Выступление на Рождественских чтениях


Семечкова Ольга Алексеевна
МКОУ «Камышинская СОШ»
Воспитание патриотизма через народную культуру
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому, наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно главным образом, осуществлялось в процессе труда. Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности.
Столь же высокая, как эстетика быта была нравственность у простого народа.
Любовь к своей земле красной нитью проходит через всю народную культуру: русские песни, потешки, пословицы и поговорки; народную игрушку, народные промыслы и праздники. А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра … Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы.
Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему мы - учителя должны уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства.
Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, своё рождение и долгий период утверждения и развития.
В образовании народных традиций важное место занимает обычай, т.е. привычка, принятое, усвоенное дело. У каждой местности были свои обычаи, исполнение которых было обязательно. Наши предки очень уважительно и почтенно относились к обычаям. Обычаи имели огромное воспитательное значение. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.
Особенно богаты у всех народов праздничные традиции. С древности у всех народов сложились целые системы праздников. Если внимательно изучить каждую систему, увидим, как они похожи. Дело в том, что все они отражают видимое глазом годовое движение светил – Солнца, Луны, яркой звезды Сириус…..- по небосклону. Люди заметили, что с поведением светил связаны многие явления природы, стихийные бедствия: засуха, ураганы, сильные морозы, громы и молнии. Эти несчастья, казалось людям, светила насылают на них, чтобы наказать за провинности. Поэтому надо просить у природы прощения, благодарить её за помощь: за благополучие всей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. А как благодарить? Конечно, песней, игрой, в общем – весёлым праздником!
Наши далёкие предки – древние славяне – делили год на три праздничных периода: посев, уборка урожая и подготовка к новому посеву.
Зимой, когда в природе всё, кажется, затихает, наши предки не сидели, сложа руки. Они чинили плуги и бороны, готовились к новому севу. Девушки, сидя долгими вечерами за рукоделием, готовили одежду к новой весне…. А 25 декабря, когда солнце снова шло на встречу с весной, начинались зимние праздники.
У нас в Камышино праздники « Пришла Коляда», и «Масленица» по праву стали семейными. Сначала остановлюсь на празднике «Пришла Коляда». Дети, родители, педагоги с нетерпением ждут этот праздник и готовятся к нему заранее: учат колядки, шьют костюмы, делают маски для представления, готовят угощения и конечно ждут колядовщиков.
Колядовщики славят хозяев и желают им благополучия. Хозяева благодарят ребят за их добрые пожелания. С песнями, частушками мы проходим к следующему дому, где нас всегда ждут. Проходя по улице, ребята не пропускают не одной ледяной горки. В заключение праздника все на высоком эмоциональном подъёме возвращаемся в клуб: показываем представление и пьём чай с вкусными угощениями, полученными в благодарность за колядование.
И вот на смену Коляде приходит другой праздник – «Масленица» не менее любимый у нас. Задолго до праздника дети делают Масленицу – соломенную куклу, одетую в старую женскую одежду; на уроках ИЗО делаем куколки обереги; пишем желания, которые потом сжигаем вместе с Масленицей.
На репетициях разучиваем масляничные песенки: «Масляна, Масляна!», «Широкая Масленица!», «Блины», хоровод «Зиму провожаем», частушки. Но, пожалуй, с большим нетерпением дети ждут масленичные игры «Снежный бой», «Бегущий ручеёк», «Платочек», «Скалка», «Гори ясно», «Ловушка», «Летят, летят».Продолжается праздник в центре деревни у сельского клуба: русские шутки, викторина о празднике, пословицы и поговорки о блинах, еде, конкурс на самые вкусные блины. В заключение, праздника, конечно, чаепитие с блинами, непременным атрибутом Масленицы. Особое внимание хочется обратить на праздничное убранство клуба - дети привлечены к оформлению: клуб украшен поделками, декорации тоже сделаны детьми, так как это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности.
Праздник Святой Троицы – православный и природный праздник. Это во многом сказочный праздник. Троица – праздник, где могут слиться воедино «преданья старины глубокой» и формы современного общения. С незапамятных времен этот  летних праздник является одним из любимейших среди русского народа. Не менее любим он и в нашей деревне. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки.  Шумно и весело проходит у нас Троица. Участники праздника водят хороводы, поют песни, берёзку завивают – лентами украшают, кумушек выбирают. Ну и какой же праздник без угощенья.
Народные традиции складывались на протяжении веков. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям. Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.
Список литературы:
Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси.М.: Российский раритет, 1992г.
Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь.М.: правда, 1989.
Панкеев И. А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт.1,2. М.:ОЛма-Пресс, 1998.
Юдин А.В. Русская народная духовная культура. М. «Высшая школа» 1999.