Мастер-класс для воспитателей дошкольных отделений по развитию дружеских взаимоотношений в группе


Мастер класс для воспитателей дошкольных отделений
«Дружба начинается с улыбки».
Цель: представить методы и приемы по знакомству и закреплению правил дружбы у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- раскрыть перед педагогами специфику и роль дидактических игр по воспитанию дружеских отношений в детском коллективе.
- продемонстрировать эффективные методы и приемы работы с детьми: дидактические игры и дидактические пособия.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом одним из основных направлений развития детей является социально-коммуникативное. Оно направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в Организации.
К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы (дружеские отношения, доброта, милосердие, сострадание).
К сожалению, сейчас дети недостаточно проявляют дружеские отношения. Связанно это с тем, что материальные ценности преобладают над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. Данная проблема актуальна именно сейчас, когда мы наблюдаем такую ситуацию (равнодушный социум, пропаганда насилия, компьютеризация жизни). Я считаю, что малышей нужно учить дружить.
По мнению возрастных психологов, в дошкольном возрасте наибольшей популярностью в плане дружбы пользуются дети, опрятные внешне и способные предложить интересное игровое взаимодействие.
Игра «С чего начинается дружба» (от 3-х лет)
Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».
Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?
Дети: С улыбки!
Воспитатель: Улыбка – это символ доброты, хорошего настроения и дружелюбия. Вот так, легко мы разгадали первое правило дружбы: «Чаще улыбайся – и у тебя будет много друзей!».
Я предлагаю здесь и сейчас поиграть в игру Мы будем передавать сердечко и дарить друг другу улыбку. (дети передают друг другу воздушный шарик).
Введите такой ритуал в жизнь вашей группы, и вы увидите, как трудно вначале будет детям держать зрительный контакт, улыбаться друг другу. Но со временем дети перестанут стесняться, зрительный контакт становится все продолжительней, а улыбки более искренними. Эта игра дает возможность ребенку обратить внимание на сверстника в доброжелательной обстановке, а не в ситуации, когда ему кто-то помешал: сломал постройку, толкнул, обидел.
Я – мои друзья (от 3 лет)
Дети сидят в кругу и тихонько повторяют: «я» - руки ложатся к себе на грудь, «мои друзья» - руки дважды касаются коленей у себя и соседей справа и слева. Если дети хорошо держат этот ритм, то можно добавить к нему песенку про дружбу.
Трубка мира (от 3-х лет)
Оборудование: баночка мыльных пузырей.
Дети садятся в круг.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, как выражали дружбу древние индейцы? Они использовали трубку мира! А мы сейчас будем использовать вместо трубки мира мыльные пузыри. Пусть каждый по очереди выдует для нас пузырики мира!
Дети по очереди выдувают мыльные пузыри, воспитатель помогает тем, у кого есть трудности с диафрагмальным дыханием.
«Ниточка с иголочкой» (от 4 лет)
Впереди колонны идёт ведущий (сначала это педагог, потом может быть кто–то из детей). Ведущий ходит, меняя направление движения, а дети повторяют его шаги след в след, как будто они связаны невидимой ниточкой.
«Канатоходец» (от 4 лет)
Оборудование: длинная веревка или резинка
Дети разбиваются на пары. Им предлагается представить себя артистами цирка – канатоходцами. Они репетируют хождение по канату над пропастью. Один ребенок аккуратно ступает по веревке, а другой поддерживает его за руку. Остальные дети «болеют» за «канатоходца». Далее пара меняется ролями.
История «Как Мишка с Ежиком поссорились» (от 5 лет)
(решение проблемной ситуации)
На проектор выводится изображение медведя, ежа и качелей.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка: «Я первый!»
А Ёжик: «Нет, я!»
Не уступают друг другу друзья.
Мишка обиделся: «Значит ты Ёж,
Как друг мне совсем не хорош!»
Воспитатель: Что произошло, что не поделили Мишка и Ежик?
Дети: Мишка и Ежик не поделили качели.
Воспитатель: Почему Мишка решил не дружить с Ёжиком?
Дети: Ежик не уступил Мишке качели.
Воспитатель: Как Мишке и Ежику помириться?
Дети: Им надо договориться: кто будет кататься первый, а кто второй. Один из них должен уступить.
Воспитатель: Представим, что Мишка и Ежик помирились. И вот как выглядит эта история с весёлым, добрым концом.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга Мишка и Ёжик
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ёжик навстречу качелям шагнул
Мишка качели к себе потянул
Мишка сказал: «Покачаю тебя,
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
«Цветок дружбы» (от 5 лет)
Детям предлагается превратиться в красивые цветы, с которыми хочется дружить. Каждый ребенок выбирал себе цветок, в который он хотел бы превратиться. Сначала педагог становится садовником, позже эта роль предлагается кому-то из детей. Сначала садовник «сажает семечко» - ребенок поджимает ноги, садится на стульчик, опускает головку - он «семечко». Садовник поглаживает его - «закапывает ямку». Затем из леечки слегка поливает на головку водой. «Семечко начинает расти» - ребенок тихонько встает, поднимая вверх руки. Ведущий помогает ему, поддерживая его за пальцы. Когда «цветок вырастает», дети хлопают и говорят ему: «Какой красивый цветок. Мы хотим дружить с тобой».
Творческое задание «Мы с тобой друзья» (от 6 лет).
Оборудование: альбомный лист, простой карандаш, ластик, фломастеры, карандаши или цветные мелки, ножницы, клей.1. Обвести левую ладонь простым карандашом на середине листа
2. На этот рисунок положить правую руку и обвести правый большой палец
3. Переверните рисунок пальчиками вниз.
4.Включаем фантазию, творчество! Проведите вертикальную линию, разделив рисунок на две одинаковые части. Рисуем овал головы себе и своему другу. Дорисовываем детали лица, ладони, элементы одежды,обувь