Тема опыта: «Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в игровую деятельность»



СОДЕРЖАНИЕ
Информация об опыте3-9
Технология опыта.9-11
Результативность опыта.11-12
Библиографический список13
Приложение к опыту..14-35





































Раздел I
Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района Белгородской области находится по адресу: Белгородская область, Волоконовский район, п. Пятницкое, ул. Садовая, д. 2; ул. Комарова, д.3; ул. Маресевой, д.10. Развитая инфраструктура поселка способствует созданию вокруг дошкольного образовательного учреждения развивающей среды - это Физкультурно-оздоровительный комплекс, Пятницкий ДК, библиотека, Детская школа искусств, средняя общеобразовательная школа. В МБДОУ «Пятницкий детский сад «Семицветик» функционируют 10 массовых групп, 1 группа кратковременного пребывания. В них воспитываются 205 детей от 1,5 до 7 лет. С воспитанниками, посещающими дошкольное образовательное учреждение, кроме воспитателей, работают квалифицированные специалисты инструктор по физической культуре ( плаванию), музыкальные руководители, учитель английского языка, учитель-логопед и педагог-психолог.
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ«Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района Белгородской области с учетом примерной основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Выбор темы опыта обусловлен тем, что в условиях реализации ФГОС ДО одной из задач является создание благоприятных условий развития детей с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования отмечено: «Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности». Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми.
Пересмотрев подходы к организации обучения детей в соответствии с ФГОС ДО, педагог так организовывает свою работу, что именно в форме игры проходит вся образовательная деятельность. Именно через игру решаются все образовательные задачи.
Именно большая роль в развитии дружеских отношений у дошкольников отводится воспитателю. Приветливый тон, мажорный настрой, сдержанность, дружеские отношения с детьми, простота в общении, душевность, готовность прийти на помощь - всеми этими качествами должен обладать человек, воспитывающий детей.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению уровня развития дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе метода наблюдения. По результатам диагностики были выявлены следующие результаты: дети не могли чётко ответить на поставленные вопросы (Что такое дружба? Кто такой друг? и т.д.). Низкий уровень составил 40%. Таким образом, появилась необходимость активизации работы в данном направлении.
1.2. Актуальность опыта.
В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка.
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) [16 ].
Игра является важным условием социального развития детей, в ней они учатся понимать чувства и состояния других детей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками.
Играя сначала просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.
Таким образом, проблема формирования дружеских отношений у старших дошкольников в процессе игровой деятельности приобретает актуальное значение. Ориентация на формирование дружеских отношений дошкольников, способных к свободному общению, побуждает педагога к созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для развития воображения и творчества ребенка дошкольника, дружелюбия во взаимоотношениях, радости сознания своих сил.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики, стимулирующие развитие дружеских отношений детей в игровой деятельности. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет создать условия для этого процесса.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения уровня сформированности дружеских отношений у дошкольников и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях игровой деятельности.
1.3. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке подходов к организации и методике проведения занятий с детьми дошкольного возраста, направленных на развитие дружеских отношений посредством игровой деятельности.
1.4. Длительность работы над опытом.
2013 - 2014 уч.г. - выявление проблемы, возникновение идеи опыта, определение целей, постановка задач (тестирование родителей, диагностическое обследование детей, изучение методической и специальной литературы по данной теме).
2014 - 2015 уч.г. - выбор методов и форм работы по решению поставленных задач, корректировка задач, составление конспектов, сценариев.
2015-2016 уч.г. - обобщение опыта, оценка результатов (диагностическое обследование), описание опыта.
1.5. Диапазон опыта.
Представлен системой педагогических мероприятий по развитию дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста в непосредственно образовательной деятельности.
1.6. Теоретическая база опыта.
Советские психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С.Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым [13].
Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Что конечно, ему не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра - самостоятельная деятельность моделирующая жизнь взрослых. [14].
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, способствуя адекватной социализации ребенка. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра формирует дружеские отношения, дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. [15].
Дружеские отношения - личностное качество, которое в российской системе дошкольного образования по-прежнему считается важнейшей целью воспитания. Дружеские отношения - это отношения, в которых ребенку надо быть общительным, внимательным, гостеприимным, уважать людей, заботиться о друзьях (даже если они тебя об этом не просят), делиться всем, что у тебя есть, разрешать конфликты мирным путем, уметь находить друзей, проявлять внимание к робким и застенчивым, улыбаться людям.
Благодаря формированию дружеских отношений дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, воспитать у него базовое доверие к социальному миру, сформировать широкий диапазон взаимоотношений во время игр, совместной трудовой деятельности, на занятиях.[15].
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду:
«В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива» [4] .

1.7. Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в систематизации работы по взаимодействию воспитателя с детьми, направленной на развитие дружеских отношений посредством игровой деятельности. Был создан «уголок нравственности», собрана картотека дидактических и сюжетно-ролевых игр. Для родителей и воспитателей разработан ряд тематических консультаций (Приложение № 1,2).
Раздел II
Технология опыта

Цель данного педагогического опыта – повышение уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в игровую деятельность.
Задачами являются:
Изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
Создание педагогических условий для развития дружеских отношений у дошкольников.
Подбор материала и разработка конспектов и сценариев для использования в непосредственно образовательной деятельности дошкольниками;
Консультирование родителей и педагогов по вопросам развития дружеских отношений в детском коллективе.
Для решения поставленных задач были созданы условия, которые включают в себя:
- создание определенной предметно-развивающей среды в группе;
- разработку конспектов занятий, направленных на развитие дружеских отношений;
- систематизацию игр;
- составление сценариев праздников и развлечений о дружбе.
Для выявления уровня сформированности дружеских отношений на констатирующем этапе большое внимание уделяется знакомству с понятиями «дружба, друзья, дружеские отношения». Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений формировались навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережное отношение к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Система работы с детьми была едина, постоянна и последовательна. Практиковался наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строилось на основе доброжелательности. Она вызывала у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства (жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость).
Дети проявляли большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, в непосредственно-образовательной деятельности. Особое внимание уделялось четкой организации уклада жизни группы, поддержании привычных для детей условий быта, игр, взаимоотношений. Использовались в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвовали любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.
Данная система работы помогла осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм, развитию дружеских взаимоотношений посредством игровой деятельности.
Для формирования дружеских отношений у детей дошкольного возраста в детском саду использовались следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, автор побуждал их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давал ребятам высказаться. Это позволило понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Например, беседуя на тему «Что такое дружба, какие родственники у дружбы?» Дима М. ответил, что у дружбы родственники: «Друг, друзья», а Аня М. «дружная игра». Также в процессе становления опыта проводились комплексные занятия, направленные на развитие дружеских взаимоотношений (Приложение № 3);
2. Метод проблемных ситуаций. Для детей создавались такие естественные условия, в которых они были поставлены перед необходимостью решения социальной проблемы: поделиться или не поделиться со сверстником, разрешить конфликт и пр. Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это игры и действия рядом, в которых дети могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.
3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми автор опыта использовал коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. Были использованы игры и упражнения, направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей, на развитие эмоциональной осведомлённости, на овладение детьми невербальными средствами общения, на овладение детьми вербальных средств общения, на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях.
4. Чтение и анализ художественных произведений, например, сказки «Лиса и Журавль», «Как собака друга искала» В. Осеевой «Три товарища», Ю. Ермолаева «Лучший друг». Эстетический фон занятиям создавали стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности воспитатель включал детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создавали свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, воспитатель организовывал выставки работ. Также были созданы картотеки песенок, пословиц о дружбе.
(Приложение № 4) .
5. Также автором в летний период была создана неделька «Дружбы и доброты» по всем возрастам, направленная на оказание помощи другу, развитие способностей оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. (Приложение № 5).

Раздел III
Результативность опыта
В ходе диагностики уровня развития дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста на основе метода наблюдения была выявлена положительная динамика уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста. (Приложение №6 )
Данные диагностики уровня сформированности дружеских отношений у дошкольников представлены в таблице.

Год
Уровень, %


Высокий
Средний
Низкий

2013 -2014
13
47
40

2014-2015
17
52
31

2015-2016
21
58
21


Таблица 1. Уровень развития дружеских отношений
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рис. 1. Сравнительный анализ уровня развития дружеских отношений

Результаты развития дружеских отношений в процессе игровой деятельности дошкольников выражаются в следующем: количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 8%, со средним - на 11%, число детей с низким уровнем снизилось на 19%.
Таким образом, система разных форм взаимодействия воспитателя с детьми, направленная на развитие дружеских отношений посредством игровой деятельности, приводит к количественному и качественному изменению уровня развития дружеских отношений.
Библиографический список:
Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение, 2004. - 141с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416с.
Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.
Курочкина И.В. О культуре поведения и этикете // Дошкольное воспитание. 2003. №11. С.61-65.
Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М.: Владос, 2003. - 224с.
Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Балашов, 2006. - 76с.
Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. 2006. №12. С. 104-110.
Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. 2006г., №10.С.82-85.
Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 72с.
Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 80с.
Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. с. 56-63.
Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.
Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.
Клименкова О. Игра как азбука общения. // Дошкольное воспитание, 2002, №4, с. 7-14.
Павленко Т., Рузская А., Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2003, № 1, с. 72-78.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2003, № 10, с. 63-73.
Смирнова Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2004, № 3, с. 69-75.
Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание, 2003, № 8, с. 73-77.
Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание, 2003, № 9, с. 68-76.
Смирнова Е., Холмогорова В. Средний и старший дошкольный возраст. // Дошкольное воспитание, 2003, № 4.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дошкольный возраст, период становления нравственной основы личности.





































Приложение
Приложение №1 - Консультации для воспитателей.
Приложение №2 - Консультации для родителей.
Приложение №3 - Разработки бесед и занятий.
Приложение №4 - Картотека художественной литературы, песенок, пословиц о дружбе.
Приложение №5– Неделька доброты и дружбы.
Приложение №6 – Авторская методика уровня развития дружеских отношений у детей дошкольного возраста на основе метода наблюдения.



































Приложение 1

Консультации для воспитателей

«Развитие дружеских отношений у дошкольников посредством игры».
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, приходишь к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Агрессивный ребенок создает массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие.
Поэтому проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их общение со сверстниками. Можно сказать, что она является школой социальных отношений. Кроме того, в общении со сверстниками обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
Для формирования у детей положительного отношения ко всем людям, развития социального чувства, взаимопомощи используются традиционные подходы:
чтение художественной литературы, беседа о прочитанном;
дидактические игры;
кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений;
игры-беседы детей с персонажами сказок;
проблемные ситуации;
игры-драматизации.
Многие считают, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», а ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако все не так просто. Большинство детей уже в 3-4 года отличают хорошие поступки и плохие: знают, что с товарищами нужно делиться, уступать и помогать слабым. В реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Нередко совместные занятия детей кончались ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что, если ребенок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия.
Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства, формировать чувство общности, желание видеть в сверстнике друга и партнера. Поэтому за основу многие воспитатели берут методики морального воспитания С.Г. Якобсон, которые систематизировала и адаптировала для детей своей группы. Составила перспективный план совместной деятельности с детьми, где учтены современные и традиционные методики.
Особое внимание я можно уделить методике работы с персонажем. В работе с детьми мы эпизодически используем этот прием: создание игрового или сказочного персонажа, который принимает самое разное участие в жизни группы. Например, кукла, Незнайка, заказчик, фантастический персонаж и т.п. У детей они пользуются большим уважением и симпатией. Все это очень хорошо, но, как правило, в такой работе нет системы, не выявлены функции персонажей, не разработана методика их использования.
С.Г. Якобсон предложила ввести один персонаж и возложить на него моральные функции. Так у нас в группе появилась кукла Маша.
Какова цель прихода персонажа (Маши)?
Важнейшей составляющей морального поведения является способность увидеть свои недостатки, осознать свои ошибки. Это способность наедине с собой сказать себе: «Я поступил плохо», «Я должен был поступить иначе» и т.п. Первым шагом в данном направлении является рассказ другим о тех поступках, которые ребенок считает неправильным. Но говорить о своих ошибках малоприятно, поэтому люди не любят признавать их. Поэтому нужно максимально избавить детей от неприятных переживаний, связанных с подобными признаниями. Такие признания должны делаться ребенком в интимной обстановке, одному – единственному человеку.
Кому же ребенок может рассказать о своем поступке? Тому, кто не разболтает и не изменит своего доброго отношения. Для ребенка это крайне необходимо.
Однако не все родители обладают достаточным тактом и чуткостью, чтобы выполнить эти требования. Еще сложнее обстоит дело с воспитателем. Необходимость поддерживать дисциплину, делить дисциплину, делить свое внимание между многими детьми, иногда прибегать к строгостям приводит к тому, что подлинно близкие, душевные отношения с детьми возникают достаточно редко.
Поэтому и появляется «некто» (у нас кукла Маша), кто будет любить и понимать ребенка, считать его исключительно хорошим и проявлять заботу о его моральных качествах.
Персонаж, на которого возложены моральные функции, должен быть реальным и осязаемым, обладать определенной внешностью, удовлетворять ряду требований:
Внешний вид: выразительное и привлекательное лицо (или мордочка), а также обязательно руки (или лапы), чтобы дети могли здороваться и прощаться с ним не только словесно. Персонаж не живет в группе, а приходит примерно 2-3 раза в месяц на 25-35 минут.
Он обладает волшебной способностью: он знает обо все, что происходит в группе (может иметь волшебное стекло, трубу и т.п.).
Он любит всех детей группы, радуется их добрым делам и хорошим поступкам.
Содержание общения с детьми не ограничивается только моральной сферой. Он проявляет интерес ко всем сторонам их жизни. Время от времени, но не слишком часто приносит скромное угощение, пластинку или кассету с песенкой, дидактическую игру, игрушки, спортивный инвентарь.
Как работать с персонажем? Сначала я рассказала детям, что недавно была в другом детском саду и узнала, что у детей там есть друг из волшебной страны. Он любит всех детей, часто приходит к ним в гости и помогает каждому.
Нужно спросить о том, хотят ли они иметь такого волшебного друга? Выяснить, какую помощь дети хотели бы от него получить, пообещать, что волшебный друг обязательно придет к ним в гости.
Заранее (за один – два часа) сообщить детям о том, что сегодня к ним приходит волшебный друг. Когда гость появляется, то здоровается со всеми детьми и, желая лучше познакомиться с ними, спрашивает, кто во что любит играть, у кого есть дома животные, кто что любит кушать, летал ли кто-нибудь на самолете, плавал ли кто на пароходе, кто с кем дружит. На вопросы отвечают все желающие. Такой хоровой ответ в данной ситуации, в отличии от традиционных занятий, необходим, чтобы беседа была оживленной и дети не теряли к ней интереса. На прощанье персонаж оставил скромное угощение (можно оставить кассету с песнями, игру и др.).
При следующей встрече персонаж приносит бумажных кукол для плоскостного театра и показывает моральную пьеску (моральные пьески можно показывать раз в месяц).
В другой раз «кукла Маша» радуется хорошим поступкам детей. Придя в группу, персонаж говорит, что наблюдал за детьми из своей волшебной страны и очень радовался, видя, что Аня и Ваня дружно играли, Максим помог товарищу, Настя и Саша поделились сладостями и т. п. Он называет всех детей, которые за прошедший период действительно совершили пусть самый маленький, но морально ценный поступок. Предлагает детям рассказать о тех поступках, которые он не видел, и о том, что хорошего случилось в группе за время его отсутствия.
В один из приходов персонаж сообщает, что дети ему так понравились, что он решил написать про них рассказ, как в книжке и зачитывает рассказ про одного из детей. Образ ребенка в этих рассказах отличается от того, каков он на самом деле, и от того, каким он представляется себе самому, но в рассказе он лучше, т.е. ребенку показывают образец, при этом образец не другой ребенок и не литературный персонаж, а он сам. Таким он может стать, если захочет. Так у ребенка формируется положительный образ себя.
Характер персонажа легко допускает наличие у него волшебных предметов, в том числе «волшебной трубы», в которую видно только положительные поступки того, на кого в нее смотрят. Персонаж показывает детям, как работает труба, смотрит в нее на двух-трех детей с разным поведением и видит у них только хорошие черты. Затем в трубу смотрят дети по своему выбору, затем по выбору персонажа.
Способность наедине с собой сказать: «Я поступил плохо», «Я должен поступить иначе», - не появляется вдруг. Ребенок должен приобрести опыт такого отношения к себе и к своим действиям. В этом поможет персонаж, с которым ребенок может поделиться своими переживаниями по поводу проступка. Воспитатель в этом случае выслушивает и записывает признание ребенка, никак не комментируя его, кладет записку в сумочку, чтобы передать ее персонажу, и никому не рассказывает о ее содержании. На своем опыте я убедилась, что половина детей группы воспользовалась этой возможностью «облегчить душу».
Привлечение к работе волшебного друга детей придает методике общий смысл: персонаж проявляет хорошее отношение к детям и стремится помочь им стать еще лучше. Одновременно игра позволяет более убедительно для детей поставить соответствующие воспитательные задачи и обеспечить интерес к ним.
«Создание позитивного микроклимата в группе для развития дружеских отношений»
Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формирую у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения В.А. Сухомлинский.
В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи воспитателя – развитие гуманных, дружеских отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
В работе с детьми можно использовать заучивание «мирилок», проводить дидактическую игру «Какое у тебя настроение». Стараться помочь найти причину плохого настроения. Детей с хорошим настроением просить поделится с остальными детьми улыбкой, веселой историей произошедшей с ним сегодня утром, можно вспомнить веселый мультфильм.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. В этих целях совместно с детьми можно выбрать эмблему и девиз группы: «Как вишенка на ветке – дружат в группе детки».
«Утро радостных встреч», дети после выходных проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Вся группа приветствуют сверстника после болезни, дети рассказывают какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Использовать игры и игровые упражнения направленные на сплочение и на совместную деятельность детей, создавать коллективные работы по ИЗО деятельности, ручному труду. Регулярно проводить этические беседы на темы «Все мы разные», «Мы рядом», «Научился сам – научи друга», «Что значит настоящий друг?», «Учись прощать» и др.
Каждую пятницу подводить итоги добрых дел. Можно применить «Шкатулку добрых дел»: за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой поступок – синюю. Таким образом, определяются количество добрых и злых дел и размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.
Совместно с детьми «разработать» правила группы «Что можно делать, что нельзя». Например, делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее. Помогай товарищу. Если умеешь что – то делать сам – научи и его. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь и т.д. И конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги.
Такая система работы по данной проблеме дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, формированию положительного отношения детей друг к другу. Дошкольники стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера.
Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе – все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.




















Приложение 2
Консультации для родителей
«Воспитание дружбы между мальчиками и девочками»
К старшему дошкольному возрасту у ребёнка отмечается стремление не только воссозданию в игре действий и отношений других людей, но и к творческому воссозданию, придумыванию событий он хотел бы стать сам. Дети овладевают сложным способом построения игры – совместным сюжето - сложением. Проблема нравственного воспитания в современном детском саду становится ещё более злободневной, как один из основных аспектов комплексного подхода к воспитанию дошкольников. Формирование дружбы между детьми разного пола – одна из важнейших задач этой проблемы. Но в современном детском саду в основном осуществляется бесполое воспитание. Упускаются из виду учёт определённой специфики в развитии мальчиков и девочек. Специфические черты не формируются, часто забывается, что сегодняшний мальчик – будущий мужчина, защитник Родины, опора в семье, а девочка – заботливая мать, жена, хранительница домашнего очага. Подобные факты имеют социальные корни. В настоящее время в нашем обществе получило распространённое явление маскулинизации женщины, т.е. преобладание у неё типично мужских черт характера, а как следствие – снижение милосердия, сострадания; бескорыстной помощи. В связи с этим в социальной психологии возникла теория андронологии, утверждающая, что человечество ожидает такое общество, где между мужчиной и женщиной не останется никакой разницы ни во внешности, ни в поведении, ни в психологии. Подобный вывод сделан на основе анализа социальной динамики последних десятилетий.
Не менее распространенно и явление феминизации мужчин – проявление ими женственности, желание уйти от решения трудных проблем, стремление найти защиту и покровительство у представительниц слабого пола. Причины подобного, в частности, вскрывает психолог С. Никологорский, отмечая, что едва ли женщины могут быть иными, если девочек воспитывают примерно так же, как мальчиков, - те же виды спорта, подвижные игры, та же одежда, те же требования к поведению. В результате у современных 3-4 летних девочек задерживается процесс осознания принадлежности к своему полу. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Н.К.Крупская подчёркивала, как важно «учить мальчиков и девочек товарищеским взаимоотношениям», развивать с самых ранних лет чувство «дружбы между мальчиками и девочками». Особо вопрос о половом воспитании она ставила в работе «Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу?», отмечая, что взаимное понимание и духовное сближение молодёжи обоих полов послужат залогом нормальных отношений между мужчиной и женщиной. В современных психологических исследованиях доказывается, что там, где нет соответствующих условий для нормального протекания половой социализации, процесс нарушается. И в результате наблюдается, к примеру, у мальчиков, эмоциональная неустойчивость, несформированность такого важного качества, как сдержанность, неумение выполнять социальные роли, соответствующие полу. И, как правило, возникают трудности в воспитании дружбы между детьми разного пола. На основании средних показателей по всем возрастным группам 91% контактов устанавливается со сверстниками своего пола и только 9% - с детьми противоположного. У девочек избирательность общения выражена ярче, но у мальчиков она интенсивнее (они устанавливают больше контактов). Дети в основном дают положительные оценки представителям своего пола, чем другого. Девочки получают значительно больше положительных оценок и меньше отрицательных по сравнению с мальчиками.
Важным средством формирования дружбы между детьми разного пола является творческая игра, в которой особенно ярко проявляется половая дифференциация. Экспериментальные данные показывают, что дети, в качестве партнёров предпочитают сверстников своего пола, особенно в старшем возрасте (только 7-10 % контактов с детьми противоположного пола). Разобщённость мальчиков и девочек в игре в основном определяется разной направленностью их игровых интересов (со стороны девочек проявляется интерес к бытовым игрушкам, у мальчиков – спортивным и строительным). Девочки часто играют в изоляции от мальчиков, почти без их участия на такие темы, как «Парикмахерская», «Магазин», «Ателье», «Детский сад». В этих играх главными являются «женские» роли, занимаемые девочками, а второстепенные роли редко привлекают мальчиков. К их любимым играм относятся действия с машинами, технической игрушкой, со строительным материалом, а также на темы: «Госпиталь», «Теплоход», «Поезд», «Космонавты», «Полиция».
В совместных игах характер детских взаимоотношений различен. Так 30% мальчикам всегда доброжелательны к противоположному полу, уступают, играют, как с равными, 25 % в основном доброжелательны, т.е. они стараются помочь, уступить, проявить внимание, но вместе с тем могут резко ответить в определённой ситуации, 35 % -могут относиться к девочкам по-разному, в зависимости от ролей. 10% мальчиков конфликтуют, часто обижают, что, скорее всего, объясняется их индивидуальными особенностями, уровнем воспитания. У девочек отношение к мальчикам в совместной игре другое. 15% всегда - доброжелательны. 45%- в основном доброжелательны, но любят приказывать, требуют подчинения, обижаются, когда их желания не выполняются. 20% - относятся по – разному в зависимости от распределения ролей. 20% - всегда конфликтуют (нервничают, ворчат, стремятся только к главным ролям). В результате подобного анализа можно сделать вывод, что именно девочки больше нуждаются в соответствующей воспитательной работе, в формировании положительного стойкого отношения к детям противоположного пола. Они более критичны к мальчикам, более требовательны и менее снисходительны. Общими условиями воспитания дружбы между мальчиками и девочками являются: организация совместных игр; специальный подбор игр, в которых бы дошкольники упражнялись в добрых отношениях друг другу; целенаправленная работа с родителями в этом направлении. Нужно подобрать детскую художественную литературу, повествующей о дружбе. Это прежде всего русские народные сказки «Кот, петух и лиса» и другие. К литературным произведениям на реалистическую тематику отнесены: «Подарок» С.Баруздина, «Рассказы о детях», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Котёнок» Л. Толстого, «Нехорошая история» Е. Серовой, «Самое страшное» Е. Пермяка (где девочки отказались играть с грубым, высокомерным мальчиком) и т.д. Необходимо определить соответствующие правила поведения детей, добиваться их понимания и уяснения: «Обидеть девочку недостойно мужчины», «Настоящий мужчина никогда не боится признать, что виноват», «Девочка должна помогать мальчикам, заботиться о них», «Женщину украшает доброта и аккуратность». Искусству - быть мужчиной и женщиной учат пословицы, поговорки, мудрые народные заповеди, которые могут использоваться в работе с детьми. Вопросы формирования дружбы между детьми противоположного пола требуют серьёзной разработки. Это – проблема государственной важности. При условии успешного её решения дети будут воспитаны на чувствах взаимной любви, честности и социальной ответственности.
«Воспитание у детей дружеских взаимоотношений»
Один из важнейших вопросов взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет. Формировать у детей навыков поведения воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу. товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Так же нужно сказать, что развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился психологический климат. Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети зеркало родителей. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры, у них вырабатывается представление о том, что значит; работать дружно, кого можно считать хорошим товарищем. Свои умения играть со строительным материалом дети переносят на другие виды деятельности.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу, «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно - обратись за помощью» - поправила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения. В группе часто возникаю «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как правило, происходи; ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять, слова «извините», «пожалуйста». Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. И родители не словами, а своими действиями должны воспитывать детей. При ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки. В формировании навыков культурного поведения не ограничиваются только уроками вежливости. Я думаю, надо широко использовать чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры. Не только воспитатели в детских садах, но и дома родители должны читать своим детям книги. С малых лет приучать детей к любви к литературе. И еще хочу сказать: воспитатели и родители должны работать сообща. Только в их взаимодействии возможны какие-либо результаты. Участие родителей в проводимых мероприятиях е детском саду очень значима. Родители увидят своих детей в коллективе, их поведение вне дома, как они общаются, играют.
Исходя из этого, я думаю, одной из основных задач детского сада, является установление положительных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми.







Приложение 3
Разработки бесед и занятий
Конспект беседы с детьми тема «Нет друга - ищи, а найдешь – береги»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к людям, дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Формировать правила культурного поведения со сверстниками.
Воспитывать добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение
Материал: бумага белого цвета, карандаши, фломастеры, клей, ножницы
Ход беседы:
Воспитатель: Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже несколько друзей. Без друзей жить на свете тяжело и скучно!
Кто хочет рассказать о своем друге. Как его зовут? Сколько ему лет? Какие качества его характера вам нравятся?
Вы назвали такие черты характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Это и в правду замечательные свойства человеческой души.
Послушайте стихотворение:
Лучший друг
Мой любимый друг хороший -
Это сверстник мой Алеша.
Бескорыстный, верный, честный.
С ним всегда мне интересно!
Он умеет друга слушать,
Я ему открою душу:
Обо всем ему скажу,
Все игрушки покажу.
Заводила, фантазер,
В игре ловок он и скор,
Понимает шутки, смех.
Друг Алеша – лучше всех!
Воспитатель: О каких хороших качествах Алеши рассказывает его друг в этом стихотворении?
Вы помните веселую песенку о дружбе из мультфильма «Крошка Енот», в ней есть замечательные слова:
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки .
Воспитатель: А как вы думаете, почему говорят, дружба начинается с улыбки? Верно! Добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из двух частей «добро» и «желать». Значить доброжелательный человек – тот, кто желает вам добра.
Давайте мы, тоже улыбнемся друг другу, своему соседу. Что вы почувствовали, когда увидели улыбку друга или соседа? (тепло, добро, внимание, радость)
А вы хотели бы сделать эмблему дружбы? Как вы думаете, какое изображение мы возьмем за основу нашей эмблемы? (дети предлагают солнце, цветок, дерево). В ходе обсуждения дети выбирают за основу эмблемы цветок.
Как вы думаете, какое настроение мы нарисуем в середине цветка Дружбы? (улыбку рисует ребенок)
На лепестках цветка мы напишем качества (чертами характера, которыми должен обладать друг.
Дети называют качества,
Доброта (не обижает, не дерется, не обзывается, не злится)
Честность (он не врет, честно признается, не хвастается)
Щедрость (он не жадный, делится игрушками)
Преданность, надежный (не расскажет секреты, не уйдет к другому, а будет, дружит со мной, не жалуется, не ябедничает)
Помощь (поможет в сложной ситуации, если что-то не получается)
Ум (он умный с ним интересно, узнаешь много нового)
Забота (делает для себя и для друга, помог завязать, застегнуть, заправить)
Смелость (он храбрый, ничего не боится)
Педагог записывает их на лепестках, а ребенок приклеивает к середине. Ребята, у нас с вами получился замечательный цветок Дружбы, посмотрите!
Говорят: «Дружба крепкая не сломается, не испортится от дождей и вьюг». А от чего она может испортиться?
Как сделать, чтоб наша дружба не сломалась? Что нужно сделать?
Если друг к тебе добр, то и ты должен быть добр к нему.
Если друг щедрый, то и ты должен быть щедрым с ним и т.д.
Получается, друзья должны выполнять определенные правила, чтоб их дружба не сломалась, не разбилась. А наш Цветок Дружбы – это правила Дружбы. Если мы будем беречь этот Цветок и выполнять правила, то дружба останется с нами. Я предлагаю каждому из вас сделать такой цветок, чтобы он напоминал вам о хрупкости дружбы и о том, что ее может сберечь.
2. КВН – «О дружбе и рыцарстве»
Программные задачи:
Формировать у детей понятие «друг», «Дружба», «рыцарь», «рыцарский поступок».
Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
Развивать речевые умения.
Воспитывать дружеские взаимоотношения посредством игры.
Предварительная работа:
Анкетирование детей.
тест на выявление лидера в группе.
Беседы «Дружба», «Мои товарищи», «Кого можно назвать рыцарем», «Есть ли рыцари сейчас?».
Чтение рассказов о дружбе и рыцарстве: Осеева «три товарища», «До первого дождя», «Хорошее». «Синие листья» и др.
Просмотр диафильмов.
Изготовление подарков другу.
Рисование на тему «Портрет моего друга».
Изготовление поделок «Мастерская друзей».
Заучивание стихов, песен, пословиц о дружбе.
Ход
Дети входят в зал и садятся на стулья. Выходят два ребёнка.
Ребёнок 1: Дружище, послушай слова мудреца:
- Не будет поддержки от друга-льстеца.
От первой беды рассыплется в прах
Та дружба, которая только в словах.
Ребёнок 2: Но друг задушевный навеки с тобой.
С тобою он связан одною судьбой.
В ладони твоей неизменна крепка
Надёжного, верного друга рука.
Мы неслучайно начали наш КВН этим замечательным стихотворением. Наш КВН посвящён «Дружбе и рыцарству». В этой игре встретятся 2 команды:
«Пчёлки». Девиз: «Улей дружбой крепок»
«Муравьи». Девиз: Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Далее идёт представление жюри.
Конкурс «Разминка»
Что значит дружить?
С каким человеком ты бы не хотел дружить?
Как вы думаете, ребята, что такое ДРУЖБА?
Что нужно делать для того, чтобы было много друзей?
Какой бы ты совершил хороший поступок для своего друга?
Конкурс «Кто больше назовёт пословиц о дружбе»
Конкурс капитанов (капитаны выбирают конверты с заданиями).
Объясни, что значит поговорка:
Дружба до первого дождя
Друзья – не разлей вода.
Конкурс «Домашнее задание»
Осеева «Три товарища»
Кто из этих мальчиков поступил верно, по-дружески и почему?
Какое четверостишье из песни о дружбе или пословица подходит к этому рассказу?
Друг в беде не спросит
Лишнего не спросит
Конкурс «Исторический»
Кого в прошлом называли рыцарем?
Какого человека сейчас называем рыцарем
Команды по очереди вспоминают и называют Правила общения с девочками:
При встрече с девочками мальчики должны первыми здороваться
Подать пальто и помочь одеться
Донести тяжёлые вещи
Пропустить вперёд в дверях
Уступать место в транспорте
Не садиться за стол на стул, пока не сядут девочки
Никогда не обижать девочек, а только защищать
Подавать руку, когда мама или девочка выходят из автобуса
Конкурс «Живые картинки»
Задание: капитаны выбирают конверты с заданиями.
С помощью пантомимы покажите, чтобы все догадались, что на картине «Двое друзей», «Настоящий рыцарь»
(даётся минута на обсуждение)
Сюрпризный момент
Входит Незнайка:
Ой, куда же я попал?
Может здесь концертный зал.
Как же много тут ребят.
Все нарядные сидят.
Воспитатель:
Незнайка, здравствуй. Ты пришёл на игру КВН, посвящённую дружбе и рыцарству.
Незнайка: Я тоже рыцарь!
Воспитатель: А это мы сейчас проверим.
Инсценировка. С тяжёлым портфелем и лыжами девочка проходит мимо Незнайки.
Незнайка: А эта девочка из нашей группы. Я её знаю.
Воспитатель: Дети, решите, правильно ли поступил Незнайка. И что нужно сделать. Незнайка, представь, ты в раздевалке, все одеваются на прогулку. Каким будет твой рыцарский поступок? А вы, мальчики, как думаете?
Незнайка: Спасибо, ребята, с вашей помощью я много узнал, и буду поступать как настоящий рыцарь.
Пока жюри подводит итоги игры.
Дети исполняют парный танец «Дружба».
Подведение итогов игры, награждение.
3.«С чего начинается дружба» (беседа с детьми 5-6 лет)
Цель: помощь детям самостоятельно разобраться в вопросе: «С чего начинается дружба»
Педагог объясняет детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться. Воспитатель рассказывает детям:
Наступило лето. Все разъехались. Однажды я вышел погулять. Во дворе никого. Стало скучно. Но вот из соседнего подъезда выбежал мальчик с мячом. Он стал гонять мяч по площадке. Я подошел посмотреть. Мальчик не обращал на меня никакого внимания. Я уже думал пойти домой. Но тут я увидел девочку с прыгалками в руках. Посмотрев в нашу сторону, она подошла к нам, улыбнулась и сказала: «Здравствуйте». Мы удивились, но ответили: «Здравствуй». Девочка продолжала улыбаться. «Давайте вместе играть», - предложила она. Мы познакомились: девочку звали Олей, а мальчика - Ромой, и стали все вместе играть в мяч. Было весело.
Почти каждый день мы придумывали новые игры. Я научил новых знакомых играть в шахматы, а Рома учил нас игре в бадминтон. Когда у Оли заболела нога, мы навещали ее и по поручению ее мамы ходили в магазин и аптеку.
Это было хорошее лето. Я нашел хороших друзей. И как оказалось на всю жизнь.
- Что помогло детям подружиться?
- Вспомните, как вы познакомились со своими друзьями.
Обобщая высказывания детей, воспитатель подчеркивает, что дружба начинается с доброго слова, улыбки, проявления сочувствия, совместной игры и т.д.
А как вы себя чувствуете, когда рядом нет друзей? Воспитатель знакомит детей с переживаниями крокодила Гены (Э. Успенский «Гена и его друзья»).
В одном городе «...жил да был крокодил по имени Гена. Каждое утро он просыпался в своей маленькой квартире, умывался, завтракал и отправлялся на работу в зоопарк. А работал он в зоопарке... крокодилом. Придя на место, он раздевался, вешал на гвоздик костюм, шляпу и тросточку и ложился на солнышке у бассейна.
Когда кончался рабочий день, Гена тщательно одевался и шагал домой, в свою маленькую квартирку. Дома он читал газеты, весь вечер играл сам с собой в крестики-нолики.
Однажды, когда он проиграл сам себе сорок партий подряд, ему стало очень грустно. «А почему я все время один? - подумал он. - Мне надо обязательно завести себе друзей».
И, взяв карандаш, он написал такое объявление: «Молодой крокодил пятидесяти лет хочет завести себе друзей».
Скоро к нему позвонила девочка Галя, потом Чебурашка. Они стали дружить втроем: каждый вечер играли в крестики-нолики. А когда заболела Галя, Гена и Чебурашка навещали ее, и ей не было скучно. А крокодил Гена сыграл в театре вместо Гали в спектакле Красную Шапочку. Дети-зрители были удивлены и очень довольны, долго хлопали и просили повторить. Так друзья помогали друг другу.
По объявлению приходило много желающих найти друзей. Тогда было решено построить Дом дружбы для всех».
- Почему крокодил Гена загрустил и захотел подружиться с кем-нибудь?
- Как Гена нашел друзей?
- Какое важное правило дружбы вы узнали из этого рассказа? (Нужно помогать друг другу.)
- А теперь давайте продолжим рассказ и придумаем, как друзья проводили время в Доме дружбы.
По предложению воспитателя дети могут создать свой Дом дружбы.
Взаимопомощь в ходе бесед по этой теме воспитатель знакомит детей с таким понятием, как «взаимопомощь». Педагог подчеркивает, что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям. На примере художественных произведений он объясняет детям, что настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени. Но все это компенсируется глубоким чувством удовлетворения от собственной полезности окружающим.






































Приложение 4

Картотека художественной литературы, песенок и пословиц
Авторские и литературные сказки
«Зимовье зверей»,
«Лиса и Журавль»;
«Сказка о дружбе»;
«Воробей и лиса»;
Толстой Л. Н. «Визирь Абдулла»;
Б. Гримм «Бременские музыканты»;
Андерсен Г.-Х. «Гадкий утёнок».
Стихи и рассказы о дружбе
Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Житков Б. «Пудя»;
Чарушин Е. «Никитка и его друзья»;
Мамлин Г. «Друзья у нас повсюду есть»;
Осеевой В. «Три товарища»;
Ермолаева Ю. «Лучший друг»;
Пантелеев Л. «Честное слово»;
Катаев В. «Цветик - семицветик»;
Панасюк И.С. « Я не подумал о других»;
Григорьева Н. « В магазине»;
Степанов В. «Настоящие друзья»;
Михалков С. «Хорошие товарищи»;
Заходер Б. «Мы друзья»;
Кузнецова А. «Подружки»;
Барто А. «Я люблю ходить вдвоем»;
Благина Е. «Подарок»;
Стеквашова Е. «Друзья»;
Песенки о дружбе
«Мы едем, едем, едем в далекие края» слова Сергей Михалков;
«Улыбка» слова М. Пляцковский;
«Песенка кота Леопольда»;
«Большой секрет для маленькой компании» музыка С. Никитина, слова
Ю. Мориц;
«Вместе весело шагать» слова М. Матусовский, муз. В.Шаинский;
«Добрый жук» слова Е.Шварца, муз. А. Спадавеккиа;
«Если добрый ты» слова М. Пляцковский. муз. Б.Савельев
«Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг...»;
«Бременские музыканты» слова Ю.Энтина, муз. Гладковаю
Пословицы о дружбе
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Дружба дороже денег.
Дружба не гриб - в лесу не найдешь.
Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.
Друзей много, а друга нет.
Назвался другом - помогай в беде.
Был бы друг, найдется и досуг.
От теплого слова и лед тает.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Сердечный друг не родится вдруг.
Лучше матери друга не сыщешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Нужно много дней и ночей, чтобы узнать человека.
По щедрости руки видно, какое сердце.
Доброе слово лечит, а злое убивает.
Не будь упрям, а будь прям.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дал слово, держи его.
Ласковое слово лучше сладкого пирога.
Вражда не делает добра.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.
Ежели несчастья бояться, то и счастья не будет.






















Приложение 5
Неделька «Доброты и дружбы»
Цель:
Формировать доброжелательное, вежливое отношение к окружающим. Оказывать помощь другу.
Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов, а также в речи или рисунке.
Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.
Понедельник
«Сказочный денек»
2–я Младшая группа
Беседа: «Весёлый - грустный»
Цель: продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей; учить дифференцировать поступки сказочных персонажей и давать им моральную оценку
- Словесная игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов Зайчихе»
Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему.
- Чтение стихотворения наизусть Е. Благина «Подарок».
Цель: расширять активный словарь детей.
Средняя группа:
- Беседа «Кто и зачем придумал правила поведения?»
Цель: закрепить у детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов, представленных в культуре; повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
- Игра «В мире сказок» (дети определяют по карточкам название сказок и героев сказок).
Старшая - подготовительная группы
- Беседа – развлечение: «Любую болезнь лечит доброе слово. Поверь, и не нужно рецепта иного».
Цель: способствовать обогащению игры новыми решениями совместных действий; развивать эмоции, возникающих в ходе игровых действий.
- Словесная игра «Наоборот».
Цель: активизировать использование в речи детей противоположных по смыслу слов, вызвать положительные эмоции и доброжелательное отношение к окружающему.
- Этюд «Пожелай мне чего-нибудь хорошего».
Цель: способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей.
Вторник
«Денек друзей»

2–я Младшая группа
- Беседа: «Уроки добра».
Цель: учить детей понимать чувства, переживаемые другими» стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.
- Игры «Палочка - выручалочка», «Час пик»;
Цель: через игры помогать детям снимать чувства отчуждения, устанавливать контакт.
Средняя группа
- Беседа: «Завистливый по чужому счастью сохнет»
Цель: формировать у детей значение слова «зависть»; воспитывать желание порадоваться за другого и учиться добиваться успехов в труде, спорте, учёбе.
- Игры: «Опиши друга», «Сказочный ковер», «Дорожные сборы», «Здравствуй, сосед».
Цель: через игры помогать устанавливать дружеские контакты и лучше узнать друг друга.
Старшая - подготовительная группы
- Беседа «Каким должны быть мальчики и девочки»
Цель: активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;
- Игра-тренинг «Галантный кавалер».
Цель: научить детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов, представленных в культуре.
- Игры: «Мое желание», «Лови мяч», «Угадай, что я люблю».
Цель: учить развивать детей сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач.
Среда
«Поговорим о доброте»
2–я Младшая группа
- Беседа: «Что такое доброта?»;
Цель: познакомить детей с понятиями «Добро», «Доброта»;
развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающим.
- Д/И «Мои добрые поступки», «Добрые слова»;
Цель: продолжать формировать интерес к ближайшим окружающим людям; выражать свои чувства.
- Выставка детских рисунков «Добрый дождик».
Средняя группа
- Беседа «Как и чем можно порадовать близких»
Цель: развить любознательность, наблюдательность; развивать умение чувствовать и понимать другого; воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
- Игра «Чудо - дерево».
Цель: упражнять в различении пиктограмм настроения, стимулировать радостные эмоции, воспитывать умение работать в команде.
-Выставка детских рисунков «Дерево доброты».
Старшая - подготовительная группы
- Беседа: «Дарите людям доброту»
Цель: Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих;
Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
- Конкурс: «Добрые дела»;
Цель: воспитывать нравственные качества детей;
- Выставка детских рисунков «Доброта»
Четверг
«День хорошего настроения»
2–я Младшая группа
Средняя группа
Праздник «День добра»
Цели: - Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве;
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
- Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики, жестов, а также в речи или рисунке. (См. приложение)
Старшая - подготовительная группы
Развлечение: «Дарите людям доброту»
Цель: Уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих;
Стимулировать развитие образного мышления и творческого воображения дошкольников;
Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение к окружающим.
Пятница
«Как правильно дружить»
2–я Младшая группа
- Беседа: «Хорошо ли быть злым?»
Цель: продолжить знакомство с полярными понятиями «добро» - «зло»; закреплять умение определять эмоциональное состояние близких людей, знакомых, побуждать к оказанию помощи.
- Игра «Цветик - семицветик»
Цель: способствовать развитию творческих способностей и воображения, индивидуальному самовыражению детей.
Средняя группа
- Т.А.Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» стр.39.
Цель: закрепить у детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов.
- Игра «Менялки»
- Игра «Обыграй превращение».
Цель: способствовать игровой деятельности детей без ссор и конфликтов.
Старшая - подготовительная группы
- Беседа «О хвастовстве, неискреннем поведении».
Цель: развитие речи и мышления детей дошкольного возраста; воспитание добрых чувств и хороших взаимоотношений со сверстниками.
- Упражнение «Негаданная радость».
Цель: закрепить понятия «физическая и эмоциональная боль»; учить детей понимать чувства, переживаемые другими» стимулировать желание оказать помощь, утешить; развивать чувство доброты; формировать навыки социального поведения.
































Приложение 6

Авторская методика уровня развития дружеских отношений у детей дошкольного возраста на основе метода наблюдения.
Целью наблюдения было исследование дружеских отношений в группе.
Критериями наблюдения являются:
- умение организовывать детей в игру;
- умение без конфликта играть с другими детьми;
- умение делиться игрушками;
- умение сопереживать другому ребенку;
- умение быть справедливым во взаимоотношениях со сверстниками.
Уже с первых дней наблюдения было видно, что дети избирательно относятся к своим сверстникам. Особенно это проявляется в игре. Дети часто тянуться к тем, кто умеет организовывать игру. В группе этим человеком был Андреем М.. В процессе наблюдения он никогда не играл один.
Среди детей выделяется Аня С., она часто играла одна. Женя Д., на прогулке общалась со всеми детьми, но играл с одним и тем же.
Характерное то, что девочки выбирали для игры девочек, мальчики - мальчиков. Часто конфликты со сверстниками возникали у Максима Б., Девочки старались с ним не играть.
На вопрос «С кем не хочет дружить?» ответили только Аня С., и Слава Ш., сказали «нет таких», а остальные пожимали плечами. У Саши О.. многие вопросы вызывали затруднения, лучший друг его, как он сказал Миша И., однако обосновать свой ответ «почему?» он не смог.
Ярослав Л., останавливал свой выбор на разных членах группы в зависимости от ситуации. Очень хорошие ответы с пояснениями были у Ксюши П., она называла ребят и говорила, почему она их выбрала. У Марины Л., были краткие ответы, и на все вопросы отвечала одинаково, только со Славой Ш., хотела дружить. В общем плане ребята охотно шли на контакт, старались ответить на поставленные вопросы по мере своих возможностей.
Использовалась 5-балльная система оценок с учетом сформированности дружеских отношений у дошкольников посредством игровой деятельности.
Для определения уровня сформированности дружеских отношений у детей были разработаны критерии оценки:
5 баллов - ребенок умеет общаться с другими детьми; умеет организовывать детей в игру и без конфликта играть с детьми; сочувствует другому ребенку, не обижает других; всегда бывает справедливым со сверстниками.
4 балла - ребенок умеет общаться с другими детьми; умеет организовывать детей в игру, но не всегда без конфликта играет с детьми; старается не обижать других детей;
3 балла - ребенок умеет общаться с детьми, но самостоятельно организовать игру не может; игра часто проходит с конфликтами.
2 балла - ребенок не умеет общаться с детьми; игры организует только с помощью взрослого; не делится игрушками, и постоянно конфликтует.
1балл - ребенок нуждающийся в помощи воспитателя.
На основе полученных результатов были определены уровни сформированности дружеских отношений у детей:
Высокий – (25-22 балла)
Средний - (21-18)
Низкий – (14 баллов и ниже)
Из полученных результатов видно, что на 2012 уч. г. высокий уровень прослеживается у 3-х детей, что оставляет 13% от общего количества детей группы.
Средний уровень сформированности дружеских отношений у 11 детей, что составляет 47% от общего количества детей группы.
У 10 детей низкий уровень сформированности дружеских отношений, что составляет 40% от общего количества детей в группе.
Контрольный этап исследования проводился в 2014-2015 уч.г. с использованием диагностического метода наблюдения. Цель данного этапа работы заключалась в определении эффективности развивающее-коррекционных мероприятий.
Результаты повторного обследования были соотнесены с данными констатирующего этапа, что позволило определить динамику развития дружеских отношений у дошкольников посредством игровой деятельности.
На первоначальном этапе исследования было выделено 3 группы детей, одна из которых (13% детей) с благоприятным развитием дружеских отношений, другая (47% детей) - с небольшими проблемами в развитии дружеских отношений, а третья (40% детей) с проблемами в развитии дружеских отношений.
Результаты контрольного этапа 2014-2015 уч. г. показали, что детей с высоким уровнем увеличилось на 5, что составляет 21% от общего числа: дети стали более «предпочитаемыми» сверстниками, их поведение достаточно стабильно и предсказуемо взрослыми. Средний уровень показал, что у 14 детей повысился социометрический статус, у других значительно уменьшилось количество отрицательных выборов(58%), и детей с низким уровнем на контрольном этапе стало меньше на 19, что составляет 21% от общего числа. Хотя неблагоприятный статус остался, все же детей с низким уровнем стало намного меньше. Это связано, с тем, что в этот процент попадают дети часто болеющие и непосещающие МБДОУ.
Проведя изучение наблюдения за детьми, можно увидеть, что многие дети стали чаще проявлять инициативу в дружеских отношениях со сверстниками.




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Пятницкий детский сад «Семицветик» Волоконовского района Белгородской области
















Тема опыта: «Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в игровую деятельность»












Автор опыта:
Уварова Наталья Владимировна,
воспитатель муниципального
бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Пятницкий детский сад
«Семицветик» Волоконовского района
Белгородской области







п. Пятницкое 2016 г.









Уварова Наталья Владимировна

13PAGE 15


13PAGE 14215





·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·s Hњр
·
·
·
·
·
·
·
·
·Иf”
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·чRoot Entry