ФГОС. Технологическая карта урока биологии для 5 класса Бактерии — живые организмы


Урок по теме: “ БАКТЕРИИ – ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ»
Педагогическаяцель Познакомить учащихся с бактериями, особенностями их строения и жизнедеятельности; дать представление о многообразии бактерий, их роли в природе и жизни человека
Задачи урока Образовательная: сформировать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.
Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, интерес, умение наблюдать, речь, умения слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними; продолжить формирование интеллектуальных и творческих способностей; способствовать развитию умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; продолжить формирование умений по планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Тип, вид урока Подготовка и решение учебной задач; комбинированный урок
Планируемые результаты (предметные) Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; различать изученные объекты в природе, на таблицах; делать зарисовки различных бактерий; устанавливать признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей бактерий в природе и жизни человека; будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, значение бактерий в природе и жизни человека
Личностныерезультаты Будут сформированы: навыки обучения; доброжелательное отношение к мнению другого человека; социальные нормы и навыки поведения в классе и школе
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные – научится: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.
Коммуникативные – научится: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, находить ответы на вопросы, формулировать вопросы и ответы к ним, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Формы и методы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, лабораторная работа); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Понятия и термины Бактерии, кокки, бациллы, спириллы, вибрионы, спора
Образовательные ресурсы Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Раздел «Наборы цифровых ресурсов» к учебнику «Природоведение. 5 класс». Плешаков А. А., Сонин Н. И. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/. Электронное приложение к учебнику Плешаков А. А., Сонин Н. И. «Введение в биологию» (синий кролик)
Организационная структура урока
Этап урока,
цель Методический прием Деятельность учителя Деятельность учащихся Текущийконтроль
Осуществляемыедействия Формируемыеумения II.Индукция.
Фронтальная беседа - У вас на столах стоят микроскопы, лабораторное оборудование. Как вы думаете, для чего оно необходимо? Какую тему сегодня мы будем с вами изучать? Что является предметом нашего изучения?
- Какие же это организмы? (мельчайшие организмы)
- Перед вами – листы с разнообразными рисунками, которые, на первый взгляд, ничем не связаны между собой. Но это только на первый взгляд. Найдите общее, то, что их связывает (Результат деятельности бактерий). 2 мин.
Итак, предмет нашего изучения – бактерии. Отвечают на вопросы учителя (мельчайшие организмы) Слушают
мнения однокласс-ников, выдвигают гипотезы о том, что связывает все эти рисунки (результат деятельности бактерий), определяют предмет изучения (бактерии) Осуществляют анализ ответов одноклас-сников. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя Вопросы учителя.
Карта самооценки
II. Индукция. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока Вводная беседа Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:
– Среди многообразия живых организмов есть такие, которые мы не видим невооруженным глазом. Эти организмы можно изучить, используя увеличительные приборы, а именно микроскоп.
У вас на столах стоят микроскопы, лабораторное оборудование. Как вы думаете, для чего оно необходимо?
- Какие организмы мы сегодня будем изучать? (мельчайшие организмы).
Перед вами – листы с разнообразными рисунками, которые, на первый взгляд, ничем не связаны между собой (Приложение 1). Но это только на первый взгляд. Найдите общее, то, что их объединяет.(Ответ: результат деятельности каких-то мельчайших организмов).
Подсказка: Эти живые организмы появились на Земле одними из первых на планете. Они были открыты в 1676 году Антони Ван Левенгуком. Он увидел их при помощи оптического микроскопа и отнес к группе микроскопических организмов, которые назвал «анималькули». Они участвуют в круговороте веществ на планете, благодаря их работе преобразуются химические вещества. Человек использует их в своих целях: получает кисломолочные продукты, квашеную капусту, витамины, некоторые лекарственные препараты. Также эти организмы могут играть и отрицательную роль в природе и жизни человека: они являются возбудителями различных заболеваний. Я думаю, что вы уже догадались, о каких организмах идет речь.
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока:
– Изучение царств природы мы начнем с изучения бактерий Отвечают на вопросы учителя. Слушают
мнения одноклассников. Формулируют выводы на основе наблюдений. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Наблюдают. Осуществляют анализ
объекта. Сравнивают. Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя. Устанавливают причинно-следственные связи Вопросы учителя и устные ответы
Самоконструкция Работа с картой самооценки - Да, действительно, это – бактерии.
- А что вы знаете о бактериях?
- Запишите, пожалуйста, все, что знаете об этих организмах в колонке «знаю до» в карте самооценки.
- На этом занятии нам надо рассмотреть, какое это царство?
-В чем его особенности?
-Как бактерии устроены?
В результате изучения темы «Бактерии – живые организмы» вы должны узнать:
- размеры;
- происхождение;
- где обитают;
- приспособленность;
- формы бактерий;
- распространение бактерий на планете;
- способы питания бактерий;
- способы дыхания бактерий;
- способы существования бактерий в неблагоприятных условиях;
- значение бактерий в природе и жизни человека.
Вы должны уметь:
- работать с микроскопом;
- выполнять микроскопирование бактерий;
- преобразовывать аудиальную информацию в графическую.

Заполняют колонку «знаю до» в карте самооценки.
Умеют оценивать свой уровень знаний Социоконструкция (работа в парах) Выполнение лабораторной работы по группам. Я предлагаю вам приступить по моей команде к выполнению лабораторной работы. Выполнение лабораторной работы по группам.
1 группа – «Изучение микрофлоры монет» (Приложение 2).
2 группа «Исторический препарат» (Приложение 3).
В конце XVII века Антони ван Левенгук открыл бактерии. Он увидел крохотные существа, которые быстро двигались в капле воды, но было совершенно не ясно, как им это удается. Левенгук предположил, что у бактерий есть маленькие лапки, хотя в микроскоп он так и не смог их разглядеть. Впервые эти «лапки» удалось увидеть в электронный микроскоп три века спустя. Оказалось, что от бактериальной клетки отходят тонкие (диаметром около 200 А) и довольно длинные спиральные жгутики, которые и позволяют бактерии двигаться.
3 группа – «Изучение готового микропрепарата бактерий» (Приложение 4). 5 мин.
Выполняют лабораторную работу по группам (2 человека). V. Социализация (работа в группах по обсуждению результатов, выполнению зарисовки увиденного и подготовка к афишированию). VI. Афиширование.
Организует подготовку к афишированию групп, заранее подготовив специальные листы для оформления (Приложение 5) и маркеры.
Задает вопросы:
-Так какие бактерии?
-Что можем мы сказать об этом после выполненной лабораторной работы?
Вывод: бактерии – существа очень мелкие.
Каждая группа укрепляет на доске рисунок с изображением бактерий в поле зрения микроскопа, представляет результаты увиденного на заранее напечатанном листе (Приложение 5).
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявления учащимися новых знаний.
Развитие умения находить ответы на про-блемные вопросы.
Подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией Работа по учебнику. Записи в карте самооценки Объясняет новый материал, используя ЭОР и учебник. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями:
Изучение нового материала в виде игры “Пьедестал почета».
1. – Да, бактерии – существа совершенно удивительные. Если была бы такая книга рекордов в мире живых организмов, бактерии были бы чемпионами сразу по нескольким направлениям.. Поэтому мы сделали небольшой пьедестал почета, на который вот такую нашу бактерию мы сейчас поместим на первое место и будем разбираться, в чем бактерии – такие великие чемпионы, такие рекордсмены.. Начнем с того, что мы узнали в ходе выполнения лабораторной работы. Мы узнали, что бактерии – мельчайшие организмы. Клетки живых организмов приблизительно одинаковы по размерам, клетки бактерий – в 10 раз меньше, чем в нашем организме.
- Посмотрите, в этом комочке почвы (показывает комочек почвы) бактерий больше, чем людей в Европе.
Поэтому мы можем вручить нашему чемпиону
1 Медаль «За самые мелкие размеры».
2. Бактерии – не только самые мелкие организмы на Земле, но и самые древние. Здесь нужна какая-то цифра, какое-то число. Бактерии появились 3,5 млрд. лет назад. Земля возникла 5 млрд. лет назад. Нашему чемпиону полагается еще одна медаль
2 Медаль «За древность»
3. Бактерии – самые выносливые существа на Земле. Они встречаются там, где никто не может выжить. Это кипящие гейзеры – такие маленькие вулканчики, которые извергают не лаву, а кипяток, ужасные кислотные озера, если бы рыба туда попала, от нее осталось бы вот это (учитель показывает скелет рыбы), нефтяные подземные озера.
В настоящее время их можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105 С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км. , на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры на глубине нескольких километров.
Бактерии прекрасно чувствуют себя в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме, не погибали в открытом космосе, помещенные на 18 часов, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Бактерии освоили все среды жизни (водную, наземно-воздушную, почвенную, живут в организмах растений и животных).
ЕОР 53 «Распространение бактерий» - 01:18
4. Ученые полагают, что могут выжить даже в космосе. Почему?
- Правильно, научились защищаться.
Споры.
Споры, конечно, ни с кем не спорят. Это приспособление к перенесению неблагоприятных условий. В споре бактерия может пережить и высокие температуры, и очень низкие, а также отсутствие влаги. Если вновь наступают условия, необходимые для жизнедеятельности бактерии, оболочка споры разрывается, и бактерия продолжает свою жизнедеятельность.
ЕОР 48 «Образование спор бактерий» - 01:21
Получается, мы можем вручить бактерии еще одну медаль
3Медаль «За выносливость»
4.Еще один бактериальный рекорд – всеядность. Самые всеядные. Стекло, пластмассу, резину, нет, они не едят.
Сапротрофы
Симбионты
Паразиты
ЕОР 52 «Многообразие бактерий» - 03:13
ЕОР 55 «Отношение бактерий к кислороду» - 00:53
Вручим нашему чемпиону заслуженную награду
4 Медаль «За всеядность»
5. Пожалуй, бактерии принадлежит еще один рекорд – плодовитость. Размножение бактерий происходит путем обычного деления: когда одна материнская клетка делится надвое и образует две новые дочерние клетки. Среднее время деления бактерий – 20 минут.
За 5 суток может заполонить весь мир.
ЕОР 49 «Размножение бактерий» - 00:17
ЕОР 50 «Почему бактерии еще не заполонили весь мир» - 00:28
5 Медаль «За плодовитость».
Чемпионы! Рекордсмены! Все правильно! Все по справедливости! А чемпионам полагается слава, почет, портреты, скульптуры. Так принято. Одна загвоздка: как слепить бактерию? Ученые выяснили, что бактерии имеют несколько способов выглядеть, иметь внешний вид.
- Давайте попробуем изваять из пластилина разные формы бактерий. Слово «бактерия» произошло от греческого «бактерион», что означает «палочка». Хотя существуют бактерии различной формы. Палочковидные бактерии называются «бациллы», шаровидные одиночные – «кокки». Если шаровидные бактерии объединены по 2, такие бактерии называются «диплококки».
А вот стафилококки имеют форму гроздьев винограда. Существуют также изогнутые, спиралевидные и другие формы бактерий. Более подробно различные формы бактерии вы сможете изучить в старших классах.
– Снаружи клетки бактерий покрыты оболочкой, или капсулой, защищающей клетку от внешних воздействий. Также на внешней оболочке клеток имеются ворсинки или жгутики, с помощью которых бактерии передвигаются.
Значение.
-Но какой бы ты ни был чемпион, ты должен показать, насколько ты полезен людям, среде, в которой живешь.
ЕОР 54 «Польза и вред бактерий» работа по заполнению таблицы.
- Просмотрите фрагмент и выполните задание и ответ запишите в карту самооценки.
Проверка: 8 6 5 1 4 2 7 3 Слово «бактерия» произошло от греческого «бактерион», что означает «палочка». Хотя существуют бактерии различной формы. Палочковидные бактерии называются «бациллы», шаровидные одиночные – «кокки». Если шаровидные бактерии объединены по 2, такие бактерии называются «диплококки». А вот стафилококки имеют форму гроздьев винограда. Существуют также изогнутые, спиралевидные и другие формы бактерий. Более подробно различные формы бактерии вы сможете изучить в старших классах.
– Снаружи клетки бактерий покрыты оболочкой, или капсулой, защищающей клетку от внешних воздействий. Также на внешней оболочке клеток имеются ворсинки или жгутики, с помощью которых бактерии передвигаются. Бактерии – очень активные организмы, они много двигаются и питаются. Некоторые бактерии способны сами создавать питательные вещества, но все-таки большинство из них питаются готовыми веществами: за счет других организмов, как паразиты, телами других организмов или их мертвыми останками. А жизнедеятельность бактерий может происходит везде: в воздухе, почве, воде, на живых организмах и даже внутри их тел. Бактерии, обитающие в почвенном слое, перерабатывают остатки живых организмов, превращая их в минеральные вещества, участвуют в образовании перегноя. Но в природе существуют и патогенные бактерии, которые вызывают различные заболевания, например туберкулез, брюшной тиф, чуму, холеру. Все эти заболевания уносят большое количество жизней людей. Контроль над холерой и чумой человек взял в свои руки. Задача биологии и медицины – разработка вакцины или методов лечения и профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Способствует развитию навыков осознанного восприятия, первичного обобщения; побуждает к высказыванию своего мнения:
– Какие методы профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, мы можем соблюдать? (Делать прививки, мыть руки, соблюдать гигиену, правильно обрабатывать пищу, принимать витамины и др.) Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Работают с материалами ЭОР, учебником. Фиксируют в тетрадях новые термины и понятия.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).
Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Участвуют в коллективной беседе: обмениваются мнениями: выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.
Выдвигают предположения о мерах профилактики заболеваний, вызываемых бактериями Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. Ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизируют информацию Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя
Физкультминутка Проводит релаксационные упражнения.
– Сейчас мы проведем профилактику заболеваний глаз и искривления позвоночника.
Уделим время физкультминутке:
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка Выполняют упражнения Осуществляют профилактику утомляемости Наблю-дение
Работа по учебнику Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный и выборочный контроль. Организует работу с учебником:
– Для того чтобы правильно осуществлять профилактику заболеваний, которые могут быть вызваны бактериями, необходимо соблюдать основные правила гигиены: тщательно мыть руки перед едой – после улицы или работы, проветривать помещения, не есть испорченные продукты или с истекшим сроком годности: там могут быть патогенные бактерии, наносящие вред здоровью.
Кроме отрицательной, бактерии играют и положительную роль в природе и жизни человека. Бактерии необходимы для производства кисломолочных продуктов: кефира, йогурта; также продукты жизнедеятельности бактерий используются при изготовлении творога, сыра, маринованных овощей. Выпишите из учебника, в чем также заключается положительная роль бактерий в природе.
1) Почвенные бактерии участвуют в образовании перегноя, почвы.
2) В результате жизнедеятельности бактерий образовались залежи руд, запасы природного газа.
3) Участвуют в разрушении мертвых тканей растений и животных Работают по учебнику. Систематизируют информацию, выделяют главное Систематизируют информацию Устные ответы
IV. Первичное закрепление изученного материала.
Освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности Обобщающая беседа Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний:
– Почему ученые считают, что бактерии являются первыми живыми организмами на Земле? (Они имеют простое строение, не имеют ядра, могут переживать неблагоприятные условия среды.)
– Благодаря каким особенностям строения бактерии могут переносить неблагоприятные условия жизни? (Твердая оболочка, циста.)
– Где могут обитать бактерии? (В воде, воздухе, почве, живых организмах.)
– В чем особенности строения бактерий? (Снаружи покрыты оболочкой, не имеют ядра, имеют органы передвижения, такие как жгутики или реснички.)
– Какова положительная роль бактерий в природе и жизни человека? (Почвенные бактерии участвуют в образовании перегноя, почвы. В результате жизнедеятельности бактерий образовались залежи руд, запасы природного газа. Участвуют в разрушении мертвых тканей растений и животных.)
– В чем заключается отрицательная роль бактерий? (Болезнетворные бактерии вызывают заболевания человека и животных.)
Подводит учащихся к выводу о строении и жизнедеятельности бактерий Отвечают на вопросы Осуществляют первичное закрепление и конкретизацию знаний Устные ответы
V. Рефлексия учебной деятельности Фронтальная работа Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие затруднения у вас возникли в процессе работы на уроке? Осуществляют самоанализ деятельности Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами Устные ответы
VI. Подведение итогов.Выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция Закрепляющая беседа Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки Слушают учителя Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию Устные ответы
Домашнее задание Дает комментарий к домашнему заданию: учебник, с. 60–63; ответить на вопросы после параграфа устно Записывают задание Читают задание.
Задают уточняющие вопросы Наблю-дение