Исследовательская работа Мастера, живущие рядом


Управление образования Мариинского района
МБОУ «2 Пристанская ООШ»
«Мастера, живущие рядом»
Работа на муниципальную краеведческую
конференцию «Маленький исследователь»
Номинация: Земляки.
Черепанова Мария Дмитриевна, 5 класс
МБОУ «2 Пристанская ООШ», д. Пристань 2
Домашний адрес:
Руководитель:
Корниенко Юлия Евгеньевна
учитель географии
МБОУ «2 Пристанская ООШ», д. Пристань 2
Адрес: Мариинский р-он, д. Пристань 2, ул. Весенняя, 1
д. Пристань 2, 2016
Содержание:
Введение.
Глава 1. Деревня Пристань - 2. Общие сведения.
1.1 История д. Пристань - 2.
Народные ремёсла д. Пристань - 2.
Глава 2. Мастера, живущие рядом (практические исследования).
2.1 У истоков ремёсел.
Мастера, живущие рядом.
Заключение.
Введение.
« Не зная прошлого,
невозможно понять подлинный
смысл настоящего и цели будущего»
М. Горький
Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.
Я родилась в д. Пристань- 2, Мариинского района, Кемеровской области, и могу с гордостью сказать, что это моя малая родина – чудесный, благодатный край. Край прекрасных лесов, золотистых хлебных полей. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди.
«Дело мастера боится»
«По работе и мастера знать»
«Люби дело — мастером будешь».
О ком все эти пословицы?
Конечно, о мастерах своего дела, умельцах – золотые руки! И чего только не умели наши мастера! Вышивка и вязание кружев, резьба по дереву, роспись и гончарное дело…
При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, ткани - создавались различные произведения искусства.
Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, которые создают своими руками прекрасные изделия, делающие нашу жизнь ярче. Это и определило выбранную тему моего исследования.
Тема исследования: «Мастера, живущие рядом»
Цель исследования: отыскать в д. Пристань - 2 мастеров-умельцев народного ремесла, чтобы сохранить то наследие, которое досталось нам от наших предков.
Задачи:
изучить литературу по теме;
познакомиться с основными видами народного ремесла.
раскрыть значимость народного ремесла;
узнать о народных умельцах д. Пристань -2.
Методы исследования:
чтение различной литературы; работа в интернете;
наблюдение;
опрос; интервью;
сравнение полученных результатов.
Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы «Живут ли в наше время ремёсла, или они уже давно забыты?»
Чтобы ответить на этот вопрос, я провела наблюдения, изучила различную литературу, посетила библиотеку, встретилась с интересными людьми.
Я выдвинула гипотезу: если в моем селе есть люди, которые владеют секретами традиционных ремёсел, значит еще возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
Объект и предмет исследования:
Объект исследования:земляки, их личный пример, вклад в развитие современного общества
Предмет исследования: биография земляков, их общественная и трудовая деятельность.
Глава 1. Деревня Пристань - 2. Общие сведения.
История д. Пристань- 2.
«Два озера даны природой нам:
Одно – Сосновское, другое – Таганай.
К ним наши прадеды пришли издалека,
Чтоб здесь свой род продолжить на века».
Застраиваться наша Пристань начала с восточной стороны. Сначала были заимки, которые затем превратилась в деревню, но не в отдельную, а как улица села Кийского. Поэтому и деревенского названия у нее не было.
Река Кия протекала по теперешнему озеру Таганай. Во время половодья паром на конной тяге ходил вверх по реке до высокого берега нашей деревни. Так и окрестили ее Пристанью. Сначала называли ее Дальней Пристань. В черте города Дальняя Пристань находилась вплоть до коллективизации, когда образовался совхоз «Парижская Коммуна», она стала деревней Раевского сельсовета, а название так и осталось.
В 1892 году на территории « Пристани находились 2 кузницы, 2 маслобойки, 2 кожевенных мастерских.
1.2. Народные ремёсла д. Пристань-2.
Ремесло – это изготовление каких- либо изделий ручным способом.
Самыми распространенными ремеслами в д. Пристань- 2 когда-то было: пимокатничество, лозоплетение, вышивание крестиком, вязание, кожевенное мастерство.
Пимокатничество. Раньше в деревне пимокатничество было широко распространено, невозможно было представить себе человека в суровую сибирскую зиму без валенков, многие сельчане занимались их изготовлением. В настоящее время практически не осталось мастеров этого дела.
Лозоплетение. Одним из древнейших народных промыслов нашего села является лозоплетение. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней ихозяйственных построек жители д. Пристань-2 делали из лозы. Из прутьев ивы, камыша, тальника, тростника плели различные вещи для быта: лукошки, плетни. В наши дни этот вид мастерства практически не используется.
Резьба по дереву. Искусство художественной обработки дерева имеет в деревне глубокую традицию и вно в настоящее время практически не развивается. Из дерева любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью. Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей – фигурки различных животных, музыкальные инструменты – дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры.
Вышивка, вязание. Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства. Мастерицы нашего села вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, салфетки. В настоящее время традицию народного вышивания уходит далеко в прошлое в деревне не остается мастеров этого дела.
Кожевенное мастерство. Кожевенное мастерство считается одним из древнейших умений, освоенных человеком. Выделка кожи, ее обработка и окраска – процесс трудоемкий и кропотливый. А создание из кожи одежды и обуви, украшений и тотемов – настоящее искусство.В начале 20 века на территории нашего села находился кожевенный завод, но в настоящее время практически не осталось мастеров этого дела.
Глава 2. Мастера, живущие рядом (практические исследования).
Изучив литературу, я задалась целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев.
2.1. У истоков ремёсел.
Для того, чтобы заглянуть вглубь веков и побывать у истоков ремёсел нашего села я посетила нашу сельскую библиотеку так как музеев в нашем селе нет.
Заведующая библиотекой Некрасова Татьяна Георгиевна рассказала о том, что в нашей местности проживают земляки, которые занимаются различными видами искусства, показала фотографии их работ.
2.2 Мастера, живущие рядом.
Задавшись целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев, я расспросила своих родителей, дедушку и бабушку, одноклассников, соседей и узнала о некоторых умельцах, жителях нашего села.
Бабкина Нина Федоровна (Приложение 1)
Родилась 6 марта 1950 года в селе Мелехино Мариинского района Кемеровской области. По окончании школы пошла, работать на швейную фабрику города Мариинска. После переехала в столицу Казахстана г. Алма-Ата, где закончила курсы логопедической работы. В начале 80-х годов вернулась в город Мариинск, но прожила здесь недолго – не было жилья. Уехала в город Томск, где стала работать на птицефабрике, награждена двумя бронзовыми медалями Главного комитета ВДНХ СССР за достигнутые успехи народного хозяйства СССР в 1982 и 1984 годах. В 1985 году вместе с семьей возвращается в Мариинский район и идет работать на ферму в ОПХ «Кийское», деревня Пристань 2. Позже, по состоянию здоровья, переведена на работу в детский сад по специальности «логопед», откуда и вышла на пенсию. Среди них можно встретить иконы, белоголовые храмы, изображения животных, пейзажи.
На вопрос: давно ли вы занимаетесь вышивкой крестиком? Ответила: «С детства, у меня мама все время вышивала и я вместе с ней. Но более профессионально стала заниматься, находясь на заслуженном отдыхе».
Работы Нины Федоровны неоднократно украшали выставки прикладного искусства на областных, районных фестивалях и конкурсах. Отмечена благодарственными письмами и дипломами. За участие в областном фестивале национальных культур «Мы живем семьей единой» награждена дипломом 2 степени в номинации «Декоративно-прикладное творчество».
Барсукова Ирина Геннадьевна (Приложение 2)
Родилась 27 августа1961 года в селе Суслово Мариинского района Кемеровской области. В 1977 году окончив среднюю школу, поступила в Мариинское педагогическое училище по специальности учитель начальных классов. После окончания обучения 10 лет работала в Сусловском ателье. В 1994 году переехала на постоянное место жительство в село 2 Пристань, где в течение 10 лет проработала в Районном доме культуры, методистом по работе с детьми. Затем 4 года проработала педагогом дополнительного образования в «Доме детского творчества» города Мариинска. В данный момент работает библиотекарем в районной библиотеке.
На вопрос: давно ли вы занимаетесь вязанием крючком? Ответила: «В детстве наблюдала за своей тетей, она часто вязала спицами, но всерьез занялась вязанием, когда устроилась работать в Районный дом культуры. Тогда вместе со мной работала хореографом Гончарова Елена Сергеевна, она постоянно в свободное от работы время вязала, глядя на нее, я всерьез занялась вязанием».
Работы Ирины Геннадьевны неоднократно украшали выставки прикладного искусства на областных, районных фестивалях и конкурсах. Они впечатляют своей красотой и разнообразием, это разнообразные шкатулки ну а в некоторых оживают герои различных сказок.
Данилов Владимир Петрович (Приложение 3)
Мастер по бересте родился в 1956 году в Чувашской АССР, Янтиковский район, деревне Старо-Буяново. С 1972 по 1976 год обучался в музыкальном училище. С 1978 по 1983 год обучался в Чувашском государственном пединституте на музыкальном факультете. В 1983 году направлен на работу в Кемеровское ОблОНО. С 1983 по 1990 год работал преподавателем Мариинского педагогического училища. С 1990 года преподаватель детской школы искусств по классу баян, аккордеон. Работать с берестой стал с 1987 года.
       Работы Данилова побывали на многих областных выставках: и в Красноярске, и в Екатеринбурге, и в Великом Новгороде. По отзывам знатоков туеса Владимира Петровича отличает природная  простота и нежность. В каждом из них   - солнечная энергетика мастера.
Проделав эту работу, мы сделали вывод: «Наработав личный практический опыт, освоив в полной мере ремесло, можно стать носителем традиции».
Заключение.
Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что традиционное сельское ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Более того, я познакомилась с «Пристанскими» умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. Гипотеза подтвердилась. Существуют все предпосылки для возрождения ремёсел.
«Перевянут все цветы,Перевянут.Мало осенью тепла,Мало света.Этот город – Как цветок деревянныйНа закате деревянного лета.Мастерами он гремел,Мастерами.
Уходили мастера,Умирали,Но бессмертно мастерствоИ нетленно!Я по родине бродитьНе устану,Но в душе храню,Как искорку света,Этот сказочный цветокДеревянныйНа закате деревянного лета...»
Список литературы:
Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / председатель Науч.-ред. Совета Ю. С. Осипов. Отв. Ред. С. Л. Кравец. Т. 17. Лас. Тунас – Ломонос. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2011. – 783 с.: ил.: карт.
Карягина, О.Ф. Вышивка крестом – практический курс. 100 самых оригинальных схем и орнаментов. – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 256 с.: ил.
Мариинские мастера/ Управление культуры г. Мариинска и Мариинского района; МУ «ЦБС г. Мариинска и Мариинского района».- Мариинск, 2004.-24 с.
Ускова, Ф.В. Береста. Русское золото. - М.: Профиздат, 2007 - 88 с.: ил.
Приложение 1
Бабкина Нина Федоровна

Работы Бабкиной Н. Ф.

lefttop

Приложение 2
Барсукова Ирина Геннадьевна

Работы Барсуковой И. Г.





Приложение 3
Данилов Владимир Петрович
170815405765
Работы Данилова В. П.