Конспект по окружающему миру на тему Смешанные и широколиственные леса


Тема: «Зона смешанных и широколиственных лесов».

Педагогические цели:
Создать условия для формирования знаний о климатических условиях зоны смешанных лесов, характерных для нее растениях и животных, сопоставить растения и животных зоны смешанных лесов и Северной Осетии, способствовать развитию познавательного интереса

Тип урока
Открытие нового знания

Планируемые результаты (предметные)
Узнают климатические условия зоны смешанных и широколиственных лесов, характерные растения и животные этой зоны, описывать картины этих зон

Личностные результаты
Составить целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: осуществляют работу с картой, анализ, классификацию, обобщение, анализ своего отношения к природе, нахождение информации в справочной литературе, подготовку презентации по изученной теме, обогащение словаря
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют личностную и познавательную рефлексию.
Коммуникативные: владеют правилами взаимодействия при групповой совместной деятельности

Основное содержание темы, понятия, термины
Природные зоны России. Особенности климата, растительного и животного мира смешанных и широколиственных лесов

Оборудование
Интерактивная доска, презентация, таблички «Ботаники», «Зоологи», «Экологи», тест для опроса по материалу, заданному на дом, доклады учащихся, запись «Голоса леса»





















Ход урока:


Этапы урока
Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Форма контроля





Осуществляемые действия

Формируемые умения


І. Мотивирование к учебной деятельности
Фронтальная форма работы. Словесный метод.
Приветствует учеников:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Какое у вас настроение?

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку.
Проявляют эмоциональную отзывчивость. Умеют организовать рабочее место.
Наблюдение учителя.

ІІ. Проверка домашнего задания
Фронтальная и индивидуальная формы работы. Тестирование.
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
- Что вам было задано?
- Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы теста.


- Кто подготовил доклад к этой теме?
Отвечают на вопросы учителя устно. Письменно выполняют тест. Проверяют работы соседа по парте.


Доклад уч – ся о Ерофее Хабарове.
Развивают речь, используют ранее полученные знания, контролируют выполнение работы своим соседом по парте.
Рефлексия в СП
(по слайдам презентации)

ІІІ. Постановка учебной задачи
Фронтальная форма работы. Словесный метод (рассказ), работа с картой.
Звучит музыка «Звуки леса».
- Закройте глаза, расслабьтесь и попытайтесь представить, где вы находитесь.
-Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Как вы считаете, чему вы должны сегодня научиться? (что нового узнать?) и т.д.
- Поработайте с картой в ваших рабочих тетрадях. Найдите территорию, занимаемую зоной широколиственных и смешанных лесов.
- Какие растения и животные здесь живут?

Отвечают на вопросы учителя.
Рассуждают.






Работа с картой.
Развивают речь, мышление. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Наблюдение учителя.

ІV. Открытие новых знаний.
Фронтальная. Групповая. Индивидуальная.
Словесный метод.
Отгадайте кроссворд. (см. ресурсный материал)
На слайде – изображения деревьев.
- На какие группы можно их разделить?
- Какие деревья растут в зоне тайги?
- Как вы думаете, а как называется лес, где растут лиственные деревья?
–Почему вы так думаете?
- Какие особенности формируют природные зоны? (климат, почвы, рельеф, растения и животные)

Сейчас вы разделитесь на 3 группы.
«Ботаники», «Зоологи» и «Экологи».
(работа со статьями словаря. Определение значений этих слов)
- Каждая группа поработает с материалом учебника, и вы выберете того, кто будет отвечать.
Отгадывают кроссворд.
Отвечают на вопросы учителя.










Работают со статьями из толкового словаря.


Работают в группах.
Капитан выходит к доске и отвечает. В конце выступления экологов звучит стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок) (см. ресурсный материал)
Фиксируют знание и незнание, затруднения.











Владеют навыками сотрудничества и партнерства
Наблюдение учителя.

V. Закрепление
Работа с материалом учебника.
- Откройте книги на с. 26. Чтение материала, данного в учебнике.




Просмотр видеоролика о зоне лесов (если останется время)
Читают учебник вслух.





Просматривают видеоролик.
Развивают речь, мышление, технику чтения. Принимают и сохраняют цели и за
·дачи учебной деятельности.
Саморегуляция

VІ. Рефлексия.
Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа)
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Что бы хотели еще узнать по этой теме?
Отвечают на вопросы учителя.
Осуществляют оценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Беседа по вопросам. саморегуляция

VІІ. Домашнее заданиие.
Фронтальная форма работы. Словесный метод (объяснение)
С. 26 – 30 читать, пересказывать. По желанию – доклад на изучаемую тему.
Слушают объяснение учителя, задают вопросы, делают соответствующие записи.
Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.



Ресурсный материал:
Н. Некрасов «Саша» (отрывок)

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявы берез!
Там из – за старой, нахмуренной ели
Красные грозди калины глядели,
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон побежал.

Тест.
Выбери ответ, где перечислены все природные зоны России?
А) Арктика, степи, зона лесов, зона гор
Б) Арктика, тайга, зона степей, зона пустынь
В) Арктика, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, влажные субтропики

Где располагается Арктика?
А) В северных частях материковой части России.
Б) На островах Северного Ледовитого океана
В) В восточной части нашей страны.

Кто живет в зоне Арктических пустынь?
А) Северный олень, белая куропатка, лемминг, полярная сова.
Б) Морской котик, белый медведь, тюлень, полярная лисица.
В) Рысь, лисица, соболь, бурундук.

Что растет в зоне тундры?
А) Карликовые березки, мак лапландский, морошка, ягель.
Б) Мох, хвойные деревья, папоротники.
В) лиственные деревья, хвойные деревья, кустарники, травы.

Чем отличается почва зоны тундры от почвы других зон?
А) Представляет собой вечную мерзлоту.
Б) Содержит много песка.
В) Содержит большое количество чернозема.

Какие заповедники есть на территории России?
А) Иеллоустоунский заповедник.
Б) Национальный парк Серенгети.
В) Пинежский заповедник, «Остров Врангеля».

Правильные ответы:
1. В
2. Б
3. Б
4. А
5. А
6. В


Кроссворд.




Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой, растут под горой. (береза)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед. (липа)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (липа)

Летом с него снег –
Просто смех!
Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (тополь)
Зимой и летом одним цветом (ель)
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту. (сосна)

Есть у родственницы елки
Неколючие иголки.
Но в отличии от елки
Опадают те иголки. (лиственница)
В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что я за ягодка? (рябина)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (колокольчик)

На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек. (земляника)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я (подосиновик)
Беленькие горошки
На зеленой ножке. (ландыш)


























Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6


Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6


Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6


Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6


Ф И ___________
1
2
3
4
5
6
Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6

Ф И ___________
1
2
3
4
5
6



15