Формирование у обучающихся коммуникативных умений в учебном процессе посредством интегрированных уроков по истории и обществознанию в рамках реализации ФГОС


\s\sВведение
Тема данной работы выбрана исходя из следующих соображений:
- в настоящее в связи с развитием информационных технологий молодое поколение огромное количество времени проводит в сетях. Специалисты даже говорят о поколении « кнопки». Поток информации- колоссальный. Анализ полученной информации практически отсутствует;
- теряются коммуникативные умения и навыки;
- нарастает образовательный нигилизм;
Актуальность темы в том, что мы имеем дело с проблемами, возникающими в детской и молодежной среде по вопросам общения, социализации.
Целью данной работы является исследование специальной литературы по проблематике работы и формирование практических коммуникативных умений учащихся.
Задачами являются:
1. Изучить и проанализировать точки зрения ученых, педагогов по вопросам формирования коммуникативных умений обучающихся;
2.Сопоставить достижения современной педагогической науки с требованиями ФГОС и сообразно историко- культурному стандарту.
3. Спланировать и апробировать интегрированные уроки по истории и обществознанию в рамках ФГОС и в свете развития педагогических инноваций.
4. Проанализировать полученные практические результаты по итогам проведенных уроков и сформулировать рекомендации.
5. Пропагандировать лучший педагогический опыт, свой педагогический опыт.
Методический паспорт:
- определение реальных условий становления педагогической идеи;
- применение полученных знаний в практике планирования серии интегрированных уроков;
- проведение и анализ уроков;
- афиширование полученных результатов.
Объект исследования: ФГОС.
Предмет исследования: практическое применение ФГОС в вопросах формирования коммуникативных умений обучающихся.
Методы исследования: наблюдение, социологические опросы, анализ, синтез, математический.
Работа состоит из двух глав, в заключении содержатся выводы. В приложениях размещен вариант технологической карты урока, макет проекта экспериментальной деятельности по формированию коммуникативных умений «Международное содружество молодежи».
Глава 1. Научность вопроса о формировании коммуникативных умений и навыков обучающихся в условиях реализации ФГОС.Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании.
Общение направлено на установлении психического контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством - различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении, есть необходимое условие существования индивида.
В последнее время в науке наряду с понятием «общение» используется понятие «коммуникация». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация - более широкое понятие по объёму. Коммуникация - связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передаётся сигнал, несущий информацию, а общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения.
Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимопонимания, зависит вся система данного лица.Содержательная сторона же общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения, в человеческом обществе, является язык.Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение. Внешний облик человека сознательно изменяется и в известной степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска - господствующее выражение лица - формируется под влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, отношений.
Согласимся, что без единых и вариативных подходов формировать коммуникативные умения не представляется возможным. Об этом речь идет в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте ООО.
В исследованиях В.В. Давыдов мы находим различного рода полезные сведения относительно ключевых навыков для эффективной работы по формированию коммуникативных умений учащихся в двадцатом веке. Содержится критика традиционного обучения; показана теория содержания общения и формирования учебной деятельности. Теория учит обучающихся двигаться от общего к частному.

  Д.Б.Эльконин в своих исследованиях ( опираясь на работы Л.С. Выготского) представляет читателям периодизацию и психодиагностику действий. Автор доступным языком объясняется о том, как наилучшим образом человек, посредством коммуникативных умений может адаптироваться и плодотворно работать в изменчивых условиях. Приведены наиболее типовые организационные, конфликтные и стрессовые ситуации, которые случаются в небольших командах. В исследовании говорится о том, как формировать социальные отношения, а также не портить отношения с людьми и добиваться поставленных целей, выходит спокойно из опасных конфликтных ситуаций, а также наращивать мощь деловых контактов, расширяя круг полезных знакомств. Особое внимание уделено работе в команде, то есть на применение коммуникативных умений в большой и малой группе.
Курсы повышения квалификации прошли под руководством профессора, доктора педагогических наук Л.М. Перминовой. Слушатели имели возможность близко познакомиться с трудами «Функциональная грамотность учащихся. Современный урок»., участвовать в практических занятиях и деловых играх.

В свете новых подходов к обучению мы познакомились с вариантом модернизации временного обучения на основе связи системно- деятельностного, логико- дидактического и компетентностного подходов. Работа Перминовой Л.М. своевременна и полезна нам, учителям- практикам. Без понимания методических и теоретических вопросов формирования коммукативных умений грамотно составить технологическую карту урока и успешно провести урок не представляется возможным.
Глава 2. Практика разработки и внедрения в гимназическую поурочную деятельность учителя информационно- педагогической технологии интегрированного обучения на уроках по истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.
Актуальной проблемой современного урока является его построение на основе ФГОС. Предлагаемая модель урока сочетает традиционную педагогическую технологию «мастерских» с элементами информационной технологии на основе опережающего задания согласно ФГОС. Это псевдоинновация, так как сочетает в себе давно уже известные элементы. Однако следует отметить, что помогает развивать коммуникативные умения обучающихся.
Мастерские-это деятельностно- личностная рефлексивная синтетическая форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с групповой, используется социализация, в ней есть место поиску, творчеству, работе с материальными объектами, множественному выбору.
Информационная составляющая мастерской - это поиск, исследование, глубокий анализ, погружение в проблематику заданной темы посредством интернет- ресурсов.
В нашем практическом случае главное внимание информационно- педагогической мастерской уделяется развитию коммуникативных навыков; преемственности изучения курсов истории России, Всеобщей истории, Обществознания.
Основоположниками «мастерской» являются Анри Валлон, который изучал связь действительности с познанием; Поль Ланжевен /физик, враг нацизма и фашизма/; Жан Плаже/ швейцарский психолог, объект его изучения- развитие интеллекта/. Предшественниками же основоположников были Руссо, Песталоцци, Монтессори, Макаренко, Френе.
На мой взгляд, мастерские имеют связь с ФГОС в следующих утверждениях:
Ученик должен находиться в активной позиции и сам строить свое знание.
Ученик развивается сам как творческая личность.
Все способны. Каждый ребенок способен ко всем видам деятельности. Вопрос в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития.
Методы обучения и развития должны быть интенсивными.
Учитель выступает не как авторитет и наставник, а как умелый и талантливый скульптор.
Расчет педагогического воздействия должен быть точным.
Разделяю точку зрения на эффективность мастерских А. Окунева, Н.И. Беловой и Г.А. Мейчик. В 2000 году сам был участником мастер- классов Н.И.Беловой.
Технология мастерской соответствует требованиям ФГОС, и там и здесь на уроках требуется соблюдение таких этапов как:
Индукция
Само-конструкция
Социальная конструкция
Социализация
Афиширование
Разрыв
Рефлексия
В своей практической деятельности проектирую и провожу интегрированные уроки по истории и обществознанию.
Так например, интегрированный урок обобщения и систематизации. Тип: информационно- педагогическая мастерская.
Темой такого урока была «Сравнительная характеристика развития России и стран Западной Европы в контексте истории СССР, истории России и истории стран Еврозоны и ЕС с 1922 года по наст. время».
На примере целей и задач урока поясню, как работаю над формированием коммуникативных умений обучающихся:
Познавательная:
- обучающиеся формируют знания об отличительных чертах развития СССР и ЕС в формационном и цивилизационном подходах к изучению истории.
- в итоге обучающиеся самостоятельно формулируют обобщенный вывод о перспективах социально- экономического, политического развития России и ЕС в ближайшем /возможно обозримом/ будущем.
Развивающая:
- активизация познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока, используя заранее самостоятельно полученную и проанализированную информацию из исторических источников, интернет-ресурсов.
- обучающиеся отрабатывают умения и навыки по причинно- следственным связям, самостоятельно подходят к приобретению прикладных новых знаний.
- обучающиеся грамотно полемизируют, доказывая свою точку зрения, опираясь на знание источников и истории вопрос, тем самым развивают коммуникативные умения.
Воспитывающая:
- сформировать у обучающихся интерес и глубокое понимание к событиям, проблемам и явлениям исторического прошлого, современности и перспективам развития общества; уважительного и ответственного отношения ко взглядам и убеждениям других людей, базовым ценностям жизни.
- понимать общность и взаимосвязь между историей человечества, обществом, странами в рамках процесса глобализации; личную ответственность, свое место и роль и в социуме.
Прогнозируемый результат урока:
Знают: Источники. Основные исторические этапы развития СССР и ЕС.
Умеют: Аналитически и логически мыслить; устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи.
Работают с информационными материалами, опорным конспектом.
Самостоятельно получают знания, анализируют, полемизируют, делают собственные выводы, приводят доказательства, основанные на знании источников.
Оборудованием такого урока могут быть:
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Электронная презентация урока.
Карты самооценки и погружения.
Опорные конспекты с итоговой таблицей «Сравнительная характеристика».
Возможен такой план урока:
Вступительное слово учителя.
Выборы спикеров мастерской.
Обсуждение правил проведения мастерской.
Актуализация темы.
Собственно обобщение и систематизация по блокам:
моделирование целей и задач урока,
сравнительная характеристика,
прогноз результата деятельности, обсуждение модели;
Ход урока: Следует в описании открытий обучающихся.
Подведение итогов, открытий: / только в ходе социализации и афиширования/. Следует в анализе карт самооценки.
Закрепление.
Рефлексия.
Домашнее задание: Ответы на вопросы из карты изучения и погружения обсудить с одноклассниками, найти решение проблем.
Итог урока: Составление карты самооценки.
Используемый глоссарий: Манкирование, формация, цивилизация, СССР, организация ВД , СНГ, Союзное государство Беларуси и России, ОДКБ, Союз угля и стали, ЕС, Еврозона, ОБСЕ, НАТО, ООН, альянс, лобби, коммюнике.
Отмечу, что такой урок по развитию коммуникативных умений может иметь смысл и построение лишь при комплексном подходе к изучению предметов. Также требуется большая деятельность за рамками урочной деятельности. Поэтому практически мы вышли на экспериментальную проектную деятельность в рамках сотрудничества старшеклассников в социальных сетях, чтобы не потеряться во всемирной паутине.
Позитивным подспорьем в развитии коммуникативных умений и навыков является внеурочная деятельность. Осуществляю ее через активное привлечение обучающихся к участию в проекте «Международное содружество молодежи», где старшеклассниками выступают спикерами страниц, модераторами, организаторами социологических исследований на заданные проектом вопросы. Результаты деятельности размещены на странице открытой группы «В контакте».
Заключение.
В ходе изучения научной литературы, а также являясь слушателем курсов повышения квалификации в МГОУ по теме «Подготовка педагога к инновационной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»; практически проводя интегрированные уроки по истории и обществознанию; занимаясь внеурочной деятельностью и являясь руководителем интерактивного проекта «Международное содружество молодежи», проанализировав результаты урочной и внеклассной деятельности пришел к следующим выводам:
- ФГОС содержат механизм закрепления социальных навыков обучающихся: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; умение регулировать свои эмоции в зависимости от ситуации;
- кроме того, в ходе планирования уроков по требованиям ФГОС мы вырабатываем и закрепляем диалоговые, коммуникативные навыки (на уровне улучшающей либо псевдо-инновации): вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; участвовать в коллективном обсуждении темы); невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику, умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса);
- сопоставив требования ФГОС, достижения урочной деятельности обнаружил практические возможности формирования коммуникативных навыков;
- при интерактивной деятельности через открытую группу в социальной сети «В контакте» отметил, что учащиеся научились разумно и грамотно вести диалоги и беседы в интернет-пространстве, представляя себе при этом не виртуального, а реального собеседника;
- полученные результаты рефлексии разместил в приложениях.
Список использованной литературы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Текст с изменениями и дополнениями на 2017 год.; М.: ЭКСМО. 2017.
Федеральный Государственный образовательный стандарт ООО (с изменениями на 22.02.2016г.).
Устав Московской области от 11.12.96г. № 55/ 96-ОЗ( с изменениями на 18.10.16).
Программа развития образования «Образование Подмосковья» Московской области на 2014-2015гг. с изменениями от 09.08.2016.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения._ М., 1996.
Эльконин Д.Б. Исследование теории деятельности. Психологические игры.- Педагогика. 1976.
Перминова Л.М. Функциональная грамотность учащихся. Современный урок. М., 2009 ( Формирование функциональной грамотности учащихся: культурологический подход(учебно-методическое пособие). Современный урок: методология, конструирование, анализ (методическое пособие).
Верт Н .История Советского государства 1900-1991 гг. / Н. Верт.- М., 1999.
История России. 20 век: выбор моделей отечественного развития., М.,2002.
Политистория: Россия- СССР- Российская Федерация: в 2 т./ под. Ред. С. В. Кулешова.,М.,1999.
Барсенков А.С. Реформы Горбачева и судьба союзного государства. // Российское государство и общество. XX век. М., 1999.
Алексеев В. В., Нефедов С.А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма.// Общественные науки и современность. 2002.- С.12
Симионов Ю.Ф., Носко Б.П., Гильяно А.А. Мировая экономика и международные экономические отношения. Р н/Д: 2004
Право Европейского Союза: документы и комментарии./ под. Ред. Проф. Кашкина С.Ю. М: Терра, 2009.
15. https: //vk.com/lookthroughtheages