Родине. При изучении каждой темы делаю акцент на вклад наших соотечественников в развитие науки. Практически на каждом уроке можно упоминать фамилии российских учёных. Пожалуй, наверное, никто из россиян или из граждан любой другой страны не оспорит той главной роли в истории химии, которую сыграл Менделеев. Были, несомненно, корифеи науки из других стран, чьи блестящие открытия сыграли немаловажную роль в химии, ведь был девятнадцатый век, Европа блистала вековыми всплесками научной мысли в математике, химии, физике и в других науках. Имя Менделеева, как величайшего химика, бессмертно.
Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи, многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; также он заложил основы науки о стекле. Благодаря работам таких выдающихся учёных, как Александр Михайлович Бутлеров, Владимир Васильевич Марковников, Александр Яковлевич Данилевский, Сергей Васильевич Лебедев, Николай Николаевич Семёнов, Николай Николаевич Зинин, Николай Дмитриевич Зелинский, Александр Евгеньевич Ферсман, Алексей Евграфович Фаворский, Николай Николаевич Бекетов, Александр Порфирьевич Бородин и многие другие, Россия по праву считается великой державой.
Патриотическое воспитание направлено на просвещение учащихся с целью выработки у них собственных патриотических взглядов, суждений, оценок. Изучение, осмысление и анализ опыта поколений помогает критически осмысливать и анализировать собственные поступки, а также поступки своих сверстников и одноклассников. При изучении темы «Металлы» можно дать краткие сведения об их применении в военном деле и в авиации, познакомить учащихся с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показать глубокий патриотизм, героизм людей науки. Учащиеся делают сообщения и презентации на тему: «Металлы тоже воевали». При изучении темы «Подгруппа углерода» и рассмотрении явления адсорбции можно заслушать сообщение учащегося о создателе первого противогаза - Николае Дмитриевиче Зелинском. При изучении темы «Ароматические углеводороды», рассматривая их применение, следует отметить, что толуол является сырьем для получения тринитротолуола, торговое название которого - тротил. Синтез толуола, из которого был получен тротил, выполнил в 1941г. академик Ю.Г. Мамедалиев. В теме «Природные источники углеводородов и их переработка» при рассмотрении процессов переработки нефти можно также отметить роль академика Н.Д. Зелинского в развитии нефтехимической промышленности в годы Великой Отечественной войны.
Помимо уроков разработаны внеклассные мероприятия: викторины, конференции, семинары, благодаря которым можно подробнее познакомиться с биографией учёных, их заслугами перед Отечеством и мировой наукой. Обязательно используется краеведческий материал. Роль земляков в победе над фашизмом также огромна. Оформляются стенды о химической промышленности Кировской области. Учащиеся создают презентации о великих русских учёных-химиках. Это лишь некоторые примеры осуществления патриотического воспитания при обучении химии и во внеклассной работе. Многолетний опыт работы показал, что уроки и внеклассные мероприятия, на которых используется дополнительный материал, способствующий воспитанию у обучающихся патриотизма, проходят живо, увлекательно. Не обязательно факты должен преподносить преподаватель, необходимо заинтересовать обучающихся, чтобы они и сами смогли приводить примеры из жизни, которые они знают, из военных мемуаров и художественной литературы, из журналов, газет, кинофильмов, телевизионных передач.
В заключении хочу отметить, что возрождение патриотических ценностей в процессе обучения любого учебного заведения зависит не только от наших возможностей, а самое главное от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны, людьми с глубокими корнями, с развитым чувством ответственности перед Родиной. А методы и технологии преподаватель, чувствующий на себе ответственность за молодое поколение и за будущее нашей страны, найдет и подберет для своих питомцев. Наша задача: воспитать подлинные патриотические чувства к Родине у подрастающего поколения.










Литература:
Бондаревская Е.В. Учителю о личностно-ориентированном образовании Ростов-на-Дону, «РГПУ», 1998.
Кабуш В. Система гуманистического воспитания школьников Мн.: Полымя, 2000
Литвинова Л.С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005
Преображенский, А.А. Патриотические традиции русского народа // А.А. Преображенский -ПИШ. – 1993. - № 1. – С. 3-10.
Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская. -М.: Педагогика, 1990.
Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
Хуторской А.В. О соотношении личностно-ориентированного и человеко-сообразного типов образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 16 октября. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


Заголовок 2џђ Заголовок 315