Программа внеурочной деятельности Играя — учусь, творю, развиваюсь


Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….
3
Общая характеристика учебного курса…… …………………………….......
3
Описание места учебного курса в учебном плане …………………………..
4
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса…….
4
Содержание учебного курса …………………………………………………..
5
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся ………………………………………………………..
6
Описание учебно-технического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………
9
Планируемые результаты изучения учебного предмета……………………… 10
Пояснительная записка
Игра и детство неразделимы. О влиянии игры на формирование детской души сказано немало лестных слов. Психологи считают, что игры стоят на высшей ступени интересов детей и подростков. Играя, ребенок познает мир. Игры – прекрасное средство развития! Каждая игра развивает целый спектр разнообразных способностей.
«Учиться – трудно!» - как часто эту фразу мы слышим от детей, их родителей и даже учителей. Действительно, непросто одинаково хорошо научить всех детей с различной организацией умственной деятельности, различной системой культурных ценностей и воспитания в семье. Особенно нелегко их сделать грамотными. Данный курс по внеурочной деятельности помогает превратить обычный урок в интересные, увлекательные занятия, привлечь внимание к родной словесности, заинтересовать сочинениями и изложениями, то есть самое трудное сделать самым лёгким, увлекательными желанным.
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО и на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Общая характеристика учебного курса
Программа внеурочной деятельности «Играя – учусь, творю, развиваюсь!» предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка в игровой занимательной форме.
Программа построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.
Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Основная цель предмета словесности - заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Словесность, в широком смысле, - это словесное творчество, способность выражать мысли и чувства устно и письменно. В узком смысле, словесность – это искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. При этом язык является материалом словесности, таким образом, следующий курс направлен на рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка.
Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит применять логически точные и выразительные словообразы для выражения мысли и чувства в собственных письменных высказываниях, учит творческому употреблению родного языка.
В соответствии с этим конечной целью становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа курса «Играя – учусь, творю, развиваюсь!» предназначена для учащихся 5 класса. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на 1 час в неделю: 5 класс – 1ч в неделю, 34 часа в год.
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;–чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
–понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
– составлять план решения проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология
продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Социальное приобщение к делу.
К пятерке шаг за шагом. Чудо из чудес. Живой алфавит. Говорящие суффиксы и приставки. Весёлые суффиксы. Занимательная морфология. Человек тверже камня, нежнее цветка. Сила русского глагола. Предлог. Союз. Частица. Загадки существительного.
Раздел 2. Игровые разминки.
Собрать диалог. Умнейшие загадки. Власть слова. Видимо-невидимо. Слова и пять чувств. Почувствуйте силу слова. Психологическая аптека. Эстафета. Спрятанное слово.
Раздел 3. Задания для творческого самоутверждения.
Требуется помощь. Сочинение истории. Сказки-небылицы. Я не оратор, не писатель. Королевство предложений. Игра «Сочинялки».Рифмочки и нерифмочки.
Раздел 4. Ролевые игры.
Школа. Столовая. Я - актер. Я - продавец. Таможня. Пограничная полоса.
Турнир смекалистых «Поверь и себя проверь». КВН «Все работы хороши!»
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ Тема урока Кол-во часов Основные виды учебной деятельности учащихся
Социальное приобщение к делу. 10ч
К пятерке шаг за шагом. 1 Работать с источником информации, планировать свою деятельность
Чудо из чудес. 1 Оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;
Живой алфавит. 1 Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования фонетического состава слова
Говорящие суффиксы и приставки. 1 Словообразование слов с помощью приставок и суффиксов, определять способы образования разных частей речи
Весёлые суффиксы. 1 Определять способы образования разных частей речи
Занимательная морфология 1 Различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов разных частей речи
Человек тверже камня, нежнее цветка 1 Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух
Сила русского глагола 1 Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
Предлог. Союз. Частица. 1 Называть признаки частей речи, правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением
Загадки существительного. 1 Анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов
Игровые разминки. 9ч
Собрать диалог. 1 Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления
Умнейшие загадки. 1 Пользоваться различными видами лексических словарей
Власть слова. 1 Самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения проблемы совместно с учителем
Видимо-невидимо. 1 Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения
Слова и пять чувств. 1 Группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы;
Почувствуйте силу слова. 1 Опознавать фразеологические обороты;
Психологическая аптека. 1 Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления
Эстафета. 1 Группировать слова по тематическим группам; подбирать к словам синонимы, антонимы;
опознавать фразеологические обороты;
Спрятанное слово. 1 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
Задания для творческого самоутверждения. 7ч
Требуется помощь. 1 На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов
Сочинение истории. 1 Рецензировать чужие тексты и редактировать собственные
Сказки-небылицы. 1 Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
Я не оратор, не писатель. 1 Учиться опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их
Королевство предложений. 1 Составлять схемы словосочетаний и конструировать предложения по предложенной схеме
Игра «Сочинялки». 1 Толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
Рифмочки и нерифмочки. 1 Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
Ролевые игры. 8 ч
Школа. 1 Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
–адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.–высказывать и обосновывать свою точку зрения;
–слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Столовая. 1 Я- актер. 1 Я- продавец. 1 Таможня. 1 Пограничная полоса. 1 Турнир смекалистых «Поверь и себя проверь». 1 КВН «Все работы хороши!» 1 Описание учебно-технического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1. А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. От слова к словесности: Учебник для 5-8 кл. общеобразоват. учреждений
2 . Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.
3. Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991
4. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V класс — М., 1998
Глозман Ж. М. (ред.) Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. — М., 2006.
Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. — М., 200L
Ладыженская 'Г. А. Характеристика связной речи детей. — 1980.
Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников — Л.,1997.
Мельникова И. И. Развитие речи детей 7—10 лет. — ярославль, 2002.
Пирогова Л. И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. — М., 2004.
Симакова Е. С. Самостоятельная работа над словарными словами. — М., 2006.
Соболева А. Е. Когда учитель плачет... // Директор школь.2006. — № 3.
Соболева А. Е. Русский язык с улыбкой: Луриевский подход к коррекции дисграфии.
Печатные пособия
Раздаточный материал для учащихся
Интернет-ресурсы
Дистанционный образовательный портал http://www.prodlenka.org/Интернет-портал Про школу http://www.proshkolu.ru/Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/Методически портал учителя «Методсовет» http://metodsovet.su/Сообщество взаимопомощи учителей «Педсовет» http://pedsovet.su/«Началка» http://www.nachalka.com/
«web 2.0 Образование» http://web2edu.ru/shared/default.aspxТехнические средства обучения
Классная доска.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании курса учащиеся научатся:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определенному типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений.
Получат возможность научиться:
-  выступать перед аудиторией с небольшим докладом;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
-  понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
-  извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
-  использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.