Через игру к знанию своего региона или применение игровых технологий на уроках географии при изучении регионального компонента

Через игру к знанию своего региона
или применение игровых технологий на уроках географии при изучении регионального компонента

Кокина Марина Борисовна

учитель географии
МКОУ «Апраксинская основная
общеобразовательная школа»

Скажите, кто из вас не любит играть?
Уже, будучи взрослыми, мы постоянно обращаемся к различным ребусам, шарадам, головоломкам, кроссвордам, решаем их в свободное время, спрашиваем знакомых, ищем ответы в книгах, справочниках, интернете. Мы активно включаемся в интеллектуальные, спортивные, ролевые, деловые и другие игры. Если нам взрослым это интересно, то дети гораздо активнее ведут себя в игровой ситуации. Игра активизирует функции личности, поднимает тонус, в ходе игры у ребенка появляется азарт, желание продолжить действо, найти ответ на поставленный вопрос, решить проблему.
Половину своего времени дети проводят в школе, на уроках. Урок – неотъемлемая часть школьной жизни. Современная система образования, основанная на системно-деятельностном подходе, требует от учителя применения новых методов, приёмов, форм и технологий обучения. Уроки, которые проводятся по заведомо известному ученику алгоритму, скучны, приводят к снижению познавательного интереса, вызывают нежелание учиться. Вот здесь-то и приходят на выручку игровые технологии, которые уже давно стали популярными в школьной учительской среде.
Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник чётко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, осмысливает его, транслирует полученный результат аудитории. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало. В методической литературе можно найти много материала для проведения познавательных игр, но при творческом подходе каждый учитель может придумать игру, уже известные игры наполнить новым звучанием, новым содержанием.
В Апраксинской школе Костромского района Костромской области, как, наверняка и в вашей школе, в общеобразовательную программу по географии для 8 и 9 классов введен региональный компонент. На изучение Костромской области отведено немного времени по 7 часов из 68 в каждом классе. И за этот короткий период необходимо познакомить учащихся с географическими особенностями региона, с его уникальными природными территориями, флорой и фауной, административными единицами, особенностями в составе населения и многими другими знаниями в рамках изучаемого предмета. Задача стоит не только в том, чтобы познакомить, но и в том, чтобы знания остались у учеников в активном состоянии. И, безусловно, игра является тем главным приемом, средством, методом и формой обучения, который позволяет даже слабым ученикам освоить программное содержание. Игра позволяет проявить находчивость и сообразительность, личный опыт, позволяет организовать виртуальное личное присутствие в тех местах, о которых идет речь на уроке. Эти моменты оказываются более важными, чем рассказ учителя или прочитанная самостоятельно статья. Чувство равенства, сопричастности, атмосфера увлеченности и радости дают детям возможность преодолеть стеснительность и благодарно сказываются на результатах обучения.
Для иллюстрации сказанного приведу несколько ярких примеров.
При изучении тем «Животный мир Костромской области» и «Растения Костромской области» в 8 классе разработаны кроссворды, которые можно отнести к играм-упражнениям, являющимся гимнастикой для ума, средством личностного развития и познания окружающего мира.
Тематика заданий достаточно разнообразна: «Фауна Кологривского леса», «Красная книга Костромской области», «Загадки Сумароковской лосефермы». Дети с увлечением выполняют предложенные упражнения, как на уроке, так и дома. Интерес детей повышается и путем самостоятельной разработки кроссвордов и ребусов. В методической копилке хранятся детские работы: ребусы и кроссворды на следующие темы: «Реки Костромской области», «Говорящие названия нашего края», «Население Костромской области» и т.д.
Применение игры на уроке очень разнообразно и зависит от цели урока. Игру можно использовать:
в начале урока для активизации внимания учащихся;
в ходе урока с помощью игры школьники получают новые знания;
в конце урока для закрепления, полученных ранее знания.
Игра не только позволяет решить задачи обучения, но при этом дети получают удовольствие.
Приведу примеры использования всем известных игр.
Игра «Словесная цепочка». Правила игры очень просты: необходимо выстроить цепочку с названиями географических объектов региона так, чтобы последняя буква была началом названия какого-либо населенного пункта, реки, озера, т.е. любого географического объекта. Например, начинаем игру с названия главного города Костромской области города Костромы. Можно получить такую цепочку: Кострома (областной центр) – Андоба (река в Костромской области) – Апраксино (село Костромской области, в котором мы проживаем) – Октябрьский (район в Костромской области, находится на северо-востоке области) – Ильинское (село в Костромской области, в Костромском районе стоит на реке Кубань, сел с таким названием можно встретить и в других районах нашей области – Езильница (река, протекающая в Костромской области и имеющая длину всего 11 километров) и т.д. Таким образом, закрепляются не только географические названия Костромской области, но другие знания и умения в области изучаемого предмета
Игра «Слова в словах». Из букв какого-либо слова составляются географические названия, названия животных и растений Костромской области, названия достопримечательных мест. При составлении слов из заданного слова нельзя прибавлять новые буквы, а использовать только те, что встречаются в слове. Предлагаем слово «Солигалич» – город в Костромской области, который славится своими водо- и грязелечебницами, расположенными на правом берегу реки Костромы. Дети составляют следующие слова – лоси, Галич, лиса, соли, лог.
Игра «Главная буква». Называем географические объекты, растения Костромской области на определенную букву. Например, выбираем с детьми с помощью лото, юлы или другого игрового средства букву, на которую придумываем слова, связанные с изученным материалом. Вот мы останавливаемся на букве «М»: Макариево-Унженский монастырь - женский монастырь города [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Основан в 15 веке преподобным [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Мантурово - город расположен на крупном притоке реки Волги  реке 13 H
·YPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B6%D0%B0_(%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BA_%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B8)" \o "Унжа (приток Волги)" 14Унжа15, Музей деревянного зодчества – находится в городе Костроме, экспонаты представлены из всех районов области, мергель (полезное ископаемое, добываемое в области), можжевельник обыкновенный - в России можжевельник обыкновенный распространён в лесной и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] зонах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Меза - река в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и незначительно в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] областях. Впадает в Костромской залив [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и так далее.
Подобные игры учат работать с информацией, обрабатывать ее и выделять главное.
Используя главный принцип системно-деятельностного подхода – обучение не передача знаний, а управление учебной деятельностью, широко в образовательном процессе применяются ролевые игры. Так при изучении темы «Полезные ископаемые» проводится урок «Экспедиция по Костромскому краю», где все учащиеся получают свои роли и становятся «геологами», «экологами», «статистиками». Каждая группа получает задание и за отведенное время должна найти, изучить материал, выделить главное, составить отчет о проделанной работе по своей теме в виде презентации, доклада, стендового отчета.
Используются и деловые игры. Деловая игра, организованная в рамках изучения темы «Население Костромской области», позволяет выявить ряд проблем, характерных для области, установить следующие причинно-следственные связи:
причины сокращения численности населения особенно на северо-востоке области;
кадровые потребности региона на рынке труда;
изменение социального состава населения области.
Выступая в игре в роли «руководителей» региона, школьники учатся принимать решения по вопросам кадрового обеспечения области, находить причины происходящих изменений и далее на пресс-конференции отвечать на вопросы «журналистов» по рассматриваемой проблематике.
Игровая фабула «пресс-конференция» используется и для организации опроса на уроке. Она не требует много времени, но в активную работу включается весь класс. Например, данная форма опроса используется по таким темам как: «Климат Костромской области», «Водные ресурсы Костромской области», «Растительный и животный мир Костромской области».
В 2015 году во всех регионах стартовал Всероссийский географический диктант, организатором которого выступила Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество». Данная форма работы стала активно использоваться в образовательном процессе и в Апраксинской школе на уроках географии. Географический диктант внедрялся на этапе обобщения материала по разделу или нескольким темам. Для примера обратимся к географическому диктанту, который проводится по итогам изучения темы «Особенности Костромской области» в 8 классе.
Инструкция по написанию географического диктанта.
Прослушай внимательно предложение. Обрати внимание на паузы.
В месте паузы впиши нужное географическое название, термин, фамилию и другое.
Проверь написанное.
«Костромская область находится на . (1) равнине, в . (2) Федеральном округе и входит в состав .(3) экономического района. Область расположена на (4) от Москвы примерно в (5) км. Площадь области (6) кв. км. Её окружают (7) областей: это.(8) . По Костромской области протекает крупнейшая река Волга, она представляет собой участок водохранилища(9). Второй по величине в Костромской области является река (10). Климат области (11). Крупнейшие озёра Костромской области и (12). Наиболее богаты лесами (13) и (14) районы
Природно-заповедный фонд Костромской области включает 81 особо охраняемую природную территорию. Из них 2 территории федерального значения – государственный природный заказник (15) и государственный природный заповедник (16). Заповедник находится в (17) районах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] области. Полезные ископаемые Центральной части области от её южной границы до истоков р. Унжи и р. Межи представлены (18. ) По территории области проходят границы ареалов обитания(19) животных.
Крупнейшим исследователем костромской флоры является Анатолий Есперович 20. Фауна Костромской области в основном представлена (21) видами.
Ответы:
1. Восточно-Европейской (Русской); 2. Центральном; 3. Центрального; 4. Северо-востоке; 5. 350; 6. 60 211 кмІ; 7. Пять; 8. Вологодская, Ивановская, Нижегородская, Ярославская, Кировская; 9. Горьковского; 10. Кострома; 11. умеренно-континентальный; 12.Галичское и Чухломское; 13.северные; 14. северо-восточные; 15. Сумароковский; 16.Кологривский лес; 17. Кологривском, Мантуровском, Нейском, Парфеньевском и Чухломском; 18. глинами, мергелями, алевритами и песками; 19. лесотундровых и лесостепных; 20 Жадовский; 21. лесными.
Опыт работы по изучению особенностей своего региона показывает, что как бы хорошо учитель не знал тему, как бы хорошо он не рассказывал и показывал, все равно ученики предпочтут занимательное, увлекательное путешествие по просторам своей малой родины, своего края со своим старшим наставником, выступающим в роли активного участника игры.
Игра имеет важное значение для личностного развития ребенка. Но еще более важным становится то, что вместе с развитием личности происходит вживание учащегося в тот мир, который для него близок, который окружает его повседневно, в котором он и его родные живут и трудятся.

Литература.
Алексина Е.Ю. Технология интерактивного обучения // География в школе. 2007. №8 – с.55
Бедов П. «Знай и люби Костромской край», Кострома, 2003
Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002. - с. 560
Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
Бекенева Л.А., Белова В.В., Груздева Н.А., Лебедев В.П., Петрова Л.А., Рябинин А.Н. География Костромской области: учебное пособие для средней школы. Кострома, 1995 г., 127 с.

ыђ Заголовок 315