Конспект урока по азбуке 1 класс на тему


Гласные буквы Е, е
Сандимирова Е.К.
МБОУ «Новотимошкинская основная общеобразовательная школа» Аксубаевского района Республики Татарстан, д. Новое Тимошкино
Тема Гласные буквы Е, е
Педагогическая цель Создать условия для ознакомления учащихся с гласными буквами Е, е, развития речи
Тип урока Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные) Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Е, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о букве Е как показателе мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии
Личностные результаты Воспринимают важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – определяют особенность буквы Е.
Коммуникативные: умеют работать в парах, группе, контролировать друг друга.
Основное содержание темы, понятия и термины Особенность буквы Е (обозначать целый слог-слияние – два звука); заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Е, е, слого-звуковой анализ слова, предложение
Образовательные ресурсы Счетные палочки
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Вид и форма контроля
Осуществляемые действия Формируемые умения 1 2 3 4 5 6
1.Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок Фронтальная.
Словесная.
Слово учителя. Приветствие учащихся.
Прозвенел звонок веселый,
И вошли вы в светлый класс!
Что здесь нужно?
Не лениться
И старательно учиться.
- Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя
Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проверяют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Фронтальный. Наблюдение учителя
2.Актуализация опорных знаний Фронтальная.
Словесный.
Беседа -Перечислите гласные буквы.
-Назовите 3 признака гласных звуков Называют изученные буквы.
Поются, воздух не встречает препятствий; образуют слоги Обобщают имеющуюся информацию о гласных звуках Фронтальный.
Устные ответы
3.Речевая разминка Коллективный.
Словесный.
Фонетическая зарядка -Пропойте гласные звуки Поют гласные звуки Правильно произносят гласные звуки Коллективный.
Пение звуков
4.Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
-Сегодня мы познакомимся с очень удивительной гласной буквой Е, у нее бывает сразу два звука Слушают объяснение учителя Принимают учебную задачу, сформированную учителем Фронтальный. Наблюдение учителя
5.Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1.Слого-звуковой анализ слова (учебник, с.73) Фронтальная.
Словесный.
Беседа На доске картинка с изображением трех елей.
- Произнесите слова ели по слогам.
- Сколько слогов в слове ели?
- Какой первый? Какой второй?
- Какие это слоги?
- Оба слога в слове ели – это слоги-слияния. Первый слог состоит из двух звуков, образовавших слияние (йэ), но принято весь слог обозначать не двумя буквами, а одной – буквой Е. Когда мы называем эту букву, то сразу произносим два звука (йэ).
- Рассмотрите схему слова ели.
- Сколько над взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ели, в котором два звука?
Рассматривают картинку, работают со схемой слова, отвечают на вопросы учителя, выполняют слого-звуковой анализ слова.
Слушают объяснение учителя Выделяют новые звуки из слов, характеризуют их, сравнивают. Составляют предложение и рассказ по картинке, определяют главную мысль, озаглавливают рассказ. Делают вывод о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных Фронтальный.
Устные ответы, слого-звуковой анализ слова
2.Знакомство с буквой ЕФронтальная.
Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы
- Какой буквой обозначаются звуки (йэ) на письме?
- На что похожа буква Е?
На дворе - такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
- Выложите букву Е из палочек Находят букву Е на «лесенке букв»
Высказывают свои предложения.
Находят букву Е на «лесенке букв»
Моделируют ее из счетных палочек Фронтальный.
Устные ответы, моделирование
Физкультминутка Коллективная.
Практический Ехали – ехали
На лошадке ехали,
В огород заехали.
Гоп-гоп-гоп
На машине ехали,
До угла доехали.
Би-би-би!
Паровозом ехали,
До горы доехали.
У-у-у! Выполняют легкие приседания, руки вытянуты («держат вожжи»)
Хлопки.
Повороты руками, которые «держат руль».
Хлопки.
Руки согнуты в локтях;
Поочередное движение левой и правой руками вперед-назад.
Хлопки. Осуществляют профилактику утомления Коллективный.
Правильное выполнение движений
3.Чтение слогов- слияний и слов (учебник, с.73) Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение
- Прочитайте слоги.
- Прочитайте слова.
- Какие два звука могут спрятаться в букве Е?
- Найдите слова, в которых буква Е обозначает два звука?
- Прочитайте правильно.
- Если в слиянии после мягкого согласного слышится звук (э), то пишется буква е. Хором читают слоги, слова.
Отвечают на вопросы, читают правило, делают выводы. Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Выявляют способы чтения буквы е в начале слова и после гласных в середине и на конце слов. Делают выводы (под руководством учителя) Коллективный.
Чтение слогов и слов, устные ответы
4.Работа с картинкой к сказке «По щучьему велению» (учебник, с.72) Фронтальная.
Словесный, наглядный. Беседа, рассказ - Рассмотрите картинку.
- Как называется сказка?
- Что произошло в начале сказки?
- Чем сказка закончилась? Рассматривают картинки. Рассказывают. Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику повествования. Фронтальный.
Рассказ, устные ответы
5.работа с пословицами (учебник, с.72) Фронтальная.
Словесный. Чтение, беседа - Как вы понимаете пословицы?
- Найдите букву Е в пословицах Читают пословицы. Объясняют их смысл. Находят букву ЕАнализируют пословицы, высказывают свое мнение. Распознают изучаемую букву в словах Фронтальный.
Устные ответы
Физкультминутка Коллективная.
Практический. Раз, два, три, четыре, пять-
Будем пальчики считать-
(Загибают пальцы на правой руке.)
Крепкие и дружные,
Все такие нужные.
(Сгибают пальцы в кулачки.)
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
(Загибают пальцы на левой руке.)
Пальчики быстрые,
(Сгибают пальцы в кулачки.)
Но не очень чистые.
(Смотрят на ладошки)
Выполняют движения под руководством учителя Осуществляют профилактику утомления.
Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке Коллективный.
Правильное выполнение движений
6.Закрепление знаний и способов действий.
1. дидактическое упражнение (учебник, с.74) Групповая. Словесный. Беседа, упражнение - Назовите слова с противоположным значением.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос какие? Выполняют задание Осуществляют знакомство со словами, противоположные по значению; образовывают слова, отвечающие на вопрос какие? Фронтальный.
Устные ответы, ребусы
2. Работа с иллюстрацией и с тексом (учебник, с.74) Фронтальная.
Словесный, практический.
Беседа, чтение - Рассмотрите картинку.
- Прочитайте текст.
- Найдите предложение о лесе
- Замените слово красивы другим словом Читают текст, рассматривают картинку, выполняют задание Читают текст, соблюдая интонацию. Находят в тексте ответ на вопрос. Подбирают слово-синоним Фронтальный.
Чтение, беседа
3. Чтение слогов (учебник, с.75) Фронтальная, индивидуальная, практический.
Чтение.
- Прочитайте слоги.
- Понаблюдайте, что общего в слогах? Читают слоги.
- Образованы слиянием согласного с гласным звуком Выполняют чтение слогов слияний Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы
4. Работа с тексом (учебник, с.74) Парная. Словесный, практический. Чтение, рассказ, беседа - Рассмотрите картинку.
- Прочитайте текст.
- Сколько в нем предложений?
- Обсудите, что вы узнали о реке?
- Расскажите о речных обитателях.
- Найдите в тексте слово, котором: 2 слога и все согласные звуки твердые; 2 слога и все согласные звуки мягкие Рассматривают картинку, читают, считают предложения в тексте. Рассказывают. Находят нужные слова Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг друга. Различают твердые и мягкие согласные звуки. Строят рассуждения на заданную тему. Привлекают информацию из жизненного опыта Парный. Устные ответы, рассказ
5. Работа с «лентой букв» (учебник, с.77) Фронтальная. Словесный. Беседа - Объясните расположение букв на «ленте букв» Рассматривают «ленту букв», объясняют расположение Анализируют «ленту букв», осуществляют классификацию букв Фронтальный. Устные ответы
6. Дидактическое упражнение (учебник, с.76) Коллективная. Словесный. Чтение, беседа - Рассмотрите рисунок, прочитайте слова, ответьте на вопрос какие? Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы Извлекают информацию из рисунка, формулируют ответ Коллективный. Устные ответы
7. Работа с тексом (учебник, с.76) Парная. Словесный, практический. Чтение, работа со схемой - Найдите и прочитайте предложение по схеме (в учебнике).
- Составьте слова по схемам (в учебнике).
- Какие эти предложения по цели высказывания?
Находят и составляют предложения к схемам Осуществляют подбор предложений к заданным схемам. Различают предложения по цели высказывания Парный. Устные ответы
8.Развитие связной речи. Составление рассказа (учебник, с.77) Фронтальная, индивидуальная. Словесный. рассказ - Прочитайте слова и составьте с ними рассказ Читают составляют рассказ На основе опорных слов составляют рассказ, соблюдая логику повествования Фронтальный, индивидуальный. Рассказ
9. Дидактическое упражнение (учебник, с.77) Фронтальная. Словесный, практический, беседа - Прочитайте слова. Что вы заметили? Составьте с этими словами предложения Слова одинаковые, а значение разное Опираясь на рисунок, объясняют значение слов, составляют предложения Фронтальный. Устные ответы
10.Работа со звуками (учебник, с.77) Групповая. Словесный, практический. Чтение, беседа - Прочитайте слова и предложение.
-Рассмотрите слого-звуковую схему предложения.
- Какой звук повторяется?
- Прочитайте имена. Подумайте, что общего у букв Е и И. Читают слова, предложения, работают со схемой, называют повторяющийся звук. Отвечают на вопросы Анализируют схему предложения различают изучаемый звук. Определяют черты сходства у букв Е и И (смягчают предшествующий согласный звук) Групповой. Устные ответы, чтение
7.Рефлексивно-оценочный Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа - Что нового вы узнали на уроке?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
- Спасибо за урок
Отвечают на вопросы учителя Устанавливают причинно-следственные связи.