Опорный конспект – средство реализации деятельностного подхода на уроках географии.

.

Опорный конспект – средство реализации деятельностного подхода на уроках географии.

Гирёва Ирина Николаевна,
учитель географии
МКОУ СОШ с УИОП пгт Афанасьево Кировской области.

Принципиальным отличием выбора и структурирования содержания современного образования является ориентация на деятельностный подход, где на первый план выступает умение учащихся разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений, познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. И вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Сущность реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска»
Использование опорных конспектов является одним из средств реализации деятельностного подхода на уроках географии. Опорный конспект или лист опорных сигналов (Л.О.С.) - это построенная по специальным принципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены основные смысловые части изучаемой темы. Его можно считать  качественно новым этапом в схематизации учебного материала, который не отрицает, а развивает схему. Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное. Понятие опорный конспект связано с именем педагога-новатора В.Ф. Шаталова, который впервые начал применять, и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов. Опорный конспект - это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта. Идея опоры - главная суть данного конспекта. Составление опорно-ассоциативных конспектов - это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного. Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению Виктора Фёдоровича Шаталова, являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Остановимся подробнее на этих требованиях.
Лаконичность ограничивает содержание в опорном конспекте печатных знаков, их должно быть не более 400. Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква,  но не слово, которое уже  представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 - 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
Унификация, то есть использование единой символики по одному предмету. Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.
Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то же время все блоки между собой связаны логически. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации.
Непохожесть требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание. Еще лучше, если форма опорного конспекта отражает его содержание.
Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.
В педагогическом опыте сегодня наработано достаточно много видов и форм опорных сигналов. Среди них можно выделить: опорные сигналы-схемы, опорные сигналы-образы, опорные сигналы-чертежи, опорные сигналы-коды, опорные сигналы-символы. При разработке опорного конспекта каждый преподаватель выбирает наиболее подходящую форму и старается ее усовершенствовать. К творческим находкам педагогов-практиков можно отнести, так называемый, трехступенчатый опорный конспект, который позволяет осуществлять дифференцированное обучение. Первая ступень - это наиболее полный опорный конспект, с краткой аннотацией входящих в него блоков; вторая ступень - опорный ассоциативный конспект, третья ступень - краткий план ответа в опорных сигналах.
Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.

· Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. Опорные конспекты являются одним из видов краткой записи и служат средством графического обобщения изученного материала.
С помощью опорных конспектов и сигналов изучение и усвоение таких сложных тем, как "Географические координаты" и др. становится более понятным и доступным. Например, на уроке практикуме по определению географических координат опорный конспект помогает без затруднений выполнить задания.
Одним из вариантов работы с опорным конспектом может быть самостоятельная работа. При изучении темы «Озёра» учащиеся получают задание прочитать текст учебника и составить опорный конспект. Самостоятельная работа переходит на творческий уровень, раскрывает индивидуальные способности и внутренние резервы. Ученик превращается в исследователя. Творческий ребёнок способен к развитию.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
На уроке «Природа и факторы формирования Поволжья» учащиеся, получив задание, приступают к работе: читают учебник, анализируют статистические и картографические источники информации, делают необходимые записи в тетради и отражают полученные сведения на контуре территории. Оговаривается заранее регламент выступления каждой группы и количество вопросов, которые учащиеся готовят для участников других групп. На доске представитель каждой группы отмечает ту информацию – ответ, над которым трудилась вся группа. Казалось бы, учитель вовсе отсутствует на уроке, его деятельность практически свелась к нулю. Тем не менее, учитель дает задание, консультирует, контролирует, оценивает работу всей группы, а оценить работу каждого учащегося помогут лидеры. Самостоятельная работа является необходимым элементом учебного процесса и должна быть управляемой. В результате самостоятельной работы учащиеся могут наглядно увидеть образ экономического района, но и образ всей страны, если будут иметь опорные конспекты по всем районам. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Опорный конспект помогает, когда необходимо изучить большой по объёму материал, например при изучении темы «Разнообразие рельефа» учащиеся делятся на группы. Каждая группа работает с определённым блоком и в результате получается опорный конспект. Каждая группа отчитывается. Происходит развитие монологической речи, наиболее осмысленное усвоение материала, учащиеся учатся выделять главное, все ученики работают, отсутствует проблема с дисциплиной. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Незаменим логический опорный конспект и при закреплении, обобщении и повторении материала. Особенно когда требуется повторить материал всего раздела. Очень сложно за день до проверочной работы повторить весь учебник. Очень удобно пролистать тетрадь с опорными конспектами. На уроке, при осуществлении контроля знаний, так же можно использовать, созданные уже в процессе изучения, логические конспекты. Для слабоуспевающих учащихся можно предложить задания, предусматривающие использование готовых конспектов: будь то тестовые задания или вопросы и практические задания. Для остальных учащихся можно предложить задание, где часть конспекта “смыло водой” и необходимо восстановить недостающую часть. При проверке домашнего задания, когда у учащихся скелет рассказа у ребёнка исчезает страх, он спокоен, уверен и без затруднений воспроизводит изученный материал. Остальные слушают, воспитывается ценное качество умение слушать собеседника, усиливается внимание при ответе товарищей и лес рук после ответа, т.к. при помощи опорного конспекта детям проще запомнить, где допущена ошибка.
Опорные конспекты помогают при формировании новых понятий. Например, при изучении темы «Изображение неровностей земной поверхности» используя опорный конспект, учащиеся быстрее запоминают новые понятия относительная и абсолютная высота. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Также опорный конспект помогает найти черты сходства и различия, установить причинно – следственные связи. Например, при изучении темы «Ветер» учащиеся часто путают понятия бриз и муссон. Опорный конспект позволяет быстро найти отличия и сходства и запомнить новые понятия. 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Использование в учебном процессе графического конспекта имеет ряд преимуществ: выполнение графического конспекта обуславливает активную работу всего класса; требует полной мобилизации и усиленного внимания; конспекты служат средством познания изучаемых объектов, формирование творческого мышления учащихся; позволяет не только организовывать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика; графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний.
Таким образом используя опорные конспекты идёт регулярная работа по формированию универсальных учебных действий, как комплекному умению учиться (основам ключевых компетенций). Например: умение вести самостоятельный поиск, анализ; отбор информации, ее преобразование, передача; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение планировать деятельность, ставить цели, осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать деятельность.

15