Статья Патриотическое воспитание — неотъемлемая часть курса ОБЖ в школе


Н.Д. Малюков
МКОУ Бабяковская СОШ №1
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ
КУРСА ОБЖ В ШКОЛЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что современное подрастающее поколение молодежи является наследником дел и традиций наших отцов и дедов. Отношение наших потомков к историческому и воинскому наследию России напрямую связано со знанием глубоких исторических корней и традиций, государственной и воинской символики. Поэтому в основе патриотического воспитания должна быть заложена преемственность поколений и понимание гражданственности и патриотизма, формирование нравственных ценностей.
Патриотизм – это любовь к Родине, ощущение единства с историей страны, потребность самоотверженно служить Отчизне, защищать ее интересы. Патриотизм является составляющим нравственной основы личности человека, его стержнем в фундаменте нравственных ценностей человеческого естества [2].
К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относится: - гражданский долг – постоянно быть полезным государству и выполнять его требования; - воинский долг – готовность защищать интересы народа и Родины, верность военной присяги; - воинское мастерство – уровень подготовки к выполнению военной службы в мирное и военное время, ведению боевых действий; - профессионализм – степень овладения военных специальностей и умением выполнять поставленные задачи. Здесь также не последнюю роль играет единство умственного воспитания и военно-патриотического. Военная служба для молодого солдата – это сильная нагрузка на психику и физическое тело.
Воспитание на воинских традициях включает: - для показа воинской доблести и славы воинов активно используются их героические достижения; - приобщение ветеранов воин, участников вооруженных конфликтов, ветеранов ВС к основным мероприятиям военно-патриотического воспитания. Процесс формирования традиций имеет объективную основу. В них закрепляется то, что приобрело устойчивой, постоянный характер. Нельзя обойтись без того, что накоплено нашими предками.
Традиции важны и с точки зрения формирование убеждений. Знание боевого прошлого помогает школьникам, не имеющим жизненного и социального опыта, получить правильные представления о героической истории, боевом пути ВС России, о трудностях минувших лет, что способствует формированию у подростков уважения к армейской службе, воспитывает готовность к служению Отечеству.
И, наконец, боевые традиции ВС становятся связующим звеном между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим. Именно при их помощи происходит передача новым поколениям тех качеств, того опыта, которых требует от нас Родина. Боевые традиции ВС РФ – предмет особой гордости и славы нашего народа, наша мощь. Военно-патриотическое воспитание невозможно без соблюдения традиций почета Боевого Знамени, знамени воинской части, Флага России – символа борьбы и побед.
Звеном системы военно-патриотического воспитания школьников является урок. Программа по ОБЖ предполагает не только военную подготовку, но и психологическую. Урок носит кА обучающий, так и воспитывающий, развивающий характер. Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если он протекает во взаимосвязи с системой внеклассной работы [1].
Специфика допризывной подготовки как особенного звена системы заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально-психологической, военно-физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданственных, патриотических и нравственных качеств личности.
Научить школьников видеть и слышать голос героической истории Отечества – первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить видеть вокруг себя тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины. Это ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов Вооруженных Сил России, чтобы как можно больше узнать о прошлом Отечества, научиться так же любить Родину, как ее любили их деды и прадеды, чтобы не разорвать связи времен и поколений.
Обоснование системы работы учителя по формированию у учащихся готовности к выполнению своего долга – защите Отечества – требует прежде всего выявление состава входящих в эту систему компонентов.
Первой составляющей системы является постановка и цели, и задачи. Основная цель военно-патриотического воспитания учащихся – дать знания по основам военного дела, воспитание любви и уважения к ВС РФ.
Существует ряд и других целей: - закрепить убежденность учащихся в том, что каждый молодой человек должен защищать Родину; - изложить основные положения о защите государства, показать их развитие в документах правительства о назначении и функциях Вооруженных Сил; - формировать у учащихся умения объяснять ситуации военно-политического характера с позиций объективных, применять знания и умения полученные на уроках и при проведении внешкольных военно-патриотических мероприятий; - осуществлять самоподготовку к будущей воинской службе в рядах Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если протекает во взаимосвязи с системой внеклассной деятельности, с реальным включением учащихся в работу, способствующую формированию у них любви к Родине, постоянной готовностью с честью выполнить свой гражданский и воинский долг.
Список литературы:
Зенкин В.В. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях военной подготовки / В.В. Зенкин. – М. : Просвещение, 1989.
Козырев Ф.Ф. Ребята растут патриотами / Ф.Ф. Козырев. – М. : Просвещение, 1992.
Тарущенко В.В. Гражданином быть обязан /В.В. Тарущенко. – М. : Просвещение, 1999.