Конспект по развитию речи и восприятию художественной литературы в старшей группе Тема: «Осень».


Конспект по развитию речи и восприятию художественной литературы в старшей группе
Тема: «Осень».Задачи. Уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и труде людей, напомнить детям названия осенних месяцев. Учить соотносить описание природы в стихах или в прозе с определением времени года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Материал: картины с изображением осенних пейзажей, труда людей осенью, перелета птиц, погодных явлений; сюжетные картинки с изображением различных времен года.
Ход.
Воспитатель приносит детям картину с изображением осеннего пейзажа и предлагает внимательно рассмотреть ее и ответить, какое время года на ней изображено.
Вопросы воспитателя:
- Какие времена года вы еще знаете? (назвать их в определенной последовательности)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (назвать их в определенной последовательности)
- Ребята, а вам нравится осень?
- А скажите, по каким признакам, приметам, вы определили, что на этой картине изображена именно осень, а никакое другое время года?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть еще несколько картин об осени с изображением погодных явлений, перелета птиц, подготовки животных к зиме, труда людей в саду, поле, на огороде.
Вопросы:
- Какие приметы осени вы знаете? (желтеют и опадают листья)
- Как называется это явление? (листопад). Это сложное слово, в нем спрятались два простых, маленьких слова: листья, падают.
- Какого цвета листья бывают осенью? (золотые, красные, желтые)
- Осенью идут очень частые дожди. Какие дожди бывают осенью? (мелкие, холодные, моросящие, грибные).
- Что вы можете сказать о птицах?
- Что происходит с днем и ночью? (дни становятся короче, а ночи – длиннее).
- Что делают животные осенью? (готовятся к зиме).
- Чем занимаются осенью люди? (собирают урожай).
- Очень хорошо, ребята! Вы посмотрели на картину, сами вспомнили об осени. А как вы думаете, осень – это веселое или грустное время года? (грустное)
- А почему? (потому что природа как бы замирает. Прощается с яркими красками лета).-Недаром великий русский поэт А.С. Пушкин писал об осени:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
Сейчас мы с вами послушаем музыку великого русского композитора П. И. Чайковского «Времена года». Когда вы будете слушать, то закройте глаза и представьте себе все то, о чем мы с вами сегодня говорили. А когда прослушаем музыку, вы мне расскажете, что вы услышали.
Воспитатель слушает ответы детей, помогает им ответить.
- Всем вам стало грустно, а сейчас я вас попробую развеселить – поиграем в игру «Какое время года».
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают; показывает картинку отгаданного времени года.
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Все землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня… (зима).
Я соткана из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
«Купайтесь» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето).
Я раскрываю почки.
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движением полна,
Зовут меня … (весна).
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (осень).
Игра «Что за чем следует?».
- Какое время года следует за летом? Осенью?
Пальчиковая гимнастика.
Наши пальцы играют на фортепиано.
Наши пальцы играют на аккордеоне.
Наши пальцы играют на скрипке.
Наши руки дирижируют.
Я – дирижер, а вы – оркестр.
(слова воспитателя сопровождаются движением пальцев и рук).
Составление предложений по картинке на тему «Осень» с ключевым словами: багряный, золотой, пурпурный, мелкий, холодный, моросящий.Игра «Будь внимательным».
- Я назову разные слова, а вы встанете тогда, когда услышите слово, имеющее отношение к школьным принадлежностям.
Воробей, шапка, окно, ветер, осень, жизнь, тетрадь…
- А теперь встаньте, когда услышите слова, относящиеся к осени (осенним явлениям природы): мышь, курица, ромашка, земля, лошадь, грибы, дождь… Итог
О чем мы сегодня говорили? Что происходит осенью? Вам понравилось? Чем не понравилось? Какие игры и упражнения вам запомнились?