Рабочая программа внеурочной деятельности Я учусь и развиваюсь для учащихся с ОВЗ 2 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №123 г.Челябинска»
454136, г.Челябинск, ул.Молодогвардейцев, 56-б, Тел/факс 8 (351) 742-29-83
e-mail: schkola.123@yndex.ruРассмотрено
на заседании педагогического совета школы
Протокол № 1
от ___.08.2016 г. Согласовано
Заместитель директора по УВР ____________ Р.Ф.Романова
___.08.2016 г. Утверждено
И.о.директора
_______Н.Ф.Слесарева
Приказ № ___
от _______2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я УЧУСЬ И РАЗВИВАЮСЬ»
2 класс
на 2016/2017 учебный год
Ф.И.О. разработчика: Башак Т.В.
Должность: учитель начальных классов
Категория: 1 категория
Ф.И.О. разработчика: Аббакумова С.И.
Должность: учитель начальных классов
Категория: без категории
Челябинск
2016
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Я учусь и развиваюсь» для обучающихся 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является частью адаптированной основной общеобразовательной программы для учащихся с ОВЗ (задержкой психического развития) и предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников с ОВЗ по общеинтеллектуальному направлению деятельности.
Данная программа имеет цель: содействие становлению ребенка как личности, ответственно относящейся к своей жизни и здоровью, обладающей культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
Создать условия для познания ребенком самого себя, своих потребностей, стремлений и желаний.
Сформировать представления о здоровом образе жизни.
Развить способность к самооценке, саморегуляции поведения и деятельности.
Ознакомить обучающихся с азами науки психологии, раскрыть содержание ряда психологических понятий (прежде всего обозначающих основные психические процессы);
Раскрыть общечеловеческие нормы морали, доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания.
Развить инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества обучающихся в разных видах деятельности.
Для реализации цели и задач программы первостепенное значение имеют:
Создание в классе атмосферы доброжелательного отношения ко всем обучающимся.
Максимальное использование разнообразных видов деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса.
2. Результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения программы внеурочной деятельности «Я учусь и развиваюсь» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
учиться отреагировать свои чувства в отношении педагога и одноклассников;
учиться прогнозировать последствия своих поступков;
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью педагога;
учиться высказывать свое предположение в ходе работы с различными источниками информации;
строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в различных источниках информации;
делать выводы в результате совместной работы в группе;
учиться графически оформлять изучаемый материал;
моделировать различные ситуации;
усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
учиться позитивно проявлять себя в общении;
учиться договариваться и приходить к общему решению;
учиться понимать эмоции и поступки других людей;
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов.
К предметным результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: «Уроки здоровья», «Познавательная копилка», «Букварь эмоций», «Грамматика нравственности», «Секреты моего Я».
Первый раздел «Уроки здоровья». Занятия направлены на воспитание ценностного отношения у обучающихся начальной школы к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни. Занятия помогают сформировать у младших школьников установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя).
Раздел включает темы: Я – ученик. Школьные правила. Здоровье – это счастье. Его величество время. Режим дня. Держи осанку. Про гибкость, ловкость, быстроту. Гигиена слуха. Лакомств тысяча, а здоровье одно. Если ты заболел. Береги платье снову, а здоровье смолоду. Я выбираю здоровый образ жизни.
Используются такие формы работы, как оформление уголков здоровья, проведение мини-лекций и бесед, игры и упражнения для сохранения зрения, снимающие умственное напряжение, сюжетно-ролевые игры, викторины, конкурсы, просмотр видеозаписей, суд над вредными привычками, разработка и защита проектов, приглашение на занятия медицинских работников и пр.
В конце изучения раздела у обучающихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
представления о позитивных и негативных (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.) факторах, влияющих на здоровье;
понимание необходимости рационального (здорового) питания, представления его режиме, структуре, полезных продуктах;
ежедневное соблюдение правил гигиены;
представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, умение самостоятельно составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Второй раздел «Познавательная копилка». Занятия направлены на ознакомление детей с азами науки психологии, на актуализацию имеющихся у детей психологических знаний. Педагог помогает детям осознать значение психологических сведений для школьной и повседневной жизни.
Раздел включает темы: Мое восприятие. Разноцветные игры. Ошибки восприятия. Путешествие в прошлое. Какая у меня память? Правила запоминания. Внимание и интерес. Свойства внимания. Лабиринты мышления. Мастер шифровальщик. Мое воображение. Фантазия и мечта. Волшебные превращения.
Используются такие формы, как имитационные игры и игры-упражнения с предметами, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами без сюжета, игры-упражнения с ориентировкой на определенные достижения, познавательные занятия, викторины, тесты, составление полезных памяток, свободное рисование, лепка, аппликация.
В конце изучения раздела у обучающихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
знания психологических понятий, прежде всего обозначающих основные психические процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, внимание, мышление;
понимать уникальность и безусловную ценность внутреннего мира человека;
интерес ребенка к самому себе и к другим людям;
умение вести диалогическое общение со сверстниками на близкую их интересам тему;
сознательно пользоваться некоторыми мнемотехническими приемами;
использовать изученные методы и способы тренировки для развития своего внимания, воображения, мышления.
Третий раздел «Букварь эмоций». Занятия призваны научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции (чувства, переживания), а также понимать эмоциональное состояние других людей. Педагог знакомит детей с общими представлениями об эмоциях, с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; обучает пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других.
Раздел включает темы: Разговор о чувствах. Наши чувства и действия. Учимся понимать чувства других. Когда опасен гнев? Как я справляюсь со своим гневом. Чего надо бояться. Ссора. Наше настроение. Как исправить настроение? Как справится с упрямством? Я хозяин моих чувств.
Используются такие формы работы, как обсуждение конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, кинофильмов, дидактические игры, упражнения подражательного характера на имитацию выразительных жестов, мимики, движений.
В конце изучения раздела у обучающихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
знание содержание таких понятий, как эмоции и воля;
умение осознавать собственные эмоции и чувства;
управлять своими эмоциями и адекватно выражать негативные чувства;
положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку;
умение словесно выражать свои желания, чувства;
умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина);
конструктивно общаться с взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта;
умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение, знание приемов релаксации.
Четвертый раздел «Грамматика нравственности». Занятия направлены на обучение детей этически-ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Это – формирование коммуникативных навыков; умения устанавливать и поддерживать контакты, избегать конфликтных ситуаций.
Раздел включает темы: Что мне нравится. «Нравится» и «Надо». Почему мы говорим неправду? Мои ценности. Ценность и неповторимость другого. Мои друзья животные. Добро и благодарность. Учимся доброжелательности. Моя семья. Об уважительном отношении к старшим. Моя малая родина. Мудрость моего народа. Мир, в котором мы живем.
Используются такие формы работы, как игры-драматизации, имитационные, ролевые игры, этические беседы, обсуждение конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов, составление словаря вежливого человека, составление полезных памяток, конкурсы, викторины и пр.
В конце изучения раздела у обучающихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
навыки культурного поведения;
ответственное отношение к выполнению поручений и обязанностей;
знание основных этических категорий и нравственных качеств человека;
умение осознанно делать выбор и принимать обоснованное решение;
умение оценивать, что хорошо и что плохо в своих и чужих поступках;
бороться с вредными качествами и привычками личности: ленью, жадностью, безразличием, завистью, злобой, сквернословием и др.;
навыки позитивного коммуникативного общения.
Пятый раздел «Секреты моего Я». Занятия помогают ребенку осознать свои характерные особенности, предпочтения и социальные роли, ответить на вопрос «Кто Я?», увидеть возможности личного роста, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
Раздел включает темы: Кто я? Вчера, сегодня и завтра. Мое имя. Темперамент. Лесенка характера. Мои сильные и слабые стороны. Большое значение маленьких радостей. Школьные трудности. Домашние трудности. Мои достижения. Мои мечты.
Используются такие формы работы, как обсуждение конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, кинофильмов, сюжетно-ролевые игры, викторины, конкурсы, просмотр видеозаписей, разработка и защита проектов, составление полезных памяток и др.
В конце изучения раздела у обучающихся должны быть сформированы приоритетные позиции:
умение осознавать свои «сильные стороны»;
адекватное отношение к ошибкам, неудачам;
умение планировать свою деятельность для достижения поставленной цели.
Изучение любой темы в каждом разделе программы начинается с обращения к личному опыту ребенка: описания какой-либо типичной ситуации, в которую практически попадал каждый ребенок или может в ней оказаться, либо с предложения детям провести небольшой психологический эксперимент.
В начале каждой темы предлагается тематический словарь.
Каждый раздел программы заканчивается уроком-игрой, который имеет своей целью подведение итогов, с одной стороны, и представляет собой своеобразный зачет по пройденному материалу, с другой.
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п Дата
прове-
дения Наименование разделов
и тем занятий Всего часов Характеристика деятельности обучающихся
Раздел 1. «Уроки здоровья» (14 часов)
1 Знакомство 1 Обучающиеся осваивают первоначальные умения:
задавать вопросы;
вступать в учебный диалог;
оценивать результаты своей работы.
Осваивать правила общения со сверстниками.
Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию.
Формулировать правила гигиены органов чувств.
Формулировать правила гигиены органов чувств.
Делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Обсуждать правила рационального питания.
Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию.
Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках
2 Я – ученик… 1 3 Школьные правила. Здоровье – это счастье 1 4 Его величество время 1 5 Режим дня. 1 6 Держи осанку 1 7 Про гибкость, ловкость, быстроту 1 8 Гигиена слуха 1 9 Лакомств тысяча, а здоровье одно 1 10 Если ты заболел 1 11-12 Береги платье снову, а здоровье смолоду 2 13-14 Я выбираю здоровый образ жизни 2 Раздел 2. «Познавательная копилка» (14часов)
15 Мое восприятие 1 Познакомиться с понятиями «ощущение», «восприятие», «память», «внимание».
Различать способы и средства познания окружающего мира.
Работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку.
Понимать уникальность и безусловную ценность внутреннего мира человека.
Уметь вести диалогическое общение со сверстниками на близкую их интересам тему.
Использовать изученные методы и способы тренировки для развития своего мышления, внимания, воображения, памяти.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать
свои достижения
16 Разноцветные игры 1 17 Ошибки восприятия 1 18 . Путешествие в прошлое 1 19 Какая у меня память? 1 20 Правила запоминания 1 21 Внимание и интерес 1 22 Свойства внимания 1 23-24 Лабиринты мышления 2 25 Мастер шифровальщик 1 26 Мое воображение 1 27 Фантазия и мечта 1 28 Волшебные превращения 1 Раздел 3. «Букварь эмоций» (13 часов)
29 Разговор о чувствах 1 Познакомиться с понятиями «эмоции», «чувства», «мимика», «жесты».
Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с чувствами партнёров по общению.
Описывать своё настроение.
Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию.
Знать содержание таких понятий, как эмоции и воля.
Осознавать собственные эмоции и чувства.
Управлять своими эмоциями и адекватно выражать негативные чувства.
Посредством пантомимики выражать свои эмоции
Осознавать необходимость самовоспитания для овладения положительными качествами личности
30 Наши чувства и действия 1 31 Учимся понимать чувства других 1 32 Когда опасен гнев? 1 33 Как я справляюсь со своим гневом 1 34 Чего надо бояться 1 35 Ссора 1 36-37 Наше настроение 2 38 Как исправить настроение? 1 39 Как справится с упрямством? 1 40-41 Я хозяин моих чувств 2 Раздел 4. «Грамматика нравственности» (15 часов)
42 Что мне нравится 1 Учиться правильно выражать свои чувства в общении с другими людьми.
Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью педагога.
Формулировать правила поведения в общественном транспорте.
Формулировать правила этикета в гостях.
Оценивать свое обращение с предметами домашнего обихода и поведение
Анализировать свои поступки и поступки других людей и учиться объяснять их с помощью педагога.
Осознание ценности человеческой жизни.
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.
Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.
Рассказывать о своем школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе.
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках
43 «Нравится» и «Надо» 1 44 «Почему мы говорим неправду? 1 45 Мои ценности 1 46 Ценность и неповторимость другого 1 47 Мои друзья животные 1 48 Добро и благодарность 1 49-50 Учимся доброжелательности 2 51 Моя семья 1 52 Об уважительном отношении к старшим 1 53-54 Моя малая родина 2 55 Мудрость моего народа 1 56 Мир, в котором мы живем 1 Раздел 5. «Секреты моего Я» (12 часов)
57 Кто я? 1 Адекватно относиться к ошибкам, неудачам.
Конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта
58 Вчера, сегодня и завтра 1 59 Мое имя 1 60 Темперамент 1 61 Лесенка характера 1 62-63 Мои сильные и слабые стороны 2 64 Большое значение маленьких радостей 1 65 Школьные трудности 1 66 Домашние трудности 1 67 Мои достижения 1 68 Мои мечты 1 5. Материально-техническое обеспечение
Программа Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с ОВЗ МАОУ «СОШ № 123 г.Челябинска»
Учебники и учебно-методические пособия Никольская И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Психологическая азбука: Начальная школа / Под ред. И.В. Вачкова. – Ось-89, 2003.
Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. – М.: АРКТИ, 2003.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.; Рига, 1995.
Шибкова Д.З. Наука быть здоровым: Учебное пособие для учащихся. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1997.
Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни. – М.: Генезис, 2003.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. – М.: Генезис, 2001.
Набор плакатов для оформления кабинета школьного психолога. Издательство «Генезис».
Как я справляюсь со своей тревогой. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.Как я решаю свои проблемы. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.Как я справляюсь со своим гневом. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.Как я преодолеваю трудности. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.Как я разрешаю конфликты с… Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К.