Сборник дифференцированных заданий по русскому языку для 3 класса


Разноуровневые задания
по русскому языку
27565359423403 класс
Уровень А - задания на знание и понимание учебного материала. При выполнении этих заданий школьники учатся делать сообщения, описывать и воспроизводить изученный материал, устанавливать, что это, где это и т.д., формулировать определения, излагать факты, определять и перечислять признаки, запоминать. Задания данного уровня способствуют пробуждению интереса к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями; помогают ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
Уровень Б - задания на применение. При выполнении этих заданий учащиеся применяют полученные знания на практике, учатся доказывать, создавать, конструировать и делать выводы. У учащихся развивается устойчивый интерес к предмету; они закрепляют и повторяют имеющиеся знания и способы действий, актуализируют знания для успешного изучения нового материала; осуществляют самостоятельную деятельность по образцу.
Уровень В - задания на анализ. Выполняя задания этого уровня, учащиеся постигают умение обсуждать, раскрывать, перечислять свойства и компоненты, анализировать, разбивать на части учебный материал, разбирать его критически. Они осваивают такие умения, как различать, отличать, сравнивать, сопоставлять, исследовать, распределять по категориям, классифицировать, делать рецензии.Уровень Г - занимательный материал и творческие задания. Данные задания помогают учащимся разрешать новые проблемы, создавать, придумывать, изобретать, составлять, планировать, конструировать, модифицировать, изменять, воображать, предполагать (что будет, если...). Работа с упражнениями и заданиями двух последних уровней (В и Г) позволяет развить у учащихся устойчивый интерес к предмету; сформировать новые способы действий; умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи; развить умение самостоятельно работать над выполнением проблемных, поисковых, исследовательских и творческих заданий.
Работая в уровнях А и Б, учащиеся выполняют 3-4 задания; в уровне В - 2 задания; в уровне Г - только 1 задание. Такое распределение заданий объясняется еще и темпом работы, сформированным навыком самостоятельности, умением управлять своей учебной деятельностью.
Состав слова.
Корень.
Задания уровня А1.Прочитай.
Язык — наш учитель. А каждое слово — урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Опёнок — это гриб. Ищи его около пней. Зимовьем называют место, где зимуют.
Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Что ты узнал об однокоренных словах? Выпиши однокоренные слова группами. Выдели корень в каждой группе.
2.Спиши однокоренные слова. Выдели корень и подчеркни в нём гласную.
Поречье, река, речник, речушка, речной.
Больница, боль, больной, болезнь, болеть, болячка.
Годовалый, ежегодник, год, годовой.
Старьё, старик, старость, постареть.
Как пишется гласная в корне родственных слов? Объясни значение первого слова в каждой группе однокоренных слов.
3.Спиши пословицы. Подчеркни в них однокоренные слова.Выдели корень.
1) Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Маленькое дело лучше большого безделья.
На каждую загадку есть своя отгадка. Проверь по тексту.
4. Прочитай.
Сосновая роща. Высоко поднялись к небу смолистые стволы. Точно слезинки на них капли смолы. Смоляным запахом пропитан воздух. Спиши.
Подчеркни однокоренные слова. Точкой обозначь безударную гласную в корне.
************************************************************************************
1. Прочитай однокоренные слова. Напиши их в порядке указанных значений.
1.Повар, вареник, поварёшка, варево, варенье.... — ягоды, плоды, сваренные в сахаре.
... — горячее жидкое кушанье. ... — маленький варёный пирожок. ... — мастер по приготовлению пищи. ... — большая ложка для разливания жидкой пищи.
2.Зимовщик, зимовка, озимь, зимник, зимовать.... — проводить где-нибудь зиму.
. . .— место, где зимуют.
... — человек, который находится на зимовке. ... — дорога, которая проложена по снегу. . . . -г- всходы ржи, пшеницы, посеянные осенью, под зиму.
3.Лесник, лесина, подлесок, перелесок.
... — срубленное дерево, идущее на постройку. ... — лесной сторож.
... — кусты, мелкие деревья, которые растут под ветвями больших деревьев леса. ... — редкий лес.
Какими однокоренными словами можно дополнить каждую группу?
2.Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала сударной гласной в корне, затем — с безударной.Ледник, лёд, ледниковый, ледяной, подлёдный (лов), наледь, заледенеть.
Белить, беляк, белок, белизна, побелка, белила, белый, беловой, белеть.
Тишина, тихий, затишье, тихоня, тихо, потихоньку, исподтишка.
3.Спиши. Рядом напиши слово, которым можно заменить приведённые словосочетания. В однокоренных словах вы дели корень.
Образец: сделать замену — заменить.
Сделать подарок — . . ..Одержать победу —......
Быть гостем — . . . .Сделать запись — . . .
Найти решение — . . ..Покрыть краской — .
Положить соль — . . ..Оказать помощь — . . . .
**********************************************************************************
Задания уровня В106.Прочитай. Сколько групп однокоренных слов в этом тексте?
Чистики — небольшие птицы. Они живут в открытом море. Только на время гнездования выходят на берег. Чистики гнездятся на каменных островах. Среди камней строят они свои гнёзда. Гнездовья морских птиц надёжно защищены от врагов. Каждую группу однокоренных слов напиши с новой строчки. Выдели корень.
107.Спиши однокоренные слова.
Нога — ножка, орех — орешек, враг — вражеский, посадка — насаживать, дорога — подорожник, тишина — тихо, снег — снежинка.Обрати внимание, что согласные звуки в корнях могут чередоваться. Подчеркни буквы, которые обозначают эти звуки.
**************************************************************
Задания уровня Г
Подбери и напиши однокоренные слова с указанным корнем. Выдели его в однокоренных словах.
тот, кто любит собирать грибы.
гриб маленький гриб-
часть гриба под землёй.
мастер по починке часов.
час
солдат, стоящий на посту.
дорога через горный хребет.
вал остановка в пути.
снежные глыбы, которые обрушиваются с гор.
тот, кто играет на барабане.
барабан бить, стучать в барабан.
маленький барабан.
Какими словами можно дополните каждую группу однокоренных слов?
Окончание
Задания уровня А1 .Прочитай.
Чеснок. В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель. Добрая слава у чеснока.
Спиши. В слове чеснок выдели окончание. Для чего служит окончание?
2 . Спиши.
Наступил вечер. Наступило утро. Наступили холода. Наступила ночь.
Пруд замёрз. Река замёрзла. Ручьи замёрзли. Озеро замёрзло.
Светил месяц. Светила луна. Светило солнце. Светили звёзды.
В словах, которые обозначают действие, выдели окончания. В каких словах не выражено окончание?
3. Прочитай.
Много сказок создал наш народ. Сказка учит добру. Любимый герой русской сказки — Иванушка. В сказке Иванушка умён и скромен.
Спиши. В подчёркнутых словах выдели окончание.
4. Прочитай однокоренные слова.
1) Камень, каменный, каменщик, каменистый, окаменеть. Лес, лесник, лесистый, лесной, перелесок, лесничество.
Дождь, дождливый, дождинка, дождевик, дождевой.
Выдели из каждой группы однокоренных слов те, которые отвечают на вопросы кто? что? Запиши их во множественном числе. Выдели окончания.
**********************************************************************************
Задания уровня БПрочитай.
В детстве я дружил с собакой, с голубями. Дружить — значит жалеть. Нельзя поймать ёжика и принести его домой. Нельзя поймать белочку и посадить её в клетку. Ведь каждому в неволе жить трудно. (С. Образцов)
Выдели окончание в подчёркнутых словах.
Спиши.
Поздняя осень.
На полях колхозники убирают картофель. На огородах срезают тяжёлые зелёные кочаны капусты. В высокие груды насыпана красная морковка и толстая сладкая репа.
Проверь, правильно ли ты списал текст. В словах, которые обозначают признак предмета, выдели окончание.
3.Прочитай.
Туча небо кроет,Ветер в поле воет;
Солнце не блестит.Дождик моросит.
(А. Плещеев)
Спиши. В словах, которые обозначают действие, выдели окончание.
**********************************************************************************
Задания уровня В1. Составь и напиши словосочетания, изменяя слова в скобках по смыслу. Выдели окончание.
Ценить что? (книга, забота). Дорожить чем? (коллективность). Радоваться чему? (праздник, подарок). Интересоваться чем? (работа, дело). Удивляться чему? (природа, талант, способности).
2. Напиши по образцу. Выдели окончание.
Образец: нов[ая] улиц[а] — нов[ые] улиц[ы].
Чудесная встреча — ....Частая ошибка — ... .
Чайная чашка — ....Живая рыба — ... .
Широкое море — ....Счастливое лицо — ....
Дощатый домишко — . . .-Жилая комната — ...
Проверь по тексту, как ты написал сочетания жи, ши, ча, чу, ща. Подчеркни их в словах.
**********************************************************************************
Задания уровня Г
1. Прочитай.
Дятел стучит. Собака рычит. Иволга свистит. Кузнечик трещит. Зарянка поёт. Мышь пищит. Корова мычит. Филин ухает.
Напиши во множественном числе. Выдели окончания. Какое правило ты должен вспомнить, чтобы правильно написать во множественном числе слова стучит, мычит, рычит, трещит, пищит !Приставки и суффиксы.
Задания уровня А1. Прочитай.
Сделай для себя правилом регулярно читать газету. Сначала просмотри всю газету и прочитай названия статей. Выбери самое главное и интересное для себя. Подумай над прочитанным материалом. Поделись своими мыслями с друзьями.
Найди в тексте слова с приставками и выдели приставки.
Прочитай загадку и отгадай её.
Тучка по небу гуляла, Скачут бусы по дорожке, Тучка бусы растеряла. Как хрустальные горошки. Спиши.
Выдели суффикс -к-.
3. Спиши однокоренные слова. Выдели приставку и корень.
Море, моряк, морской, приморский, заморский, взморье, поморы, приморье, морянка.
Точкой обозначь гласную в корне. Как ты написал гласную в корне однокоренных слов?
4. Спиши слова 1-й группы в столбик. К каждому слову из 1-й группы подбери однокоренное слово из 2-й.
Труба, земля, стрелять, ноябрь, смелый.
Земляк, трубач, перестрелять, ноябрьский, смелость.
Как образовались слова 2-й группы? Разбери их по составу.
**********************************************************************************
Задания уровня Б1. Спиши, вставляя слово писать с нужной по смыслу приставкой.
1) С доски надо . . . одно коренные слова.
2) Новую тетрадь ты должен правильно ...
3) Из текста следует . . . слова с безударной гласной.
Плохо выполненное задание лучше ....
Выдели приставку в словах.
2. Образуй слова с помощью суффикса -к-. Какое правило надо знать, чтобы правильно написать эти слова?
Печь — . . . . Дочь — . . . . Облако — . . . . Ночь - . . . . Река — . . . . Туча - . . . . Дача — . . . . Рука — . . . . Крыльцо — . . . .
Подумай, есть ли суффикс -к- в словах кочка, сорочка, шапка, почка, тачка, папка. Выдели в них корень.
3. Прочитай шуточное стихотворение.
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат Шурш,
Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребёнок.
(В. Голяховский)
Какие слова придумал автор? Как они образованы? Что обозначают? Образуй и напиши слова — названия детёнышей.
Коза — . . . , лось — . . . , тигр — . . . . Утка — . . . , олень — . . . , гусь -—.... С помощью какого суффикса ты образовал эти слова?
**********************************************************************************
Задания уровня ВК данным словам припиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.
Развязать — ... Вбежать — ...
Раздвинуть — ...Внести — ...
Разложить — ... Въехать — ...
Развернуть — ... Ввести — ...
Разлепить — ... Вползти — ...
Разлететься — ... Вскочить — ....
2 . Прочитай прилагательные к словам: а) песня, б) ветер, в) поле.
Весёлая, задорная, тихая, солдатская, туристская, тоскливая, задушевная.
Сильный, слабый, порывистый, штормовой, холодный, тёплый.
Колхозное, ржаное, большое, картофельное.
Выпиши только те прилагательные, в которых есть суффикс, выдели его.
**********************************************************************************
Задания уровня Г
Напиши слова в два столбика: в 1-й — со значением действия, во 2-й — слова, обозначающие маленький предмет или ласковое обозначение предмета.
Подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, протирка, подборка, рыбка, чистка, ножка, берёзка, ягодка, подстилка.Выдели суффикс -к- и приставки.
Правописание приставок
Задания уровня АНапиши слова в два столбика: в 1-й — с ударной гласной в приставке, во 2-й — с ударной гласной в корне.
Насыпь, вырез, засолка, заявка, доступ, подбить, запев, отправить, выход, опись, полить, запах.Точкой обозначь безударные гласные в приставке и корне, которые нужно проверить.
2. От данных слов образуй и напиши однокоренное слово с той же приставкой.
Образец: переписать — переписка.
Зарисовать — .... Отправить — ....
Подкормить — ... . Нарезать — ....
Посадить — .... Проводить — ... .
Переделать — ... . Добавить — ....
Надбавить — .... Заварить — ...
3. Выпиши только слова с данными приставками:
От — отрезать, отпилить, отколоть, оттаять, отдыхать, отцовский, отеплить.
Об — обежать, обмолоть, обучить, обсушить, обдумать, обязать.
Под — подпилить, поддержать, поделить, подарок, подвинуть, подумать.
4. Напиши по памяти.
Сын письмо писал отцу
Дочка тоже к письмецуИ поставил точку.
Приписала строчку.
(С. Маршак)
Проверь по тексту. Выдели в словах приставку.
**********************************************************************************
Задания уровня Б1. Спиши слова. Сначала напиши слова с ударной гласной в приставке, затем с безударной.1) Подкоп, подчеркнуть, подбросить, подпись, подпол.
2)Поступь, повязка, повар, поговорка, побег.
3)Отпуск, отвезти, откусить, отзвук, отдать, отделка.
4)Окрестный, озимь, окрошка, окучивать, округ, онеметь.
Сравни, как пишутся гласные в приставке под ударением и без ударения. Какие приставки пишутся с гласной о?
2 . Выпиши слова с приставками, выдели приставки.
Как звонить по телефону.
Набери номер. Если услышишь частые гудки, повесь трубку и подожди. Через несколько минут набери ещё раз номер. Услышав ответ, поздоровайся и назови своё имя. Потом попроси позвать к телефону того, кто тебе нужен.
3. Выпиши только слова с указанными приставками.
Под- — подпилить, подумать, поделить, подкрутить, подплыть, подарок, подошва.
По- — потолок, повар, попросить, подавить, погода, погладить, погоня
**********************************************************************************
Задания уровня В1. Прочитай.
Доктор из Кургана.
В чудеса, которые творит доктор Илизаров, трудно поверить. Он может вылечить самые опасные переломы, удлинить руку или ногу. Г. А. Илизаров окончил медицинский институт в Крыму. Шла война. Он попросил послать его на фронт. Но молодого врача направили в Курганскую область, в госпиталь. Больные сразу полюбили нового доктора. Теперь доктора из Кургана знают во всём мире.
Спиши ту часть, где рассказывается биография Г. А. Илизарова. Объясни значение слова биография. Выдели приставки.
Прочитай.
Уехали отец с матерью в город. Машенька посадила брата на травку и побежала на улицу играть с подружками. Прилетели гуси-лебеди, схватили брата и унесли. Прибежала Машенька домой, а брата нет. Побежала она в чистое поле. Увидела Машенька, как над полем пролетели гуси-лебеди.
Как называется эта сказка? Спиши, выдели приставки, подчеркни предлоги.
**********************************************************************************
Задания уровня Г
Прочитай сказку-шутку о том, как удалось в маленькой лодке перевезти волка, козу и капусту.
Сначала крестьянин .твёз козу и .ставил её на другом берегу. А сам п.плыл за капустой. Он п.р.вёз ка пусту, а козу з.брал с собой. Д.плыл до берега, вышел вместе с козой, а волка п.садил в лодку и п.плыл назад. Волка он .ставил с капустой. Теперь можно было .тправляться за козой.
Спиши, вставляя пропущенные гласные в приставках.
ЧАСТИ РЕЧИ.
Имя существительное
Задания уровня А1. Прочитай.
Хорошо, что есть на свете
Камень, глина и песок.
Хорошо, что есть на свете
Клещи, гвозди, молоток.

Выпиши сначала существительные, которые обозначают инструменты, а затем — строительные материалы.
2. Прочитай однокоренные слова. Спиши сначала слова с ударной гласной в корне, затем с безударной.Сила, силач, сильный, осилить, силища, бессильный.
Бой, боец, боевой, бойцовский, бойница.
Подчеркни существительные.
От данных прилагательных с помощью суффикса -от- образуй и напиши существительные.
Тёмный, глухой, пёстрый, чистый, красивый, чёрный, добрый, полный, слепой, бедный, кислый, тёплый. Запомни, что суффикс -от- всегда пишется с буквой о.
4. Прочитай. Приготовься писать по памяти.
И в любом кусочке хлеба
Теплоту родного неба,
Ты почувствуешь всегда
Привкус доброго труда.
(В. Кожевников)
Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни имена существительные. Выделенные слова разбери по составу.

**********************************************************************************
Задания уровня БСпиши, вставляя пропущенные гласные. Что обозначают слова пергамент и берёста?
Кто на чём писал?
В д…лёкие времена бумаги не было. Первые рукописи по…вились на глиняных табличках. Потом п…сали на металле. На востоке бумагу зам…няла ел...новая кость. Для письма часто использовали кожу животных — пергамент. Таких книг сохр...нилось много.
В Древней Руси писали на берёзовой коре, берёсте.
2 . Прочитай слова.
Революция, буря, гром, праздник, война, метель, дождь, субботник, народ, пение, экскурсия, воскресник, парад, молния, ветер, годовщина, каникулы, засуха.Выпиши сначала существительные, которые обозначают явления природы, а затем — события жизни.
3. Объедини слова в три столбика в зависимости от значения. Напиши их.
Книга, пальто, учитель, кофта, тракторист, шарф, платье, карандаш, пенал, тетрадь, пианист, лётчик, альбом, ручка, шофёр, юбка, галстук.К какой части речи относятся эти слова? На какой вопрос они отвечают?
**********************************************************************************
Задания уровня В1. Прочитай.
Книга — учитель, книга — наставница. Книга — близкий товарищ и друг. Ум, как ручей, вытекает и старится, Если ты выпустишь книгу из рук... Книга — советчик, книга — разведчик, Книга — активный борец и боец. Книга — нетленная память и вечность. Спутник планеты Земля, наконец. (В. Быков)
Выпиши имена существительные в два столбика: в 1-й — те, которые отвечают на вопрос кто?, а во 2-й — те, которые отвечают на вопрос что?
2 . Спиши пословицы. Подчеркни существительные.
Книга в счастье украшает, а в беде утешает.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Птица сильна крыльями, а человек — дружбой.
**********************************************************************************
Задания уровня Г
Прочитай.
Замечательный русский композитор Михаил Иванович Глинка родился и вырос в селе Новоспасском Смоленской области.
Уже в раннем детстве мальчик жадно слушал народные песни. От няни Авдотьи Ивановны он узнал много сказок и легенд.
Спиши. Подчеркни слова, которые пишутся с большой буквы. Объясни почему.
.
Род имен существительных
Задания уровня АСпиши слова, выделяя окончание у имён существительных женского и среднего рода.
Ж. р. М. р. Ср. р.
рек[а] голубь[] озер[о]
больница корабль болото
тарелка завод пастбище
кастрюля урожай богатство
ягода товарищ лекарство
яблоня герой упорство
солома мяч море
столица вратарь жилище
суббота сторож строительство
Выпиши существительные женского рода в два столбика: в 1-й — с окончаниями -а, -я,
во 2-й — с нулевым окончанием.
Соль, медаль, сосна, тень, ворона, точка, зелень, награда, сирень, лошадь, кровь, туча, дочка, чистота, ручка, пыль, вьюга, вещь, печь, берёза.
Спиши имена существительные. Обозначь их род.
Степь, дверь, ремень, щель, зелень, конь, голубь, тетрадь, медаль, лошадь, зверь, лебедь, пень, день, тень, медведь, пристань.У существительных какого рода может быть нулевое окончание?
4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Определи род имён существительных.
Ябл…ко, земл...ника, .зык, р…бята, ст.лица, лаг…рь, т...традь, мес…ц, ур...жай, п…м…дор, яг...да, п…года, п.онер, к…рабль, м.лоток, д.рога, р…бина, м.локо.

**********************************************************************************
Задания уровня БВыдели суффиксы, с помощью которых образованы существительные женского рода.
Писатель, тракторист, победитель, повар, скрипач, трус, артист, учитель, сторож, портной, читатель, я журналист. 2 . Прочитай слова, близкие по значению.
Родина, Отчизна, Отечество. Бой, битва, сражение. Клятва, обещание, присяга. Доброта, сердечность, душевность. Работа, труд, занятие. Мелодия, напев, мотив.
Спиши. Над именами существительными укажи род.
3. К данным существительным подбери близкие по значению существительные.
Перстень — . . . .Залив — ....
Зной — . . . .Удача — . . . .
Укрепление — ....Занавес — ....
Граница — ....Обязанность — ....
Мрак — ....Безмолвие — ....
Слова для справок: жара, крепость, бухта, успех, тишина, долг, кольцо, темнота, штора, рубеж.Напиши. Укажи род имён существительных.
**********************************************************************************
Задания уровня ВОт данных существительных образуй и напиши существительные женского рода, которые бы обозначали единичный предмет.
Выдели в них суффикс -инк-.
Образец: песок — песчинка.
Снег, пух, сор, роса, крупа, изюм, горох, дождь, солома, трава.
Подчеркни те существительные, в которых гласный суффикса ударный. Запомни, что суффикс -инк- всегда пишется с буквой и.
2 . Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.
Труд кормит, а лень портит.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Герой умирает раз, а трус — тысячу раз.
4)Одна зима на Родине лучше ста вёсен на чужбине.
5)Ученье — свет, а неученье — тьма.
**********************************************************************************
Задания уровня Г
Напиши словосочетания в единственном числе.Румяные яблоки, махровые полотенца, детские одеяла, чайные блюдца, высокие тополя, широкие проруби, белые простыни, стальные рельсы. Укажи род имён существительных.
Изменение имен существительных по падежам
(склонение)
Задания уровня АПрочитай шуточное стихотворение.
У норы добычи ждёт,Крыса старая — и та,
Притаившись, серый кот.Видя грозного кота,
Мышь осталась безУбежит в нору под дом,
хвоста,Чтоб не встретиться сВырываясь от кота.котом.
А теперь и за верстуТам сидит и в темноте
Не приблизится к коту.Вспоминает о коте.
(А. Грачёв)
В каком предложении слово кот употреблено в именительном падеже?
Выпиши словосочетания, в которых слово кот употреблено в остальных падежах.
Составь и напиши словосочетания с существительными в родительном падеже.
Ветка (рябина), крыша (дом), привет (друг), полёт (шмель), вершина (гора), шкура (овца), запах (трава), работа (отец), стакан (молоко), берег (море), луч (солнце), платье (сестра).Заметь, существительные в родительном падеже без предлога часто указывают на принадлежность предмета.
Прочитай. Определи падеж имен существительных
Апельсин.
(Считалка)
Мы делили апельсин. Эта долька — для стрижа.
Много нас, а он один. Эта долька — для бобра,
Эта долька — для ежа, А для волка — кожура.
Расскажи, как ты определил падеж выделенных существительных?
4. Составь и напиши словосочетания с существительными в дательном падеже, употребляя, где нужно, предлоги.
Подарить (школа); побежать (земля); радоваться (солнце); приказать (воины); плыть (озеро); поехать (друг); прислушаться (совет); гулять (парк).С какими предлогами употребляются существительные в дательном падеже?
**********************************************************************************
Задания уровня Б1 .Спиши предложения. Определи падеж слова счастье. В скобках напиши вопрос.
Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан для счастья, как птица для полёта. Великая радость — дарить людям счастье! Герои сказок отправлялись за счастьем в трудный путь.
Человек живёт с мечтой о счастье.
Какие правила надо вспомнить, чтобы правильно написать слово счастье?
2 . Прочитай.
С корабля в воздух поднялись вертолёты. Они полетели на север и сели на лёд у самого полюса. Из вертолётов вышли люди и принялись за работу. Под вечер среди полярных льдов вырос удивительный городок.
Спиши. Подчеркни имена существительные в винительном падеже и предлоги при них.
3. Спиши. Подчеркни существительные в дательном падеже.
Рыбе нужна чистая вода, птице необходим простор, а зверю — лес, степь, горы.
Свет и вода необходимы и дереву, и кустарнику, и траве. А всем огородным растениям нужна ещё и хорошо обработанная почва.
**********************************************************************************
Задания уровня ВСоставь и напиши словосочетания с существительными в родительном падеже, употребляя данные предлоги.
Добрался (до) город; слетел (с) голова; вылетел (из) гнездо; написал (без) ошибка; приготовил (для) брат; посидел (у) ручей; отплыл (от) берег; вырос (около) забор.
Подчеркни предлоги. Какие предлоги употребляются только с родительным падежом?
2 . Спиши, заменяя существительные в творительном падеже другими в том же падеже.
Много людей занимаются бегом. Мой брат увлекается подводным плаванием. Сестра интересуется шахматами. Зал восхищался фигуристами.
Подчеркни глаголы, от которых зависят существительные в творительном падеже.
**********************************************************************************
Задания уровня Г
Спиши предложения. Укажи падеж выделенных существительных.
Каждое утро мы ходим в школу. В школе мы узнаём много нового.
Володя сидит за первой партой. Он положил на парту свои книги.
Платье висит в шкафу. Володя аккуратно повесил в шкаф свои вещи.
Книги лежат на столе. Мы положили книги на стол.
Имя прилагательное
Задания уровня А1. Прочитай. Приготовься писать по памяти.
Жаворонок.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(В. Жуковский)
Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни слова, которые обозначают признак предмета.
2 . К данным именам существительным подбери по 3 имени прилагательных, которые обозначают разные признаки.
Образец: берег (какой? по форме) — обрывистый, пологий, крутой.
Кольцо (какое? по материалу) — ... .
Яблоко (какое? по цвету) — ....
Комната (к а к а я? по размеру) — ....
Ягода (какая? по вкусу) — ....
Стол (какой? по форме и размеру) — ....
Цветок (к а к о й? по месту, где он растёт) —. . . .
3. Данные ряды близких по значению прилагательных дополни прилагательными из текста.
Печальный, скорбный, тоскливый
Бездонный, ....
Угрюмый, мрачный, неприветливый, ....
4. Прочитай названия цветов и их оттенков. Напиши имена прилагательные с данными в скобках именами существительными, подбирая их по смыслу.
Синий, васильковый, голубой, бирюзовый, лазурный (цветы, небо).
Жёлтый, золотистый, золотой, янтарный, лимонный (песок, листья).

**********************************************************************************
Задания уровня БПрочитай.
Этот . . . зверёк живёт в лесу. У него . . . . . . уши, . . . хвост. Передние лапы . . . , а задние — .... Шубка у зверька летом . . . , а зимой — .... Морковка,. . . капуста — любимые лакомства животного. А зимой и . . . кора хороша. . . . зверёк всего боится.
Спиши, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получился рассказ про зайца.
2 . Прочитай названия цветов и их оттенков. Напиши имена прилагательные с данными в скобках именами существительными, подбирая их по смыслу.
Коричневый, шоколадный, кофейный, карий, каштановый (глаза, волосы, платье).
Жёлтый, золотистый, золотой, янтарный, лимонный (песок, листья).
3. Напиши имена прилагательные, обозначающие название цвета и его оттенков, в таком порядке: 1) красный, 2) зелёный, 3) фиолетовый.
Сиреневый, алый, багровый, пунцовый, пурпурный, изумрудный, салатный, фиолетовый, малахитовый, рубиновый, лиловый.Проверь, правильно ли ты написал слова. С выделенными именами прилагательными составь и напиши словосочетания, изменяя, где нужно, окончания.
**********************************************************************************
Задания уровня В1. Из данных имён прилагательных и существительных составь и напиши словосочетания.
1) Густой, дремучий (лес, туман); 2) горячий, знойный (лето, вода); 3) смуглый, тёмный (небо, лицо); 4) старый, пожилой (книга, человек); 5) свежий, прохладный (газета, ветер); 6) вороной, чёрный (конь, пятно).2 . К данным словам и словосочетаниям подбери близкие по смыслу устойчивые выражения. Подчеркни имена прилагательные.
Хлопок — . . . ; нефть, уголь — ... ; вагон метро — ... ; телевизор — ... ; врачи — ....
Слова для справок: голубой экспресс, чёрное золото, белое золото, люди в белых халатах, голубой экран
**********************************************************************************
Задания уровня Г
Прочитай.
Когда так говорят.
Положить в долгий ящик. О каком долгом ящике идёт речь?
В Древней Руси жалобы и просьбы простых людей подавались особым «деловым людям». Чаще всего об этих прошениях они забывали. Письма же складывали в ящики. С тех пор выражение «положить в долгий ящик» стало иметь значение «отложить решение, забыть».
Назови прилагательные в тексте. Напиши 2—3 вопроса к тексту.
Изменение имен прилагательных по числам.
Окончания имен прилагательных.
Задания уровня А1. Прочитай.
Наступил полярный день. Всюду бурная жизнь. Не видны на белом снегу белые песцы и белые медведи. Зато очень заметны белые чайки на чёрной воде и чёрные тюлени на белом снегу. А сколько жизни на шумных птичьих базарах! А как прекрасны розовые чайки на лазоревых льдах!
(По Н. Сладкову)
Спиши. Обозначь число имён прилагательных. Подчеркни их окончания.
2 . Составь и напиши словосочетания с именами существительными, данными в скобках.
Душистый (сено), чудесный (картина), пушистый (белка), живой (беседа), жирный (пятно), чуткий (камыш), пожилой (мужчина), щавелевый (кислота), частый (дождь), жилой (дом).Какое окончание имеют имена прилагательные мужского рода под ударением и без ударения? Подчеркни сочетания шипящих с гласными.
3. Прочитай.
Тундра летом.
Многокрасочна летняя тундра. На талой воде пёстрые птицы. На кочках яркие цветы. Лениво лежат сытые олени. Их ветвистые рога на золотом закате как сказочный костяной лес. И кругом бесконечная тишина. (По Н. Сладкову)
Выпиши словосочетания имён существительных с именами прилагательными. Обозначь число. Ответь, как ты определил число прилагательных.
Кто больше? Подбери к данным именам прилагательным как можно больше имён
существительных. Выдели окончания.
Прочный (прочная, прочное, прочные) ....
Целебный (целебная, целебное, целебные)
3.Серьёзный (серьёзная, серьёзное, серьёзные)
**********************************************************************************
Задания уровня БСпиши словосочетания. Рядом напиши их во множественном числе.
Утренний туман —... . Резкий звук —... .Утренняя заря —... . Резкая речь —... .
Утреннее солнце —... . Резкое замечание —... .
Какие окончания имеют прилагательные во множественном числе? Как определить род имени прилагательного, если оно стоит во множественном числе?
2 . Замени выделенные слова именами прилагательными. Напиши словосочетания.
Платье из шёлка, ящик для почты, растение в теплице, сок вишни, небо осенью, гайка из стали, вагон для багажа, парк в городе, долька апельсина, забавы зимой.
Выдели суффиксы имён прилагательных.
3. Напиши имена прилагательные, обозначающие название цвета и его оттенков, в таком порядке: 1) красный, 2) зелёный, 3) фиолетовый.
Сиреневый, алый, багровый, пунцовый, пурпурный, изумрудный, салатный, фиолетовый, малахитовый, рубиновый, лиловый.Проверь, правильно ли ты написал слова. С выделенными именами прилагательными составь и напиши словосочетания, изменяя, где нужно, окончания.
**********************************************************************************
Задания уровня В1. От данных слов образуй имена прилагательные. Подбери к ним подходящие по смыслу имена существительные во множественном числе и напиши словосочетания.
Образец: честь — честные поступки.
Лесть, солнце, редкость, интерес, вкус, радость, прелесть, чудеса.
Подчеркни непроизносимую согласную. В каких словах она встречается?
2 . Прочитай.
Русская частушка.
Русск.. частушка любима нашим народом. Появилась она давно. Это народн.. творчество. Создателем частушки стала сельск.. молодёжь. Текст частушки — это коротк.. стихотворение, обычно весёлого содержания.
Прост., задорн.. мелодия этой песни легко запоминается. Метк.. частушка расскажет и про хороших людей, и посмеётся над лодырями.
Спиши, дописывая окончания имён прилагательных. Укажи их число и род.
**********************************************************************************
Задания уровня Г
Данные словосочетания измени и напиши по образцу.Образец: правила грамматики — грамматические правила.
Работа в коллективе, доска для класса, вечер в субботу, мячи для тенниса, поле для хоккея, вилки из металла, занятия в группе.
Обозначь число имён прилагательных. Подчеркни удвоенные согласные. Выдели окончания.
Глагол
Задания уровня А1. Прочитай.
И поля цветут,И во всех концах
И леса шумят,Света белого
И лежат в землеПро тебя идёт
Груды золота.Слава громкая.
(И. Никитин)
Спиши. Подчеркни глаголы.
Из каждой группы однокоренных слов выпиши только глаголы.
Глотать, глоток, глотательный, наглотаться, проглотить.
Баловать, баловство, баловаться, баловень, балованный, избаловать.
Готовый, подготовить, подготовка, приготовить, приготовительный, заготовитель, заготовить.
Мечтать, мечта, мечтатель, мечтательный, размечтаться.
Место, разместить, уместный, поместить, заместить.
Прочитай отрывок из сказки А. С. Пушкина.
Живёт Балда в поповом доме, Ест за четверых,Спит себе на соломе,Работает за семерых.
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт, да сам и облупит.
Из какой это сказки? Выпиши глаголы в два столбика: в 1-й — глаголы, отвечающие на вопрос что делае т?, во 2-й — глаголы, отвечающие на вопрос что сделает?
4. От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика
что делать? что сделать?
Вязать, молчать, тянуть, тащить, чинить, цвести, качать, светить.
В словах 2-го столбика подчеркни безударные гласные, написание которых ты можешь объяснить.
**********************************************************************************
Задания уровня Б Прочитай.
Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Загремели бубенцы. Поднялись олени. Всё живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня.
(По Г. Ф е-д о с е е в у)
Спиши. В скобках перед глаголом напиши вопрос.
2 . Прочитай.
Скр...пят кл…сты. Звенят с...ницы. См.ётся кукушка. Св…стит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под н…гами. Между корней л…жит уж и стер…жёт их. Щёлкает белка. В лапах сосен м…лькает её пушистый хвост.
(По М. Горькому)
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения. Какой частью речи выражено сказуемое?
3. Прочитай.
Румяной зарёю покрылся восток,
В селе за рекою потух огонёк,
Росой окропились цветы на полях,
Стада пробудились на мягких лугах.
(А. Пушкин)
Спиши. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Какими частями речи они выражены? Обозначь их.
**********************************************************************************
Задания уровня ВКто больше? К данным именам существительным допиши глаголы, подходящие по смыслу.
Образец: вода капала, текла, бежала, лилась, струилась, замёрзла.
Солнце палило, ........
Ветер дул, ........
Река вилась, ........
2.Спиши глаголы. Выдели приставку.
1) Отобедать, отварить, отекать, отточить; 2) обскакать, обогреть, обежать, ободрить; 3) подпевать, подождать, подобрать, подмигнуть, подумать. Точкой обозначь безударные гласные. В какой части слова они стоят? Как объяснить их написание?
**********************************************************************************
Задания уровня Г
1. Прочитай.
1)Солнце всходит на востоке, а заходит на западе.
От страха бледнеют, а от стыда краснеют.
Надо так давать, чтобы можно было взять.
По одёжке встречают, по уму провожают.
Когда пушки говорят, соловьи молчат.
Спиши. Подчеркни глаголы, противоположные по значению.
Глагол
Задания уровня А1. Прочитай.
И поля цветут,И во всех концах
И леса шумят,Света белого
И лежат в землеПро тебя идёт
Груды золота.Слава громкая.
(И. Никитин)
Спиши. Подчеркни глаголы.
Из каждой группы однокоренных слов выпиши только глаголы.
Глотать, глоток, глотательный, наглотаться, проглотить.
Баловать, баловство, баловаться, баловень, балованный, избаловать.
Готовый, подготовить, подготовка, приготовить, приготовительный, заготовитель, заготовить.
Мечтать, мечта, мечтатель, мечтательный, размечтаться.
Место, разместить, уместный, поместить, заместить.
Прочитай отрывок из сказки А. С. Пушкина.
Живёт Балда в поповом доме, Ест за четверых,Спит себе на соломе,Работает за семерых.
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт, да сам и облупит.
Из какой это сказки? Выпиши глаголы в два столбика: в 1-й — глаголы, отвечающие на вопрос что делае т?, во 2-й — глаголы, отвечающие на вопрос что сделает?
4. От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика
что делать? что сделать?
Вязать, молчать, тянуть, тащить, чинить, цвести, качать, светить.
В словах 2-го столбика подчеркни безударные гласные, написание которых ты можешь объяснить.
**********************************************************************************
Задания уровня Б Прочитай.
Ночь торопилась в чащи. Она падала на дно оврагов, покорно уходила в болото. Алмазной каплей дрогнула и погасла последняя звезда. Загремели бубенцы. Поднялись олени. Всё живое повернулось к рассвету. Все встречали утро нового дня.
(По Г. Ф е-д о с е е в у)
Спиши. В скобках перед глаголом напиши вопрос.
2 . Прочитай.
Скр...пят кл…сты. Звенят с...ницы. См.ётся кукушка. Св…стит иволга. Изумрудные лягушата прыгают под н…гами. Между корней л…жит уж и стер…жёт их. Щёлкает белка. В лапах сосен м…лькает её пушистый хвост.
(По М. Горькому)
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения. Какой частью речи выражено сказуемое?
3. Прочитай.
Румяной зарёю покрылся восток,
В селе за рекою потух огонёк,
Росой окропились цветы на полях,
Стада пробудились на мягких лугах.
(А. Пушкин)
Спиши. Подчеркни подлежащее и сказуемое. Какими частями речи они выражены? Обозначь их.
**********************************************************************************
Задания уровня ВКто больше? К данным именам существительным допиши глаголы, подходящие по смыслу.
Образец: вода капала, текла, бежала, лилась, струилась, замёрзла.
Солнце палило, ........
Ветер дул, ........
Река вилась, ........
2.Спиши глаголы. Выдели приставку.
1) Отобедать, отварить, отекать, отточить; 2) обскакать, обогреть, обежать, ободрить; 3) подпевать, подождать, подобрать, подмигнуть, подумать. Точкой обозначь безударные гласные. В какой части слова они стоят? Как объяснить их написание?
**********************************************************************************
Задания уровня Г
1. Прочитай.
1)Солнце всходит на востоке, а заходит на западе.
От страха бледнеют, а от стыда краснеют.
Надо так давать, чтобы можно было взять.
По одёжке встречают, по уму провожают.
Когда пушки говорят, соловьи молчат.
Спиши. Подчеркни глаголы, противоположные по значению.
Изменение глагола по временам
Задания уровня А1. Прочитай. Приготовься писать по памяти.
Зима ещё хлопочет
Та ей в глаза хохочет
И на весну ворчит.
И пуще лишь шумит.
(Ф. Тютчев)
Напиши. Проверь по тексту. Обозначь время глаголов. Подбери и напиши однокоренные слова к глаголу - ворчит.
В словаре их больше 10. А сколько у тебя? Какую гласную надо написать в корне этих слов?
2. Прочитай.
Чайный лист собирают с весны до поздней осени. Срывают только готовые для переработки листочки. Чайный лист сразу перерабатывают. Иначе листочки загрубеют и потеряют свою ценность.

Спиши. Обозначь время глаголов. Слово переработка разбери по составу.
Прочитай. В каком времени употреблены глаголы в тексте?
Когда мы так говорим?
Мычит как корова — так говорят о чьём-нибудь немелодичном пении. Но эти слова обижают корову. Коровы любят музыку. Они даже различают музыкальный ритм. Пастухи с помощью музыки собирают стадо.
Говори правильно!
Начал, начали, начала.
Понял, поняли, поняла.
Принял, приняли, приняла.
На какую часть слова падает ударение в женском роде?
Составь предложения со словами начал и начала.
Задания уровня БПрочитай.
Сначала Бим сидел и слушал. Где-то далеко-далеко прогремел гром. Потом гром грозно и широко прокатился по безлистному лесу. Подул ветер. Ветки деревьев заныли. Глухой, тоскливый стон леса пугал Бима. (По Г. Троепольскому)
Спиши. Перед глаголом в скобках напиши вопрос.
2.Прочитай загадку.
Заря-зарница, красная девица, по лесу ходила, ключи обронила.
Месяц видел — не сказал. Солнце увидело — подняло.
Спиши. Выдели окончания глаголов в прошедшем времени. Обозначь их число и род.
3. Спиши, употребляя глаголы из скобок в прошедшем времени.
Наконец (прийти) жаркое лето. В колхозе (наступить) пора сенокоса. На лугу (трещать) сенокосилка. Колхозники (ворошить) сено. Солнце (жечь) невыносимо. Трава быстро (подсыхать). Звено колхозниц (сгребать) сено в копны. Над лугом (звенеть) весёлый смех
**********************************************************************************
Задания уровня ВПрочитай.
Тот, кто водит самолётСводы башен и дворцов
Дома по паркету,Выстроит, наверно.
Завтра в небо поведётДети нашего двора,
Самолёт-ракету.Крепнут ваши крылья.
Кто готовит для скворцовВаша детская игра
Летний дом фанерный,—Завтра станет былью.
(С. Маршак)
Выпиши в 1-й столбик глаголы настоящего времени, во 2-й — будущего.
С существительными, близкими по значению, составь и напиши предложения. Глаголы из скобок употреби в прошедшем времени.
Месяц, луна (сиять). 2) Трясина, болото (засосать). 3) Туча, облако (набежать). 4) Село, деревня (спать). 5) Жар, пекло (утомить). (Проверь на с. 159)
Выдели окончания
Задания уровня Г
Прочитай.
Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза. Ещё нигде не румянилась заря. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело. Звёзды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья. Кое-где раздались живые звуки, голоса. Жидкий ранний ветерок пошёл бродить и порхать над землёй. Всё проснулось. (По И. Тургеневу)
Выпивай глаголы прошедшего времени в два столбика: в 1-й — отвечающие на вопрос что делал? (-а, -о, -и), во 2-й — на вопрос что сделал? (-а, -о, -и).
.
Не с глаголами
Задания уровня А1. Прочитай.
Пчела — особое существо. Она очень бережно относится к цветам. Не повредит клеток растения, не прокусит кожицу, не сомнёт лепестков. Ей нужен нектар и пыльца. За эти дары она и сама одаривает щедро.
Спиши. Подчеркни не перед глаголами.
2 . Прочитай.
Минута час бережёт.
Мы стараемся всё делать вовремя. Мы (не) забываем с вечера уложить портфель. Никогда (не) опаздываем на уроки. Все задания выполняем аккуратно, чтобы (не) переписывать и (не) переделывать. Объяснение учителя слушаем внимательно, (не) отвлекаемся. Поэтому (не) тратим много времени на домашние задания. У нас всегда есть время для спорта и отдыха.
Спиши, раскрывая скобки.
3. Ответь на вопросы, используя данные в скобках глаголы с не.
Как школьники относятся к книге? (Рисуют на страницах.)
Как ты относишься к малышам? (Обижаю, дерусь, ссорюсь.)
Как мы ведём себя на уроках? (Шумим, вертимся, разговариваем громко.)
Какие правила уличного движения ты соблюдаешь? (Играю на проезжей части улицы.)
Как ты бережёшь природу во время прогулки в лес? (Топчу траву, рву цветы, ломаю ветки.)
4. Спиши, вставляя не. Дополни текст рассказа о том, как Петя нашёл дорогу.
Заблудился.
Петя пошёл в лес за земляникой и заблудился. Он . . . мог найти дорогу,. . . знал, в какую сторону идти. Мальчик . . . хотел, чтобы ночь застала его в лесу, и . . . стал медлить.
**********************************************************************************
Задания уровня БСпиши. Поставь ударение в глаголах с не.
У нас (не) было времени пойти в кино. Сергей и Валя (не) были на экскурсии в Эрмитаже. В этом городе я раньше (не) жила.
2 . Спиши пословицы. Подчеркни не с глаголами.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Без правды не живут, а только маются.
Неправдою свет пройдёшь, да назад не воротишься.
Ржавчина на железе, а неправда в человеке не утаится.
3. Прочитай шуточное стихотворение. Спиши раскрывая скобки.
Завести велели мнеЯ согласен даже (НЕ)
Новые привычки:Рисовать на карте!
Никогда девчонок (НЕ)Я согласен даже (НЕ)
Дёргать за косички!Танцевать на парте!
Никогда с братишкой (НЕ)Но не смейте делать мне
Драться за обедом!Никаких упрёков,
На уроках больше (НЕ)Если даже я и (НЕ)
Говорить с соседом!Выучу уроков.
(Ю. Вронский)
Как пишется не с глаголами?
**********************************************************************************
Задания уровня ВПрочитай.
Пчела — особое существо. Она очень бережно относится к цветам. Не повредит клеток растения, не прокусит кожицу, не сомнёт лепестков. Ей нужен нектар и пыльца. За эти дары она и сама одаривает щедро.
Спиши. Подчеркни не перед глаголами.
2 . Говори правильно! Прочитай, как надо произносить глаголы быть и жить с не в прошедшем времени.
Не был, не было, не были, не была. Не жил, не жило, не жили, не жила.
**********************************************************************************
Задания уровня Г
Прочитай. Спиши раскрывая скобки. Определи род глаголов.
Тема целый день (не) видел Жучку. Куда она исчезла? Тема отворил окно и стал звать собаку. В комнату ворвался шум дождя и свежий ветер. Жучка (не) отзывалась. Наступила ночь, а Жучка всё (не) появлялась. От няни Тема узнал, что Жучку бросили в старый колодец. Мальчик решил (не) оставлять своего друга в беде.
Утром он встал с постели, быстро оделся и тихонько вышел в сад. Тема стрелой помчался по аллее к колодцу и крикнул: «Жучка, ты здесь?»
До него донёсся жалобный визг Жучки.
(По Н. Г а-р и н у-М ихайловскому)