Комплекс упражнений для исследования пассивного атрибутивного словаря учащихся начальной школы


Комплекс упражнений для исследования пассивного атрибутивного словаря учащихся начальной школы
Задание 1.
Понимание переносного значения имен прилагательных.
Инструкция: Подбери подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки предметов и явлений (из данных ниже)
Летнее утро
Над рекой поднимается … туман. На траве блестит … роса. Рощу освещают … лучи солнца. Дует … ветерок. Высыхает … трава. Вдали стоит … лес. Раздаются … голоса птиц. Звенит … ручеек.
Слова для справок: седой, алмазная, золотые, ласковый, изумрудная, задумчивый, веселые, серебристый. Как ты понимаешь полученные словосочетания: «седой туман» и пр.?
Употреби слово «седой» в его обычном значении (седой человек). Употреби слова «алмазный», «золотые» и др. в их обычном значении.
Задание 2.
Узнавание предметов по описанию их признаков
Инструкция: Узнай предмет или явление по его описанию, отгадай загадку:
Этот гриб бывает и белый и черный
(груздь)
Эти грибы рыжие, потому и зовутся …
(рыжики)
Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек
(дерево)
Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем.
(бублик)
Круглое, румяное
С дерева достану я.
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка», - скажу.
(яблоко)
Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.
Его следы – твои труды.
(карандаш)
По лужку он важно бродит
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
(гусь)
Грянул гром,
Веселый гром.
Засверкало все кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют!
Это праздничный …
(салют)
Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Красный глазок.
(заяц)
Мохнатенькая, усатенькая,
Ест и пьет,
Песенки поет.
(кошка)
Задание 3.
Подбор имен существительных к данным прилагательным.
Инструкция: Вставь недостающие по смыслу слова.
В пригородном … мы доехали до дома.
Это очень активный …, он всегда работает на уроке.
В продуктовый … привезли сметану и молоко.
Осень подарила нам щедрый … фруктов и овощей.
У мамы на руках сидел прелестный … .Этому прямодушному и откровенному … можно верить.
Рыжая, лукавая … - героиня многих русских сказок.
Благодаря усердному … дети собрали богатый урожай овощей на пришкольном … .Свирепый … вырывал с корнями могучие … .В цирке выступали лихие … .Забавный … произошел со мной однажды.
Проворный … быстро вскарабкался на вершину сосны.
На окраине города располагаются гигантские … . Задание 4.
Понимание смысла редко встречающихся прилагательных в контекстной речи.
Инструкция: Внимательно прослушай рассказ.
Носорог
У носорога большой рог на носу, а глаза маленькие, слепенькие. Он плохо ими видит. Ничего толком не разберет, а сразу бросается бодаться. Вспыльчивый зверь и подозрительный.
Как ты понимаешь смысл слов «вспыльчивый» и «подозрительный»?
Осень
Склоны гор покрывают хвойные леса. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. По дороге можно встретить топкое болото и перейти через него при помощи самодельной переправы. Комары живут там, где болотистое место, где стоячая вода. По вечерам в лесу раздается могучий, трубный зов лося. Последние перелетные птицы торопливо покидают родные места.
Объясни, как ты понимаешь слова: хвойные, скользкие, душистые, топкое, самодельная, болотистая, стоячая, могучий, трубный, перелетные. Задание 5.
Подбор слов близких по значению.
Инструкция: из слов каждой строчки выбери два слова, близкие по значению.
Образец: яркий, звонкий, солнечный.
чуткий, внимательный, аккуратный.
маленький, гигантский, крошечный.
надежный, сильный, преданный
трусливый, робкий, слабый
старательный, ласковый, прилежный
длинный, густой, продолжительный
жестокий, злой, упорный
настойчивый, сердитый, упорный
пасмурный, хмурый, лютый

Задание 6.
Различение оттенков значения прилагательных-паронимов.
Инструкция: подбери к каждому слову, обозначающему признак предмета (явления), соответствующий ему предмет (явление).
Дружеский, дружный – класс, разговор
Жестокий, жесткий – человек, стул
Дождевые, дождливые – дни, капли
Водные, водяные – струи, лыжи
Рыбный, рыбий – суп, глаза
Сытый, сытный – обед, кот
Длинный, длительный – шнур, путь
Тяжелый, тяжкий – горе, груз
Скрытый, скрытный – человек, недостаток

Задание 7.
Распределение имен прилагательных по смысловым группам.

Инструкция: распредели данные слова на три группы по смыслу (слованаписаны на отдельных карточках):

Пасмурный, быстрый, ненастный, теплая, резвая, жаркая, непогожий, солнечный, скорый, хмурый, стремительный, знойный.Образец: 1 группа – влажный, мокрый, водянистый.