Обобщение опыта Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе


МКОУ «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение опыта по теме:
Проектная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов
Русанова Галина Николаевна.

2017г.
План
Актуальность темы.
Цели и задачи проектной деятельности в начальной школе.
Классификация проектов.
Этапы работы над проектом.
Моя практика.
Рекомендации по реализации проектов.
Приложение.
Заключение.
Список используемой литературы.
Актуальность темы.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится применение в обучении приемов и методов, которые способствуют формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать предположения, делать выводы и умозаключения. Такое обучение связывают с системно-деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность.
Метод проектов является базовой образовательной технологией, нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Умеющий проектировать ученик, больше получает информации, лучше усваивает прочитанное или услышанное, глубже вникает в суть происходящего через личностное восприятие, а значит – научится действовать не по шаблону. Осуществление проекта в начальной школе обусловлено готовностью младших школьников к данной деятельности. Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений (умением спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться). Во-вторых, это «интеллектуальная зрелость», основанная на сформированности обобщенности умственных действий, развитии мышления (на формировании таких «качеств мышления, как гибкость, вариативность, самостоятельность»).В-третьих, это дифференцированная самооценочная и оценочная деятельность. Проектная деятельность способствует формированию основных ключевых компетентностей таких, как коммуникативная, информационная, предметно-деятельностная.
Целью моей работы проектной деятельности является создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся в начальной школе на уроках, а также во внеурочной деятельности.
Задачи:
Изучить ключевые понятия педагогической технологии (метода проектов, его сущности, этапов его организации)
Изучить условия реализации проектной деятельности (требования, систему оценивания);
Определить тематику проектов по программе
Развивать творческие способности обучающихся.
Воспитывать активность, интерес к проектной деятельности.
Формировать опыт сотрудничества.
Воспитывать коммуникативные качества.
разработать рекомендации по применению учебного проекта.
Методы: изучение опыта, эксперимент, наблюдение, анкетирование, анализирование результатов.
В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.
Классификация проектов.
По целям и задачам.
а) Практико – ориентированный проект.
Проект направлен на социальные интересы участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, села, края. Продуктом данного проекта могут быть учебные пособия для кабинета, школы или рекомендации по решению экологической проблемы района, города, области.
б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком- либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории. Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.
г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: стенгазета для класса, книжка – малютка для одноклассников, альманах, театрализованное представление, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы и др.
д) Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.
По предметно-содержательной области.
а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
По характеру контактов между участниками.
а) внутриклассные;
б)внутришкольные;
в) региональные;
г) межрегиональные;
д) международные.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников проекта взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированны на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
а) Мини – проекты могут укладываться в один урок.
б) Краткосрочные проекты требуют выделения четырёх- шести уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовки презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.
Возможные формы проведения презентаций проектов:
Семейный праздник.
Игра-путешествие.
Праздник.
Утренник.
Практикум.
Этапы работы над проектом.
Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя
1.Погружение
в проект Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников.
Формирование основополагающего и проблемного вопроса.
Вживание в игровую ситуацию.
Принятие задачи. Мотивирует учащихся.
Формулирует проблему и объясняет цели и задачи проекта.
(Подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта.)
Наблюдает.
2.Планирование. Анализ проблемы.
Определение источников для сбора необходимой информации.
Выбор методов исследования.
Распределение ролей в группе.
Определение критериев оценки результатов работы над проектом.
Выбор формы презентации проекта.
Уточняют тему исследования.
Формируют состав группы и распределяют роли.
Осуществляют планирование работы.
Выбирают форму презентации результатов.
Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом.
Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах.
При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д.
Консультирует учащихся (по их просьбе).
Наблюдает.
3.Исследование.
Выполнение проекта. Собирают информацию в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы).
Консультируются с учителем.
Оформляют собранный материал.
Консультирует учащихся по необходимости.
Ненавязчиво контролирует деятельность школьников.
Наблюдает.
4. Результаты и выводы. Корректировка деятельности учащихся.
Оказание непосредственной помощи при затруднении. Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях и т.д.)
Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе. Практическая помощь (по необходимости)
Проводит репетиции, консультации. Помогает определиться с формой и способом презентации.
5.Презентация проекта Презентация проекта.
Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, Участвует в оценке результатов работы над проектом.
6.Оценка и результат Оценка результативности.
Сбор информации в портфолио.
Организация выставок работ учащихся Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Обобщает полученные результаты.
Подводит итоги работы.
Награждение лучших работ и участников проекта.
Моя практика.
Практическая значимость представленного опыта заключается в том, что в рамках этого опыта разработаны и представлены методические рекомендации по организации проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Моя работа над проектной деятельностью в младших классах началась в 2013 – 2014 учебном году. В самом начале становления опыта возникли определенные трудности:
- в планировании изучаемого материала;
- подборе форм и методов обучения;
- в организации деятельностного обучения;
- трудно было привыкнуть к тому, что учитель не должен быть источником готового знания.
Чтобы устранить трудности в методике работы с учащимися по разным предметным областям, изучала литературу по теме опыта. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и другие), необходимых для исследовательской деятельности. В то же время проектная деятельность отличается от учебно-исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять результаты, а главное – применять на практике. Четыре года назад я начала активно использовать метод проектов, сначала во внеурочной деятельности, а затем и на уроках. Это был трудоемкий процесс, и не всегда давал положительные результаты. Были определенные трудности во влечении учащихся в проектную деятельность, особенно связанных с деятельностью мышления, с постановкой проблемы. В начале мы шли от коллективных проектов к индивидуальным. Учащиеся учились работать в коллективе, затем в группах, парах и индивидуально. Познавательное общение в детском коллективе возможно, если собеседники располагают различной и интересной друг для друга информацией по обсуждаемой проблеме.
Первые проекты носили больше информационный характер, основной целью которых было научиться вычленять и находить необходимую информацию. Универсальный источник информации, который есть всегда у каждого ребенка, - это возможность общения с родителями, одноклассниками, друзьями и т.д. Поиску и использованию разных источников информации надо целенаправленно учить школьников. На уроках поиск информации можно предоставить детям через самостоятельную деятельность, в качестве домашнего задания. Одновременно мы учились задавать волнующие нас вопросы. Затем мы перешли к проблемным вопросам, которые требовали не просто поиска информации, а целое исследование. Учащиеся моего класса выполняют как индивидуальные, так и групповые, проекты во время уроков и внеурочной деятельности.
Урок оптимально подходит для организации познавательной деятельности, общения детей в рамках проектной деятельности. Введение метода проектирования на уроках лучше начать с обобщающих уроков, когда дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу, развитию их коммуникативных качеств. Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело. Так в своей работе, помимо уроков технологии (труд), которые предусматривают коллективную творческую деятельность, моделирование, проектирование, я применяю метод проектов и на других уроках. Например, в четвертом классе на уроке (русского языка) обобщения изученного материала учащиеся делали проект «Занимательная грамматика» по созданию своего журнала. Они самостоятельно подобрали материал по теме (некоторые сделали свой), отобрали рубрики, распределили обязанности (редакторы, иллюстраторы и т.д.), с большим увлечением оформили в виде газет и представили их. Во втором классе на уроках математики и окружающего мира учащиеся делали задачник (межпредметный проект). В течение года они самостоятельно придумывали, составляли по аналогии задачи разного типа на основе материала «Природа Курского края». Задачник оформили в альбом. Учащиеся с интересом подошли к поиску информацию, делали зарисовки, составляли задачи. Приведу пример конспекта с использованием проектной деятельности на уроках окружающего мира «По страницам Красной книги» (см. приложение ). Так в 3 классе во второй четверти на уроке «Окружающий мир» по теме «Наше питание» я использую презентацию «Так ли важен завтрак?», которую составили ученики. А во внеурочной деятельности на кружке «Азбука здоровья» готовим проекты о вредной и здоровой пище (см. приложение)
Ученик поставил перед собой задания:
- поговорить с бабушкой о важности завтрака,
- выяснить, завтракают ли дома ученики нашего класса,
- побеседовать с классным руководителем и выяснить, сколько учеников нашего класса завтракают в школе,
- убедить ребят в важности завтрака.
В результате пришли к выводу, что надо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Так в 1 классе на кружке «Азбука здоровья » по теме «Здоровые зубы – здоровые улыбки», выполняли проект «Ценный совет» где ребята оформляли советы в виде стенгазеты, как сохранить белоснежные улыбки.
Включать учащихся в проектную деятельность можно также через проектную задачу, решение которых не требует четкой привязанности к типу и структуре урока, теме урока, учебному предмету. Итог решения такой задачи должен рассматриваться в двух аспектах.«Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью. Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).Рекомендации по реализации проекта.
Проект должен быть социально-значимым, актуальным; - проект должен носить проблемный характер; - тема, целеполагание, планирование должны быть выбраны самими учащимися; - включение в учебную деятельность проектных задач; - вовлекать в проектную деятельность не только одаренных учащихся, но и слабоуспевающих; - проект необходимо связывать с окружающей действительностью; - следует помнить, что проект требует значительных временных и энергетических затрат; - проект должен быть недоступным, но посильным учащимся; - следует использовать метод проектов как дополнение к прямым или косвенным методам обучения; - не стоит абсолютизировать эффективность проектирования, но не стоит и недооценивать ее.
Анализируя свою деятельность и представленный выше практический опыт разработки проектов я пришла к выводу, что использование метода проектов в процессе воспитания и обучения учащихся интегрировало школьников в различные среды.  Ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«По страницам Красной Книги Курской области». (окружающий мир)
(практико – ориентированный проект).
При подготовке проекта дети разделились на группы. Первая группа готовит сообщение о Красной. Вторая группа готовит о водоемах Курской области. Третья группа о животном мире Курской области.
Цели:
1.Образовательные:
а) сформировать у учащихся целостную картину мира;
б) вовлечь каждого кружковца в активный познавательный
процесс;
в) познакомить детей с этапами проектной деятельности;
г) сформировать речевые умения.
2.Воспитательные:
а) воспитать терпимость и уважение к чужому мнению;
б) через содержание учебного проекта подвести учащихся к
мысли, что человек в ответе за природу планеты.
3.Развивающие:
а) развивать умение проектировать;
б) развивать умение самостоятельно мыслить и расширять
свой кругозор;
в) самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Ход урока
Орг. момент.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные…
Сотрешь ли, человек?
Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим небольшое путешествие по страницам Красной книги.
2. Защита проектов по группам.
Проект первой группы.
Учеными доказано, что, начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них по вине человека. К началу 20 века стало очевидно, что необходимо принимать меры по спасению растений и животных на планете.
Дело охраны природы, как и дело мира касается каждого живущего на Земле. Оно требует усилий от всех стран и народов. По решению ООН 5- го июня отмечается Международный день охраны окружающей среды.
Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто-то ещё, то, что же станет с природой?
Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
С каждым годом на нашей планете остается все меньше лесов, Зато все больше загрязняются воздух и водоемы. А все знают, что вода и воздух необходимы для жизни животных, растений и человека.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига
Всё живое хранить зовет,
Пусть зовет не напрасно
Красная книга, Красная!
По статистическим данным каждому пятому виду зверя, каждому четвертому виду рептилий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность.
25 тысяч видов высших растений планеты на грани уничтожения.
Только за последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, 26 видов птиц и несколько сот видов растений…
Эти данные заставляют нас задуматься:
ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ! ПРИРОДУ НУЖНО БЕРЕЧЬ! Международная Красная книга хранится в Швейцарском городе Морше. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека.
Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезла птица дронт, странствующие голуби и морская корова.
Наряду с международной книгой есть книги разных регионов.
Для сохранения и восстановления биоразнообразия нашего региона
Учеными, специалистами, исследователями в 2001 году была создана Красная книга Курской области, которая включает в себя 2 тома – «Растения» и «Животные».
В этих томах содержатся списки растений и животных, восстановленных в нашей области, исчезнувших и нуждающихся в особом внимании.
(все материалы группа представила в стенгазете)
Проект второй группы.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле!
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо всё на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стону реки от горьких обид
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит!
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыша в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Ведь другой на свете нету.
По территории Курской области медленно течет река Сейм – одна из крупнейших рек нашей Родины.
Доклады, подготовленные учащимися о животных из Красной книги Курской области. СИНКВЕЙН.
Слово синквейн происходит от французского, означающего пять.
Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк с большим объемом информации.
1-я строка – название синквейна; вода
2- я - два прилагательных; чистая, прозрачная
3- я - три глагола; шумит, течет, звенит
4- я - фраза на тему синквейна; она нужна всем
5- я - существительное.жизнь
Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Поэтому, охраняя растения и животных, помните о чистоте окружающей среды.
Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.
Проект третей группы.
« Животные и растения Красной книги Курской области».
В Красную книгу Курской области внесены 579 биологических видов, из них 279 относятся к «царству» растений, 44 к «царству» грибов.   На территории нашей области, на суше и в водоёмах, постоянно или временно обитает большое количество видов зверей, птиц, рептилий и рыб. В Красную книгу Курской области внесены 252 вида относящихся к «царству» животных.
Кроссворд:
1. Это животное похоже на лису, встречается в курских степях.
Корсак.
2. Крупная птица – типичный представитель степей и полупустынь.
Дрофа.
3. Игривый хищник, зимой любит кататься с ледяной горки. Живет
у рек питается рыбой. Выдра.
4. В этой певчей птице спрятана другая птица.
Жаворонок..
5. Она бывает и дикая и домашняя…
Кошка.
6. Мех этого зверя очень ценный, шубы – очень дорогие.
Норка.
17 .Крупная хищная птица изображена на гербе США.
Орлан
(презентация: Редкие растения и животные Курской области»)
Прекрасен мир природы, а люди – его часть. Нам надо сообща беречь, умножать и познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и Человека в самом высоком смысле этого слова!
Прекрасной быть должна Земля –
Она у всех у нас одна.
А мы – хозяева Земли.
Мы охранять ее должны.
Подошло к концу наше путешествие по Красной книге Курской области, и мы всех вас благодарим за внимание.
Итог урока:
Учитель:
-Какие новые сведения вы получили на уроке, путешествуя по страницам «Красной книги»?
-Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?
-Чтобы вы посоветовали своим сверстникам?

Исследовательский проект «Вредная и здоровая пища» (внеурочная деятельность)
Цель исследования:
Узнать, какую пищу можно назвать «вредной», какое влияние она оказывает на организм. Формирование представлений о правильном здоровом питании.
Задачи:
1.Проанализировать данные в литературе и интернет ресурсах по теме исследования.
2. Расширить знания о здоровых и вредных продуктах питания, о их влиянии на организм.
2.Практически доказать насколько некоторые продукты могут быть вредны для человека.
3. Объяснить ученикам, что кроме вредной пищи существует очень полезная пища, богатая витаминам и минералами.
4. Оформить книгу с краткой информацией о здоровой и вредной пище.
Метод исследования:
Анализ, опрос, эксперимент, сбор информации из книг, журналов, газет, интернет ресурсов.
Методика исследования.
Определить, какие же продукты являются «вредными», а какие «полезными»
Собрать информацию из журналов, газет, книг, интернет ресурсов о вредных продуктах и полезных продуктах.
Провести анкетирование среди учащихся класса и определить, как часто они употребляют чипсы, шоколад, газированную воду, жевательные конфеты.
Изучить состав «вредных» продуктов, «полезных» продуктов.
Изучить, к чему приводит употребление вредных продуктов, какую роль в здоровом развитии организма играют «полезные» продукты
Собрать информацию о влиянии «вредных» продуктов на организм человека.
Провести эксперименты, доказывающие негативное влияние «вредных» продуктов питания на организм.
Собрать информацию о значении витаминов и минеральных веществ в развитии организма
Основное содержание
Как часто мы слышим: нужно правильно питаться. В школьной столовой, наши родители пытаются нас кормить полезными продуктами. Если питаться правильно, ты вырастешь здоровым, сильным, крепким. Но почему же то, что кажется нам, детям очень вкусным и привлекательным не всегда является полезным? Эти продукты в ярких упаковках, фантиках, красивых бутылках каждый видит на витринах магазинов. Они притягивают наше внимание. Как же они могут навредить человеку?
Для эксперимента взяли 2 группы крыс. Одну кормили обычной для них пищей, а другую группу кормили сухариками, чипсами. Крысы, которых кормили сухариками, на двадцатый день стали одна за другой умирать. Перед смертью они ослепли и облысели. Позже экспертиза показала — животные умерли от цирроза печени, серьезного нарушения пищеварения и сетчатки глаза. Почему же так произошло?
После изучения состава некоторых «вкусных» продуктов экспериментаторы смогли ответить на этот вопрос:
Сахар делает пищу сладкой. Это углевод, поэтому сахар дает энергию, но излишки сахара превращаются в жир. Сахар также вызывает кариес. Чем больше ты ешь сладостей, тем более острые ощущения ждут тебя в кабинете у стоматолога. Жевательные конфеты, «чупа-чупсы» - всё это продукты, содержащие большое количество не только сахара, но еще и красителей, химических добавок, а значит они не являются полезными продуктами.
Сладкие газированные напитки содержат сахар, ароматизаторы, красители, консерванты, которые вредны для здоровья, особенно в раннем возрасте. Их употребление приводит к нарушению детской психики, дети становятся беспокойными и гиперактивными. Газированные напитки вымывают кальций из костей, поэтому дети, часто употребляющие газ. воду, в большей степени подвержены переломам костей. Также, газ. вода провоцирует ангины, вызывает заболевание желудка, от нее страдают зубы. Газированные напитки являются сильными мочегонными, то есть они выводят жидкость из организма, что приводит к его обезвоживанию. Израильские ученные обнаружили, что у людей, выпивающих по литру шипучки в день, ожирение печени встречается в пять раз чаще. Даже одна-две баночки шипучки в день повышает риск развития заболеваний печени, а также диабета и заболеваний сердца. 1 баночка в день на протяжении 10 лет гарантирует сахарный диабет.
Жиры. Жареная пища, такая как гамбургеры, чипсы, содержит много лишних жиров. Такая пища создает ощущение сытости, так что мы можем уже не захотеть съесть то-то полезное. К тому же для того, чтобы чипсы были вкусными и хрустящими, долго хранились, в них добавлено огромное количество химикатов. И в том числе, усилитель вкуса - глутомат натрия. 
Лишний вес подобен тяжелым сумкам. Нашему телу и сердцу приходится работать с усилием, чтобы двигать вес тела.
Употребление вредных продуктов могут вызывать аллергию, отравление, раздражение кожи, тошноту, рвоту и ослабление иммунитета – защиты нашего организма. Усилители вкуса развивают зависимость от этих продуктов, снижают наше восприятие вкуса. Состав почти всех продуктов сегодня химический. И каждый из таких составляющих по-своему воздействует на наш организм. Некоторые считаются безвредными, но большинство из них весьма опасны для нашего здоровья. А ведь многие и не задумываются над тем, что они едят, чем кормят своих детей. И, сами того не зная, отравляют свой организм.
Какие же продукты укрепляют организм и здоровье? Конечно, это натуральные продукты, которые богаты витаминами и минералами.
Витамин А – необходим для поддержания хорошего зрения.
Витамин В1 – укрепляет нервную систему
В2 – принимает участие в клеточном обмене.
В6 – рост волос, содержание гемоглобина в крови.
В12 – образование эритроцитов
Витамин С – один из важнейших витаминов, необходимых для укрепления здоровья.
Витамин Д – отвечает за отложение кальция в костях
Витамин Е – укрепление мышц.
Витамин К – отвечает за нормальную свертываемость крови.
Кальций - необходим для построения и укрепления костей и зубов.
Калий - важен для деятельности нервной и сердечнососудистой системы.
Железо - организм использует для кроветворения.
Йод - необходим для нормальной
работы щитовидной железы.
Практическая часть.
1 опыт. Монетки.
Берется 2 монетки достоинством 50 копеек. Одна из них опускается в стакан с газированной водой. Оставляем монету на некоторое время. По окончанию опыта, вынимаем монету из стакана. Сравниваем обе монетки. Видим, что монета, которая была в стакане с газ. водой стала чистой, блестящей. Делаем вывод – газ. вода может не только отчистить металл, но и разъедать стенки желудка.
2 опыт. Огонь.
Берем чипсы(1 штучку), поджигаем ее на спиртовке. Видим, что чипсы сразу загораются, отлично горят, при этом пламя синего цвета, выделяется очень неприятный запах. Делаем вывод- Чипсы содержат очень много жира и синтетические вещества в составе.
3 опыт. Чупа-чупс.
Карамель «Чупа-чупс» опускаем в стакан с чистой водой. Начинаем е «размешивать» воду. Со временем замечаем, что вода в стакане окрашивается в цвет карамели. Делаем вывод – В карамели соержатся красители.
4 опыт. Фонтан.
Для опыта понадобится бутылка Кока-колы и мятные жевательные конфеты «Ментос». Открываем бутылку газ. воды, опускаем туда несколько конфеток, отходим в сторону. Мы наблюдаем, как из бутылки вырывается пенный фонтан. Делаем вывод: Произошла химическая реакция, образовалось очень много газов и пены. Такое же происходит и в желудке человека, что может вызвать тошноту, рвоту, плохое самочувствие.
Заключение.
Работая с литературой по теме, ученики узнали много нового, интересного и полезного, насколько важно, что бы в рацион человека входили полезные, нужные продукты, содержащие витамины и минералы. Так же узнали, как влияет на наш организм вредная еда, о возможных последствиях этой пищи: аллергические реакции, боли в желудке, рвота, тошнота, кариес, ожирение, снижение восприятия вкуса, ослабление иммунитета и многое другое.
Анкета для детей:
1.Любите ли вы чипсы, шоколад, лимонад? Часто ли вы их едите?
А) Люблю, ем часто -5 учеников
Б) Люблю, но ем редко – 3ученика
Б) не люблю - 0 учеников
2. Знаешь ли ты что-нибудь о вредной еде?
А) не знаю - 0 учеников
Б) знаю - 7 учеников
3. Что бы ты выбрал – чипсы и газировку или фрукты?
А) чипсы и газировку -5 учеников
Б) фрукты - 2 ученика
4. Как ты думаешь – ты здоров?
А) да -7 учеников
Б) да, но к концу дня чувствую усталость - 0 учеников
В) нет - 0 учеников
По итогам анкетирования среди учащихся класса, выяснилось, что не все ребята знают о вредной пище или не обращают внимания на то, что они едят. Поэтому считаю, что в нашей школе нужно проводить как можно больше мероприятии, пропагандирующих здоровое питание, здоровый образ жизни. Я считаю, что учеников и их родителей необходимо ознакомить с темой о здоровом питании. Ведь, за 65 лет человек съедает около 50 тонн пищи, и каждая маленькая порция очень важна для здоровья.
Каждому была выдана памятка, которую сделали ученики.

« Здоровые зубы - залог здоровья нашего организма.» (окружающий мир)
(практико – ориентированный проект)
Цель проектной деятельности: Дать понятие о личной гигиене и гигиене полости рта, развивать познавательные способности, учить правильно ухаживать за зубами, развивать творческие способности.
Задачи: воспитание у уч-ся правильного понимания правил личной гигиены, развивать элементарные правила по уходу за полостью рта, формировать понятия о ЗОЖ.
Содержание проекта привлечь детей к правильному уходу за своими зубами, воспитывать грамотное понятие ЗОЖ, расширять кругозор.
Основные вопросы:
-С чего начинается пищеварение.
-зачем нужен уход за зубами
Основные вопросы:
Как правильно ухаживать за зубами и чистить их
Болезни полости рта.
К чему приводят болезни зубов
Как я чищу зубы
Здоровые зубы- это важно?
1.Знакомство с проектом. (вводная презентация)
2.Основной этап
Кроссворды, загадки, пословицы о зубах и здоровье.
3.Выпуск газеты «Зубной доктор»
(рисунки, устный журнал)
4.Заключительный этап.
Урок презентация
5.Оценка участника проекта
6.Самооценка
Здоровые и красивые зубы – это результат качественного внутриутробного питания, а после рождения – полноценного состава воды и, конечно, тщательного ухода за зубами. Специалисты предупреждают, что никакие современные достижения стоматологической науки не отменят знакомые всем рекомендации: чистить рот после еды, есть больше грубой пищи, которую надо как следует жевать.
Первый – налет на зубах, в котором находится очень много микробов, мельчайших живых организмов. «Употребляя пищу», они выделят так называемую молочную кислоту, которая разрушает зубы. Второй враг – сахар. Он, как клей, намертво «приваривает» зубной налет к зубам. И еще один враг - недостаток фтора. Чем меньше этого вещества в употребляемой воде и пище, тем слабее эмаль зубов, их верхняя оболочка.
- послушайте четверостишие. Вспомните, кто его написал?
«Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый поступает хорошо»
(В. В. Маяковский).
- Почему так пишет поэт?
- Да, действительно, ходить чистым, опрятным, аккуратным - это хорошо. И большую роль в нашем внешнем облике играют зубы.
- Сегодня на уроке мы познакомимся  со строением зубов, их ролью и правилами ухода за ними.
4. Объяснение нового материала, беседа.
- Какую роль выполняют зубы?
- Зубы измельчают пищу. Поэтому без зубов невозможно нормальное пищеварение. Зубы способствуют ясному произношению звуков, они украшают лицо.
- Сколько зубов у взрослого человека?
- все ли зубы имеют одинаковую форму? На какие группы можно разделить зубы? (резцы, клыки, коренные зубы).
- Резцами откусываем, клыками отгрызаем что- либо твердое, а коренными зубами перетираем пищу.
Рассказ сопровождаю показом зубов на модели.
- Зубы - самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты эмалью – прочным, блестящим веществом. Эмаль, как панцирь, защищает зубы.
Под эмалью тоже находится твердое вещество, но уже менее прочное. Внутри зуба имеются нервы и кровеносные сосуды. Кровь приносит зубам питательные вещества.
Но как ни крепка эмаль, она может разрушаться. Тогда начинают болеть зубы.
А почему это происходит, вы сейчас увидите.
5. Показ сценки.
Кр. Гена: « Ой болит, ой болит. Где же доктор Айболит?»
Чебур.: « Здравствуй, Гена, что с тобой? Или ты совсем больной?»
Кр. Гена: «Нет терпения, нету мочи: зубы разболелись очень.»
Чебур.: « Ну, пойдем, я провожу на леченье погляжу.»
Доктор: « У тебя несчастный вид. Что случилось? Что болит?»
Кр Гена: « Я держусь еле- еле. Зубы, зубы заболели.»
Доктор: « Что ж, посмотрим, что и как. Дернуть зубы или так?»
Кр. Гена: « Хоть я от роду и не трус, зубы я сверлить боюсь.»
Доктор: « Открой еще пошире рот. Твоим зубам нужен уход. Их чистить надо по утрам и полоскать по вечерам. Тогда не страшен нам микроб, гигиеничным будет рот».
Чебур.: «Слушай, Гена, доктор знает, отчего болезнь бывает. Не пугайся, полечись. Чистить зубы научись. Ну, а мы для всех для вас будем песню петь сейчас».
6. Исполнение песни (мотив песни « Вместе весело шагать» )
Зубы чистить по утрам очень надо,
И запомнить уж пора всем ребятам.
Любит песни перепелка - перепелочка,
Раз иголка, два иголка, будет елочка.
И заветное словечко нами сказано.
Чтоб здоровыми мы были, мы обязаны
Утром выйти на зарядку очень дружно.
И умыться и почиститься нам нужно.
Чтоб довольны были нами наши мамочки,
Чтоб на щечках появились даже ямочки.
Чтоб улыбками сверкали белозубыми,
Чтоб не стали, чтоб не стали мы беззубыми.
Зубы чистить по утрам очень надо,
И запомнить уж пора всем ребятам.
7. Беседа о том, как надо беречь зубы.
- Почему у крокодила Гены заболели зубы?
- эмаль разрушается из-за гниения остатков пищи, резкой смены температуры. Например, после горячего супа или чая нельзя брать в рот холодную воду или мороженое. И, наоборот, после холодной пищи нельзя есть горячую.
- что изображено на плакате? (рисунок изображает  поломанный зуб, грызущий орех).
- эмаль может потрескаться, когда грызут орехи, злоупотребляют конфетами, сахаром. Она портится и в тех случаях, когда в зубах ковыряют булавками, иголками или другими металлическими предметами.
- как надо чистить зубы?
8. Демонстрация опыта (расческой  чесать вату).
- расческа - это зубы, вата- пища.
- с какой стороны зубов больше накопилось пищи? (внутренней).
- значит, зубы надо чистить и снаружи и изнутри.
- а какие движения надо выполнять? (вверх- вниз).
9. Практическая работа учащихся с зубными щетками (отработка  движений при чистке зубов).
- какое вещество используется при чистке зубов?
- на выставке представлены разные виды зубной пасты (краткая характеристика на каждой).
- а знаете ли вы, где в нашей школе находится кабинет зубного врача?
10. Правила ухода за зубами.
- какие правила ухода за зубами надо соблюдать?

Самые главные враги зубов – это микробы и вредные бактерии! Они появляются на зубах после еды и очень быстро размножаются и если ты не будешь ухаживать за зубами, огромное количество микробов и бактерий начнут разрушать их и возникнет…. Кариес
Что делать, что бы зубы не болели? 1.Обязательно чистить зубы два раза в день - утром и вечером! 1.Обязательно чистить зубы два раза в день - утром и вечером! И не меньше 3 минут! И не меньше 3 минут! И важно это делать правильно Зубная щетка должна двигаться по зубу сверху вниз Не забывай очищать внутреннюю часть зуба Обязательно очищай пространство между зубами Аккуратно вычисти задние (коренные) зубы. И пройдись несколько раз щеткой по верхней стороне коренных зубов. Полоскать рот после еды! 2.Полоскать рот после еды! 3. Не ковырять в зубах металлическими предметами, для этого есть деревянные или пластмассовые зубочистки! 4. И обязательно посещать стоматолога не реже двух раз в год!
Ротовая полость и зубы – часть организма, наиболее часто подвергающаяся нагрузкам, существенно страдающая от неправильного питания, плохой воды, негативных условий среды.
В свою очередь, больные зубы могут существенно повлиять на весь организм – кровеносную систему, нервы, систему пищеварения, даже на координацию движений. Зубная боль может быть не просто непереносимой – она, а вернее ее причины, могут быть губительны для организма.
Для предотвращения поражения ротовой полости – в первую очередь зубов и десен, необходимо вовремя осуществлять заботу об уязвимых участках, поддерживать «пресловутый» кислотно-щелочной баланс, снабжать организм витаминами, минералами и полезными элементами, способствующими укреплению зубов, их долгой и надежной службе. Обычно дети очень боятся зубного врача, но если ты правильно ухаживаешь за зубами, то тебе боятся нечего - ведь у тебя здоровые зубы.
Проект: « Животные Курской области в задачах» (окружающий мир + математика) метопредметный проект
Цель: Формирование познавательных процессов: - самостоятельно проводить исследования, анализировать результаты и формулировать логически правильные выводы; самостоятельный поиск информации, способствовать формированию критического мышления. Работать в коллективе. Учить бережно относиться к животным.
Кабан отличается от домашней свиньи. Он обладает более коротким и плотным телом, более толстыми и высокими ногами, голова у кабана длиннее и тоньше, уши длиннее, острее и притом стоячие. Длина тела до 2 м, хвост 25 см, вес взрослого кабана может достигать 200 кг, клыки около 15 см. Число поросят до 12 штук. Зрение развито слабо, но обоняние и слух очень хороши. Кабаны отлично плавают, они осторожны, но не трусливы.
Реши задачи, пользуясь текстом:
Если 5 кабанов станут один за другим, то какой длины получится линия?
Сколько будут весить два с половиной взрослых кабана?
Сколько поросят может родиться сразу у 3 самок кабанов?
На сколько см длина хвоста у кабанов больше длины их клыков?
*Сколько взрослых кабанов будут весить 800кг?
Лиса́- хитрая героиня сказок. В её норах бывает около 27 запасных ходов. Весит она до 8 кг, количество детенышей от 3 до 6. Длина тела лисицы – 90 см, хвоста – 60 см. Рацион питания лисы разнообразен: мыши, кролики, кузнечики, земляника, черника, вишня, яблоки, виноград. Лисица не выходит на охоту в дождливую погоду, потому что не любит мочить свою красивую шубку.
Реши задачи, пользуясь текстом:
Сколько может быть запасных ходов в трех лисиных норах?
Сколько останется запасных ходов в одной норе лисы, если 15 ходов перекрыть?
Сколько кг будут весить 4 лисы?
На сколько см длина хвоста лисицы меньше длины ее тела?
*Какое наибольшее количество детенышей могут привести сразу 5 самок лисиц?
Хорёк — небольшое животное, с длиной тела 32 см, 16 см пушистый хвост, масса тела 1кг 800г. Он отлично защищается: кусается и пускает в ход вонючую жидкость. Хорек-настоящая гроза курятников. За одну ночь он может уволочь 5 кур. Также хорьки поедают крыс, мышей, ядовитых гадюк, кузнечиков, улиток, ворует мед у лесных пчел, ест плоды и даже ныряет в реки за рыбой. Продолжительность жизни 5 лет. Хорёк занесён в Красную Книгу.
Реши задачи, пользуясь текстом:
На сколько см длина хвоста хорька меньше длины его тела?
Сколько кур может унести один хорёк за 6 ночей?
Сколько месяцев составляет продолжительность жизни хорька?
Если 4 хорька станут один за другим, то какой длины получится линия?
*Сколько кур могут унести 3 хорька за 3 ночи?
Ушастый ёж — обитатель лесов и степей. Селятся под корнями деревьев, в густом кустарнике, под камнями, роют норы. Длина тела ежовых до 35см, длина хвоста 2см 5 мм. Конечности стопоходящие, пятипалые. Зубов 44. Питаются ежи червями, насекомыми, пауками, яйцами, слизнями, птенцами, мышами, лягушками и даже гадюками. За 1 час он может съесть 80 червяков. Детеныши ежей рождаются белыми и достигают в длину всего 7 см.
Реши задачи, пользуясь текстом:
1.Сколько червей может съесть один еж за 3 часа?
2.Какой длины 4 хвоста у ежей?
3.Сколько пальцев на лапах у 2 ежей?
4.На сколько см длина тела взрослого ежа больше длины тела его детеныша?
5.Сколько ежей могут иметь 88 зубов?
Исследовательский проект на тему «Мая малая Родина». (внеурочная деятельность)
Считаем, что тема нашего исследования актуальна, т.к. каждый житель должен знать краткую биографию замечательных людей живущих рядом с нами, родственников учащихся, ветеранов ВОВ и тружеников тыла. В представленной работе мы постарались исследовать историю нашего села и его улиц . Это наш небольшой вклад в пополнение исторической копилки родной деревни.
Цель проекта является воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любовь к родной деревне, сопричастность к судьбе края, бережного отношения к его культурно-историческим богатствам.
Задачи проекта:
- Выявление у учащихся способности к оригинальному нестандартному решению творческих задач;
- развитие творческих способностей;
- усвоение информации познавательного характера об объекте, ценность которого необходимо выявить, поскольку нельзя ценить того, чего не знаешь;
- заинтересовать учащихся, постараться создать такие ситуации, при которых знакомые с детства места предстали бы перед школьниками в новом ракурсе.
- обогащать и систематизировать знания детей о хуторе;
- познакомиться с ветеранами и тружениками тыла, которые живут в нашем хуторе.
Перед детьми стояли задачи: собрать материал по теме, взять интервью у родителей
( спросить) и выступить с рассказом.
Местом исследования стала деревня Малый Каменец, улицы на которых живут ученики нашего класса.
Методы и приёмы исследования:
- поиск и изучение литературы;
- анкетирование с последующей обработкой данных;
- работа с архивными материалами;
- беседа со старожилами деревни;
- встреча с людьми, которые могут помочь в моём исследовании;
- фотографии, детские рисунки улиц и социально – значимых объектов деревни;
- ознакомление учащихся с результатами своей работы.
Ожидаемые результаты:
Сохранение патриотического и культурного наследия.
Возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейном воспитании.
Повышение уровня знаний об отечественной истории и культуре.
Способствовать доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.
Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
План работы над проектом.
I этап. Организационно-ознакомительный:
Выход на тему, определение цели и предположение результата, знакомство с вопросами проекта. Предварительное совместное планирование продвижение по проекту.
II этап. Реализация проекта:
Деление на группы, распределение ролей в работе, сбор информации в библиотеке деревни и школы, накопление и обсуждение ее, экскурсии по деревне,предварительная самооценка работы. Самостоятельная работа по выполнению исследования, проверка учителем активности участников, завершение продвижения по проекту.

III этап.Завершающий – оформление результатов проектной деятельности (презентации, с, стенгазеты, рисунки)
IV этап. Итоговый
Защита проектов (обобщающий урок – выступление) Оценивание работы участниками, учителем, подведение итогов.

На районном семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе, старших вожатых по теме «Воспитательная система образовательного учреждения как эффективный способ интегративного обучения» все ребята выступили с защитой своих проектов.
Описание полученных результатов. Самым главным итогом работы считаем то, что с помощью личных архивов родственников, их воспоминаний, автобиографических данных выполнили цель исследования: собрали материал о деревне Малый Каменец и о ее жителях. Тем самым, подтвердили выдвинутую гипотезу: восполнили недостаток информации о возникновении деревни, об улицах и смогли рассказать своим одноклассникам интересные факты из истории поселения. В ходе выполнения проекта решили задачи: 1. Изучили литературу по данной теме.2. Подготовили рассказ о истории возникновения деревни, об улице, на которой каждый из нас проживает, и о жителях.3. Выяснили следующее: когда деревня, когда появилась улица, почему она так называется, что раньше было интересного на ней, что она представляет из себя сейчас, какие люди в разные годы прославляли ее.4. Провели беседы среди родителей, бабушек, дедушек, соседей, жителей д. Малый Каменец.5. Изучили семейные архивы (документы, фотографии).Результаты своей исследовательской работы (доклады, рисунки и презентации) представили на итоговом занятии.Написали сочинения на тему «Моя улица» по итогам проекта. Выводы:1. В результате проделанной работы дети смогли узнать много нового и интересного о своем селе, о своей улице, его жителях, о членах своей семьи. 2. По ходу выполнения работы научились брать интервью, работать с семейными архивами, анализировать результаты выполнения своей работы. Оформление результатов исследования.  Результаты решения вышеуказанной проблемы оформили в конкретном продукте: - папка – альбом с фотоматериалами и рисунками учеников 2 класса на тему «Моя улица»
- мультимедийная презентация по теме «Моя малая родная» .
Проект на уроках технологии.
Проект «Осенняя сказка».

Проект на классном часе на тему «Дружба».
Проект «Дерево дружбы».
-5905599060

Вопросы–помощники для подготовки к защите проекта в начальной школе
Как называется ваш проект?
Назови главный вопрос (проблему) вашего проекта.
Почему важно ответить на этот вопрос (решить проблему)?
Зачем вы делаете этот проект?
Что сделали, чтобы ответить на главный вопрос (решить проблему)?
Расскажите (расскажи), что у вас получилось ?
Каково назначение вашего(твоего) проектного изделия?
Что вам удалось выполнить сразу и почему?
Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Сможешь (сможете ли вы ) ли ты назвать причину?
Оцени качество выполнения и оформления проекта.
Что особенно понравилось в работе над проектом?
Расскажи о своей роли в проекте.
Доволен ли результатом своей работы?
Чему ты научился во время участия в данном проекте?
Заключение.
В заключение хочется сказать, чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей.
Я сделала вывод: успешный самостоятельный творческий поиск может являться показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.
Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения.
В процессе работы я пришла к выводу, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:
- дети учатся работать с дополнительной литературой;
- они начинают самостоятельно конструировать свои знания;
- у них развивается критическое и творческое мышление;
- ребята проявляют себя в оформлении окончательного продукта (сообщение);
- получают опыт публичного выступления с собственной работой.
Список литературы.
Бычков А.В.Метод проектов в современной школе. – М., 2000
ЗасоркинаН.В. Метод проектов в начальной школе. – Волгоград, 2012
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. – Нач. школа – 2005 №9
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.- М., 2005
Пахомова Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М.: АРКТИ, 2005
Романовская М.Б. «Метод проекта в образовательном процессе» Завуч. Управление современной школой. – 2007, № 1..
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2008.