Доклад к презентации Испоьзование игровых технологий на уроках в начальной школе


Использование игровых технологий в учебно – воспитательном процессе в начальной школе ( 1 слайд)
Задача, конечно, не слишком простая:Играя учить и учиться, играя.Но если с учебой сложить развлеченье,То праздником станет любое ученье!
С первых шагов работы в школе я строю все свои уроки, опираясь на игровые технологии. Ещё В.А.Сухомлинский говорил:
СЛАЙД 2.
«Игра - это  огромное  светлое  окно,  через
  которое  в духовный  мир  ребёнка  вливается
живительный поток  представлений, 
понятий  об  окружающем  мире. 
Игра - это  искра,  зажигающая  огонёк 
пытливости и  любознательности».
Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности.
В настоящее время главными задачами учителя начальной школы является развитие у детей индивидуальных способностей, ключевых компетенций, умения видеть перспективу применения полученных знаний на практике, легко адаптироваться в современном мире, реализовать себя в будущем.
Поэтому у каждого ребёнка должно сформироваться положительное отношение к учению.
Младший школьный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабо дифференцировано, непрочно.
Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться. Очень важен тот факт, что формирование положительного отношения к учению у младших школьников накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения.
Ведь успешная учёба, осознание своих потребностей, умений качественно выполнять разные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируются, то у ребёнка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.
Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал тот или иной предмет?

Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые формируют положительное отношение у ребёнка к учению, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, ведущая деятельность из игровой превращается в учебную, и основным видом его деятельности должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность школьника должна быть пронизана играми и игровыми моментами.
СЛАЙД 3.
Выделяю следующие цели игровой деятельности:
Дидактические
Воспитывающие
Развивающие
Социализирующие
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую.
СЛАЙД 4.
Для младшего школьника игра имеет исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.
«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»
СЛАЙД 5.
Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, я пришла к следующим выводам:
игра активизирует познавательную деятельность учащихся;
игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;
игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление;
игра помогает снять усталость;
игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу;
В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.
Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
СЛАЙД 6 -7.
В своей работе я использую игтегрированные уроки, нестандартные уроки, что формирует широкие познавательные интересы.
Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, предметные рисунки, уроки-конкурсы, уроки-представления, уроки-путешествия).
СЛАЙД 8.
Игры по виду деятельности:
Физические ( двигательные)
Интеллектуальные (умственные)
Трудовые
Социальные
Психологические
СЛАЙД 9.
Эта работа продолжается мною и во внеурочной деятельности, где я веду кружок «Воспитание сказкой», знакомя учащихся с классикой русской литературы, поэтами и писателями.
СЛАЙД 10.
Веду кружок «Школа здоровья», центральное место в котором отводится здоровью , спортивным играм, соревнованиям, эстафетам.
СЛАЙД 11.
Существуют разные типы игр:
Предметные
Сюжетные
Ролевые
Деловые
Имитационные
Игры-драматизации
СЛАЙД 12.
На разных этапах урока я применяю разнообразные игры – соревнования, эстафеты, вивторины с творческими заданиями, выборочное чтение, инсценирование, «путаницу», составление синквейна, кластера. Уроки литературного чтения я сопровождаю музыкальными фрагментами, живописью, показом отрывков из опер и балета.
Физкультминутки на этих уроках связываю с темой урока, устанавливая межпредметные связи с другими предметами: изобразительное искусство, окружающий мир, русский язык. Это способствует воспитанию у детей культуры речи, доброжелательному отношению к мнению других, готовности слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию, а так же способствуют расширению кругозора и эрудиции детей.
СЛАЙД 13.
Ролевые игры дают возможность проявлять такие качества, как честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по определенным правилам.
СЛАЙД 14.
В ходе игры дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания.
СЛАЙД 15.
У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Игра формирует навыки самоконтроля и самооценки.
Анализируя свой педагогический опыт, хочу подвести итог.
В свете новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования приоритетом определена реализация развивающего обучения, а целью и результатом усвоения у младших школьников универсальных учебных действий- воспитание и обучение через игровую технологию, вовлекая в работу слабых, стеснительных, неразговорчивых ребят, которые раскрывают свои способности, становясь раскрепощенными, открытыми и доверчивыми, что отмечают учителя среднего звена школы на своих уроках..
СЛАЙД 16 – 17.