Литературная страничка, посвящается ЕЛЕНЕ ВАСИЛЬЕВНЕ ГАБОВОЙ, писателю Республики Коми. (5-6 классы)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬОНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №53" ПГТ.ИЗЪЯЮ
Литературная страничка
посвящается
ЕЛЕНЕ ВАСИЛЬЕВНЕ ГАБОВОЙ,
писателю Республики Коми.
( 5 - 6 классы)
Учитель русского языка и литературы
МОУ "ООШ №53" пгт.Изъяю Капустина Людмила Васильевна
пгт.Изъяю2014г.

1. Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась 7 июня 1952 года в Сыктывкаре. Она внучка известного коми писателя Николая Попова (Жугыля). Окончила сыктывкарскую школу № 1 и заочно в 1976 году сценарный факультет Всесоюзного института кинематографии (ВГИК).
Работала в газете «Молодежь Севера», на телевидении, в театральном обществе. С конца 1960-х годов начинает публиковаться в республиканской и всесоюзной печати.
2. Елена Габова дебютировала как поэт в 1967 году, опубликовав стихотворение «Ветер» в журнале «Пионер». Позже ее рассказы и повести печатаются в журналах «Юность», «Костер», «Слово», «Наш современник», «Путеводная звезда» и др. Е.В.Габова также известна и как переводчик с коми на русский язык: перевела повесть В.Тимина «Мальчик из Перми Вычегодской», рассказы и повести Алексея Попова, Елены Козловой, сказки Геннадия Юшкова.
3. В 1983 году Е.В. Габова приняла участие во Всероссийском семинаре молодых писателей, проходившем в местечке Лемью под Сыктывкаром под руководством С.Залыгина, и Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве (1984). С 1989 года она - член Союза писателей СССР, с 1992 - литературный консультант Союза писателей Коми.
4. Е.В. Габовой присвоено звание заслуженного работника культуры Российской Федерации.Ее пьесы-сказки «Венок тундры» и «В стране Дождевании» ставились Воркутинским театром кукол, а по книге «Гришуня на планете Лохматиков» в Сыктывкаре поставлен музыкальный спектакль. Это история о том, как смешной мальчишка-двоечник попадает на планету еще более ленивых, чем он, человечков – лохматиков. Как отмечает сама Е.В. Габова, «книжка немного дидактична, но немного дидактики для детей все-таки нужно. Тем более, что она сопряжена с фантастикой. Дети читают эту книжку, и в них это дидактическое потихоньку, ненавязчиво откладывается».
5. Сегодня Е.В. Габова – автор более десяти книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Токио. Ее произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, венгерский, норвежский, языки народов России. Две книги («Шалун Антон и сыщики-девчонки», «Гришуня на планете Лохматиков») вышли в Японии в издательстве «Gakken». Елена Габова чаще всего пишет о первой любви, о просыпающихся желаниях и о том, как порой взрослые не хотят понимать, что творится в душе подростков. Мир в ее повестях и рассказах узнаваем, романтичен, наполнен тонким психологизмом.

Лучшие книги автора
HYPERLINK "http://readly.ru/author/2837/books/"


"Ветер влюбленных" "Новенький и черепаха"
"Не пускайте рыжую на
озеро"

Повесть "БЕЛИЧЬЯ ШКУРКА "- о первом трепетном чувстве между девятиклассниками Наткой и Юркой. Кажется, выстрелишь в белку и удивишь одноклассника своей удалью. Но не всегда получается так, как хочется... 
Повесть "Школьные годы недетские" впервые был напечатана в 1989 году. Как говорит сама автор Елена Габова "это книга о старшеклассниках, о жизни. Это рассказ о ошибках, горестях, разочарованиях и, конечно же, о перво любви, которая многих настигает в школьные годы
"Плыли облака"
В Сибири и на севере нашей страны сохранилось бескрайнее море лесов, где, к сожалению, нередко теряются люди. Идут за грибами, на прогулку - и пропадают, заблудившись. Их ищут сотни добровольцев. Но порой безрезультатно. Яна и Володя тоже заблудились в лесу. О том, как сумели выжить в северной тайге городские дети, - повесть ПЛЫВУТ ОБЛАКА. Повесть БЕЛИЧЬЯ ШКУРКА - о первом трепетном чувстве между девятиклассниками Наткой и Юркой. Кажется, выстрелишь в белку и удивишь одноклассника своей удалью. Но не всегда получается так, как хочется...  "У ЧУДА ДВЕ СТОРОНЫ"
Маша отправилась кататься на роликах в центр города. Но у незадачливой спортсменки украли обувь, и девушке пришлось возвращаться домой прямо на роликах. От падения в автобусе Машу спас красивый незнакомый парень. Номерами телефонов они не обменялись, и девушка мечтала во чтобы то ни стало разыскать своего спасителя. Ведь в такого нельзя не влюбиться. Но у чудес бывают две стороны. И когда твое желание сбывается, надо придумать, что делать дальше...
"УЛЫБКА КУБЫ"
На Новый год отец приготовил Жене роскошный подарок - они должны были отправиться на остров вечного лета - Кубу. Но из-за непредвиденных обстоятельств девушке пришлось ехать одной. В Гаване Женьку встретил старинный приятель ее дедушки с внуком Саней. Вместе с ними девушка открыла для себя прекрасную столицу страны, погуляла по берегу Атлантического океана, а затем отправилась в путешествие по Кубе... но уже наедине с Саней. Правда, поездку омрачала возникшая между ними взаимная неприязнь. Парень оказался настоящим гордецом и молчуном. Но, как известно, любовь всегда приходит неожиданно. И Женька сама не заметила, как влюбилась. Вот только ответит ли на ее чувства Саня?
Учитель:
Как мы с вами выяснили, произведения Елены Габовой объединены общей темой: это жизнь современного школьника с его радостями и проблемами: первая влюбленность, проблемы взаимоотношений с родителями и друзьями и т.д.
- Как вы думаете, присутствует ли эта тема в рассказе «Двойка по поведению», который вы прочитали? (ответы)
-Понравился ли вам рассказ?
-Что больше всего запомнилось, заинтересовало?
-О чем произведение? (краткий пересказ одной ученицы)
-Кто главный герой рассказа? (Валерий Приходнов)
-Какие поступки он совершает на протяжении произведения?(ответы)
Учитель: Итак, обратимся непосредственно к теме урока:«Нравственные ценности в рассказе Елены Васильевны Габовой «Двойка по поведению».
- Как вы понимаете выражение «нравственные ценности»?
- Что такое «нравственность»? (предположения учащихся)
- Какого человека мы называем нравственным? :
- Как вы понимаете значение слова «ценности»? (важность, значение чего-либо; то, что важно для нас )
-Какие бывают ценности? (материальные, духовные, нравственные, политические и др.)
-Назовите материальные ценности(деньги, и все, что можно на них купить- машины, квартиры, золото, техника и др.)
-Какие ценности мы назовем нравственными, т.е. теми, которыми вы руководствуетесь в своей жизни? Каковы ваши ценности? (предположения учениц).
Давайте обратимся к рассказу «Двойка по поведению», попытаемся проанализировать его и понять, какие нравственные ценности выдвигаются в данном произведении и попробуем ответить на проблемный вопрос: «Можем ли мы сказать, что Валерка Приходнов-безнравственный человек?»
Работа с текстом. Вопросы:
-Найдите в тексте описание внешности Валерки.
-Что мы узнаем о нем? (Валерка учится в шестом классе, двоечник, влюблен в одноклассницу Таню Коданеву)
-Как вы охарактеризуете главного героя? (характер Валерки определяют его поступки-он непослушный, взбалмошный, импульсивный, эгоист, невоспитанный, бездельник, не хочет учиться, не уважает девочек, обманывает старших).
-Почему он влюбляется в Таню? Подтвердите свой ответ текстом.(Таня не была похожа на остальных девчонок, она была более самостоятельная, необидчивая, твердая характером, «не хныкала и не ныла».)На протяжении всего рассказа мы видим Валерку как непослушного , невоспитанного мальчика.
-Есть ли в рассказе эпизоды, где он проявляется с лучшей стороны?(да, когда он получил «четверку». «В тот день Приходнов подбирал все бумажки с пола, относил их в урну, вытирал добровольно доску и никого не задирал. А назавтра пришел в чистой, хоть и очень мятой рубашке…)
-Оправдывает ли это Валерку? (нет, но это говорит о том, что Валерка как герой неоднозначен и что он может измениться)
-Что вы можете сказать о том, как развивается сюжет произведения? Заметили ли вы что-нибудь необычное в том, как автор раскрывает сюжет? (да,последовательность событий в рассказе нарушена. Сначала мы узнаем о сцене в мужском туалете, куда Приходнов затащил Таню и Вовку Соловьева, чтобы учинить расправу над своим «противником», заставив его поцеловать Таню. Затем мы узнаем о причинах, побудивших Валерку сделать это и о предстоящих событиях .).
-Почему автор использовала именно такую последовательность событий? Подумайте. (во-первых, читатель сразу знакомится с личностью Валерки Приходнова, его характером, поведением в самый кульминационный момент рассказа, во-вторых, этот своеобразный авторский прием вводит интригу в произведение, и позволяет читателю самому «домысливать» причины возникшей ситуации).
-Как вы понимаете значение слова интрига?
-Как вы оцениваете поступок Валерки? (ответы учениц)
-Мог ли он поступить иначе в данной ситуации?(ответы учениц)
Выход на проблемный вопрос.
-Можем ли мы сказать, что Валерка Приходнов-безнравственный человек? Аргументируйте свой ответ.