Урок по теме «Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях».»











Урок по теме
«Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова.
«Есть женщины в русских селеньях». Понятие об эпитете»






Слушателя курсов:
Котловой Л.В., учителя русского языка
и литературы МБУ СОШ № 55,







Предмет Литература
Класс 5
Тема «Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть женщины в русских селеньях». Понятие об эпитете»
Тип урока Урок изучения нового материала
Форма проведения диспут
Технологии: исследование, синквейн.
Цели:
Образовательные:
1) Познакомить с жанровыми особенностями стихотворения; учить анализировать стихотворный текст по плану; учить выявлять изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.
Работая в кабинете-музее, посвященном жизнь и творчеству Н.А. Некрасова, окунуться в эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству, используя ресурсы кабинета.
2) провести анализ портретных зарисовок главной героини поэмы; проследить главные особенности характера главной героини; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение героиней поэмы.
Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить характер и поведение героини обобщать, делать выводы.
3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.
4) учить анализировать стихотворный текст.
5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
6) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся на примере чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией, которая является приложением к новому учебнику для 5 класса)
Воспитательные:
1) воспитывать нравственные качеств личности на примере качеств главной героини поэмы;
2) учить умению работать в микрогруппе (паре): уметь планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Рефлексия
Предметные результаты
УУД

I.Мотивационный
Оргмомент
1-2 мин


Приветствие класса учителем




- Я готов к плодотворной работе на уроке.

Регулятивные:
волевая саморегуляция;
Личностные:
смыслообразование (Я должен посмотреть...)
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Создание проблемной ситуации. Выдвижение гипотез
5-7 минут
- Мы уже знаем, как тяжёло жилось крестьянам на Руси во времена Н.А. Некрасова из стихотворения «На Волге», знаем о невыносимой жизни бурлаков.
- Как вы думаете, а легка ли была жизнь женщины-крестьянки? Докажите примерами из прочитанных ранее произведений, из истории России.

- Однако в отрывке из поэмы «Мороз, Красный Нос» Н.А.Некрасов изображает совсем иную картину из жизни женщины-крестьянки, находя в ней привлекательные черты.

- Как вы считаете, какова будет цель сегодняшнего урока? Что мы должны будем выяснить для себя?
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?
Ответ на проблемный вопрос, приведение примеров из истории и литературы.










Учащиеся высказывают предположения о том, что они должны будут найти в произведении Некрасова доказательства того, что героиня поэмы – счастливая и довольная жизнью женщина.

- Я задумаюсь о судьбе русской женщины в прошлом, о светлых и тёмных сторонах её жизни, попытаюсь проникнуться судьбой героини поэмы.
Умение анализировать литературное произведение; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, мораль.
Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;
нравственно-этическое оценивание
Регулятивные: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование
Познавательные: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

II.Ориентировочный
Актуализация знаний.
Выдвижение гипотез.
5-7 минут
- Послушаем отрывок из поэмы (в исполнении подготовленных учащихся или с использованием фонохрестоматии).


- Какой образ рождается у вас в воображении по прочтении этих строк?
- Сравните свои воображаемые портреты с иллюстрациями к произведению (А.Пластов и др.).

Чтение и слушание текста.




Высказывания учащихся, рисование словесного портрета героини.
Сравнение словесных портретов и графических изображений героини поэмы.
Что произвело на вас самое сильное впечатление в прочтённом тексте?
Умение выразительно читать произведение; анализировать образ героини; составлять словесный портрет героя.
Познавательные:
общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические:
анализ, сравнение, синтез.
Регулятивные:
контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).


III.Исполнительский
Поиск решения проблемы.
Представление результатов.
20-25 минут

Работа в группах.
1 группа: - Найдите в тексте стихотворения примеры того, что работа доставляет крестьянке радость.
2 группа: - Найдите в тексте стихотворения примеры того, что крестьянка умеет и отдыхать вместе с семьёй.
3 группа: - Найдите в тексте стихотворения примеры того, что крестьянка вызывает восхищение автора.
4 группа: - Проанализируйте, какие эпитеты помогают автору создать образ гордой, полной достоинства женщины из народа.


Работа учащихся с текстом в группах.

Ответы с использованием текста.
Отработка учащимися понятия об эпитетах.

Учащиеся делятся собственными впечатлениями о героине стихотворения, говорят, что вызвало в них подобные чувства к ней.
Умение анализировать образ героини, понимать авторскую позицию и находить подтверждение этому в самом тексте произведения.
Познавательные:
общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические:
анализ, сравнение, синтез.
Регулятивные:
контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).




IV.Рефлексивный
Применение новых знаний.
5 минут
Составление синквейна по данному отрывку.
- Ребята, можем ли мы предположить, как сложилась судьба этой прекрасной женщины, героини поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос».
- Почему мы не можем однозначно сказать, что судьба этой женщины сложится так же «радужно», как описал автор в данном отрывке?


Работа по составлению синквейна на доске и в тетрадях.

- Возникло ли у вас желание прочитать произведение целиком и узнать о дальнейшей судьбе героини? Есть ли у вас ощущение того, что её жизнь останется такой же «радужной», как в этом отрывке? Почему?
- Я сегодня узнал
- Я сегодня почувствовал

Уметь анализировать произведение и высказывать предположения о содержании всего произведения по отрывку.
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи,
планирование,
прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.


V. Подведение итогов
Определение домашнего задания, оценивание работы учащихся.
3-5 минут.

- Дома ещё раз перечитайте этот отрывок, ответьте на вопросы учебника (стр. 195-196) (всем)
- Выучите отрывок наизусть (по желанию).
Или:
- Проиллюстрируйте любой понравившийся отрывок стихотворения.
- На следующем уроке мы создадим выставку ваших работ и послушаем выразительное чтение стихотворения теми, кто выучит его наизусть.
- Оценки за урок
Учащиеся записывают домашнее задание, делая предварительный выбор того, что они хотят сделать.



Кем вы хотите себя ощутить: чтецами художественного текста или художниками-иллюстраторами? Почему?
.
Регулятивные:
волевая саморегуляция
осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Познавательные:
умение структурировать знания
оценка процессов и результатов деятельности
Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.




Самоанализ урока
Данный урок может быть проведён в пятом классе любого состава учащихся, так как подбор заданий соответствует любому уровню подготовленности учащихся.
Данный урок изучается в тесной связи с предыдущим уроком по изучению стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» о тяжёлой доле бурлаков, а также с последующим уроком по изучению стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», рассказывающем о том, как жили дети из крестьянских семей. Таким образом, в сознании учащихся рождается целостный образ – жизнь целого поколения крестьянства: и взрослых, и детей, как мужчин, так и женщин.
Содержание учебного материала соответствует поставленным целям (образовательным, развивающим и воспитывающим).
На уроке используются различные методы, формы и приёмы работы, направленные на формирование УУД в соответствии с ФГОС.
Каждый этап урока направлен на достижение планируемых результатов и соответствует возможностям учащихся данного возраста и различной степени подготовленности.
В результате проведения данного урока прогнозируется формирование положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, заинтересованность в углублении полученных знаний и стремление к планированию дальнейшей деятельности на уроках литературы.
В ходе урока неоценимое значение имеет психологический аспект в подаче материала, вызывающий отклик у учащихся, желание сопереживать героине изучаемого произведения.
Формы работы (коллективная, групповая, инивидуальная), их чередование позволяют избежать быстрой утомляемости учащихся, поддерживают их работоспособность и заинтересованность в течение всего урока.
Задействованность практически всех учащихся в различных видах и формах деятельности на уроке позволяет поставить большое количество оценок по итогам урока.
Домашнее задание на следующий урок имеет творческую направленность и даёт учащимся возможность выбора, что несёт в себе положительную психологическую мотивацию на дальнейшее сотрудничество и сотворчество как в рамках урока, так и вне его.


15