Познавательный час Великие женщины России


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЧАС.
«Великие женщины России»
Цель: формировать представление о деятельности известных женщин России, осознание места человека в жизни; воспитывать патриотическое отношение к России.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово.
3.Основная часть.
3.1.Великие. См.презентацию «Женщины-гордость России»
Екатерина II Великая – владычица эпохи Просвещения.
Екатерина (София) дочь германского принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы. Она получила отличное образование: обучалась грамоте, французскому языку, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился её независимый характер, любознательность, настойчивость.
В 1744 году была с матерью вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Фёдоровича (будущий император Пётр III), обвенчалась с которым в 1745 году.
Екатерина поставила себе цель завоевать расположение императрицы, мужа и русского народа.
Она много читала по истории, юриспруденции, экономике.
Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она интересовалась историей, традициями и обычаями России.
Вступила на престол, свергнув придурковатого мужа-тирана, имея определённую политическую программу, основанную на идеях Просвещения и особенностях исторического развития России.
Она пригласила в Россию немецких колонистов для освоения Поволжья и Причерноморья. В эти же годы (1764) был основан ряд новых учебных заведений, в том числе первые в России учебные заведения для женщин – Смольный институт, Екатериненское училище.
Императрица сама разрабатывала важнейшие законодательные акты.
В 1785 году Екатерина издала свои важнейшие законодательные акты – жалованные грамоты дворянству и городам. Основное значение грамот – создание в России полноценных сословий западноевропейского типа. Для русского дворянства грамота означала юридическое закрепление почти всех имевшихся у него прав и привилегий. В 1780-х годах была продолжена реформа образования: создана сеть городских школьных учреждений.
Екатерина была хорошим психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому Екатериненское время отмечено появлением выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов.
В общении с подданными Екатерина была сдержана, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно слушать. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью.
Несмотря на то, что Екатерина по происхождению не была русской, она была настоящей патриоткой России и много сделала для блага государства Российского.
Софья Васильевна Ковалевская – русский математик и механик, первая в мире женщина-профессор.
Попова (Богдановская) Вера Евстафьевна – одна из первых русских женщин-химиков.
Надежда Прокофьевна Суслова – первая в России женщина-врач, защитившая после прохождения полного курса медицинского образования докторскую диссертацию. Надежда Суслова сначала в качестве вольнослушательницы посещала Медицинско-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, подчинённую военному министерству, и одновременно в частном порядке готовилась к сдаче экзамена на аттестат зрелости экстерном в мужской гимназии, поскольку только это давало право поступать в высшее учебное заведение.
В академии Суслова училась весьма успешно, слушала лекции выдающихся профессоров И.М. Сеченова (по физиологии), В.П. Груббера (по анатомии), и С.П. Боткина (по клинической медицине). Экзамен на аттестат зрелости она сдала благодаря особому разрешению попечителя учебного округа. Она не только отлично сдала экзамен, но и опубликовала научную работу о существовании на коже безболезненных точек в одном из специальных медицинских журналов, которая была переведена на немецкий язык.
После запрета в России посещать женщинам русские университеты профессора рекомендовали Сусловой отправиться в Швейцарию в Цюрих, чтобы продолжить там изучение медицины. После подготовительных работ под руководством Сеченова русская студентка представила для защиты диссертацию «К вопросу о физиологии лимфатических узлов». Суслова защищала свою работу без каких-либо льгот для иностранной слушательницы. Публики, в том числе женщин, было так много, что пришлось перенести диспут в большой зал. Смело преодолевая трудности немецкого языка, Суслова блестяще отстояла свои тезисы и добилась докторской степени «по медицине, хирургии и родовспоможению». От имени факультета докторский диплом вручил ей заведующий кафедрой хирургии профессор Э. Розе. Выражая признание ее достижений, он нашёл сердечные и ободряющие слова и выразил надежду, что приближается пора женской эмансипации, когда в любом государстве женщины получат право на труд и будут равны перед мужчинами перед законом. Одновременно Розе резко отверг ложные «биологические» аргументы, на основании которых женщин якобы не следует допускать к научной деятельности, как совершенно несправедливые.Когда Суслова вернулась в Россию, она не могла заниматься профессиональной деятельностью до тех пор, пока государство не признает её диплом действительным. К Сусловой применили распоряжение, согласно которому лица, получившие учёную степень за границей, смогут получить в России звание доктора, если сдадут дополнительный экзамен. Надежде Сусловой на основании текста диссертации и по результатам её защиты медицинским советом предоставлено право свободно практикующего врача и право на занесение в соответствующий профессиональный регистр. Надежда Суслова отправилась для практической подготовки к врачебной деятельности в Общую больницу Вены. Затем она продолжала эту подготовку в Лондоне.Когда Суслова окончательно поселилась в России, она сразу же приступила к врачебной практике и была единственной женщиной-врачом, как гинеколог и педиатр, а также помогая при родах.
3.2.Декабристки. См.презентацию «Жёны декабристов»
Декабрь 1825 года принёс Российской Империи не только зимнюю стужу, но и смену монарха. А вместе с этим - попытку государственного переворота, беспрецедентную по своему характеру и сути. Все события эпохи дворцовых переворотов не шли ни в какое сравнение с тем, что случилось в тот день на Сенатской площади Санкт-Петербурга.
Под следствие по делу о восстании на Сенатской площади попали почти 600 человек. Из них многие были приговорены к смертной казни, но некоторым из них приговор заменили ссылкой в Сибирь пожизненно или сроком на 20 лет. В числе сосланных большинство были дворянского происхождения, некоторые - с княжеским титулом.
За своими мужьями в сибирскую ссылку добровольно отправились 11 женщин. Их мало кто помнит поимённо, но память об их поступке жива.
Несмотря на то, что дамы были разного происхождения, возраста, образования и даже различного социального положения, в решении поддержать своих мужей они оказались на удивление единодушны. Не все пережили сибирскую ссылку.
Решившись уехать вслед за опальными мужьями в ссылку, дамы лишались всех своих привилегий и титулов. Отныне они стали жёнами ссыльнокаторжных. Впрочем, даже утрата статуса не лишила их силы духа. По-разному отнеслись родные и близкие к решению последовать за мужьями. Некоторых откровенно осуждали и всячески отговаривали, других наоборот поддерживали.
Дочь генерала Раевского Н.Н., была выдана за генерала С.Г.Волконского, который был старше ее на 17 лет. Оставляет маленького сына у родителей, т.к. царь запретил брать в Сибирь детей. В Сибири у нее родятся двое детей – сын и дочь.
Мария Волконская писала в своих записках: «Действительно, если даже смотреть на убеждения декабристов, как на безумие и политический бред, всё же справедливость требует признать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслуживать уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот истинно любит Отечество, хотя, может быть, и преждевременно затеял свое дело».
Александра Григорьевна Муравьёва.
Декабристы, заключенные в Читинском остроге, называли эту очаровательную женщину своим «ангелом-хранителем».
Она была вынуждена оставить в Петербурге на попечение родственников троих малолетних детей, которых она больше никогда не увидит. Также отреклась от гражданских прав, подписав те страшные условия - текст которых начертала на батистовом платке – до наших дней сохранилась эта реликвия – свидетельство величайшей душевной щедрости, на которую способна русская женщина.
Легальными и нелегальными путями она получала из России огромные денежные суммы и все тратила на то, чтобы облегчить, украсить жизнь декабристов. Глубочайшим горем была гибель двух ее дочерей, родившихся в Петровском заводе в 1830 и 1832 годах- до последнего часа жизни она оплакивала этих младенцев, умерших на её руках.
Екатерина Ивановна Трубецкая.
Последовала за мужем в Сибирь на следующий день, после того, как он был отправлен туда в цепях под конвоем.  Во дворце своих родителей ходила по мрамору, выписанному из Италии, жила в невероятной роскоши.
Родила в Сибири 7-х детей, трое умерли в младенчестве.
Умерла в Иркутске не дожив до амнистии мужа 1 год. Похоронена в ограде Знаменского монастыря в Иркутске. Покидая навсегда Сибирь, Трубецкой провёл на могиле жены целый день –рыдая над той, что пожертвовала всем ради его.
Полина Гебль.
Полина, которой были свойственны исключительная энергия и поразительное мужество, распродала всё своё имущество, чтобы попытаться освободить Анненкова из крепости и дать ему возможность бежать за границу. Когда дерзкий план не осуществился, Полина решила последовать за любимым на каторгу, но для этого требовалось особое разрешение царя, т.к. она не была венчана с декабристом. Ей удалось получить разрешение на отъезд в Сибирь и в читинской церкви состоялось венчание. Полина Гебль очень благотворно влияла на Анненкова, товарищи его считали, что она спасла ему жизнь, он без неё не перенёс бы каторги.
Ах, мадам! Вам идёт быть счастливой,Удивлённой и нежной такой,Безмятежной, свободной, красивой,Вам неведомы лень и покой.Окрылённой прекрасной мечтою,Позабывшей печали и боль,Сердцем любящей, словом, душою,Ну, а слёзы… ведь это лишь соль.Пресно жить — тоже вроде не в радость,И не сахар бывают деньки,Что же нужно — пустяк, капля, малость,Чтоб горели в глазах огоньки!Чтобы губы несмело шептали,Чтоб стучали сердца в унисон,Даже можно немного печали,Только чтоб был в печали резон.Чтоб дожди обходили сторонкой,Чтоб играли ветра в волосах,Чтобы нитью хрустальной и тонкойВам на плечи ложилась роса.Вырастали деревья большими,Утекало немало вод,И глаза оставались такими, И высоким был неба свод… Л.Рубальская Итог занятия.
Закончить наше занятие хочется также стихотворением Ларисы Рубальской.
Пусть оно станет для вас своеобразным напутствием по жизни.
Я бываю такая разная, то капризная, то прекрасная,
то страшилище опупенное, то красавица — мисс Вселенная,
то покладиста, то с характером,
то молчу, то ругаюсь я матерно,
то в горящие избы на лошади,
 то отчаянно требую помощи,
дверью хлопну — расставлю все точки,
то ласкаюсь пушистым комочком,
то люблю и тотчас ненавижу,
то боюсь высоты, но на крышу выхожу погулять темной ночкой,
то жена, то примерная дочка,
то смеюсь, то рыдаю белугой, то мирюсь, то ругаюсь с подругой.
Не больна я, не в психике трещина:
Просто Я — стопроцентная Женщина!