Открытый урок по окружающему миру по теме Как возникали и строились города на Руси


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 6 г.
Открытый урок
по окружающему миру в 4 классе
«Как возникали и строились города на Руси»

Учитель начальных классов:
Выговская А.В.
2016
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: Как возникали и строились города.
Цель: определить причину возникновения городов на Руси;
Задачи: выяснить, где и каким образом строились города в Древней Руси; формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника;
развивать умения соотносить факты, сравнивать и описывать, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.
Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны.
 Оборудование: проектор, компьютер, карточки, кроссворд.
Ход урока.
I Орг. момент.
-Сегодня нам предстоит пополнить багаж знаний. Наши знания – это наше богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
Вперед, ребята, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала.
II Актуализация знаний и проверка домашнего задания
Работа с классом.
Сначала повторим, что узнали на прошлых уроках.
Посмотрите на доску. У нас есть кроссворд, который нам нужно разгадать.
Разгадывание кроссворда. (Коллективная работа)
п л о л н
с е а
к р р
о у м о
г о р о д
о б а н н
р ь л т а
ь ь о я
е с в к
и
е
Место с равниной или холмистой поверхностью, лежащей высоко над уровнем моря. (Плоскогорье)
Крупная река, протекающая по территории Западно-Сибирской равнины. (Обь)
Какие горы называли “Каменным поясом Земли?” (Уральские)
Самая высокая гора Уральских гор? (Народная)
Какой поэт был убит на Северном Кавказе, на склоне горы Машук.(М.Ю.Лермонтов)
Линия , определяющая пределы государственной территории.( Граница)
III. Постановка цели.
- Внимательно посмотрите на кроссворд, в нем зашифровано слово. Какие буквы у нас в выделенных квадратиках? ( Г, О, Д, Р, О). Составим слово (Город). Наше ключевое слово кроссворда – город.
Сейчас мы разгадывали кроссворд в группе, а теперь поработаем в парах.
Я на каждую парту раздам небольшие кроссворды и вопросы. Вам надо разгадать эти кроссворды и вписать в подготовленный шаблон ключевое слово вашего кроссворда, затем получившиеся слова вешаем на доску.
Давайте прочитаем, какие ключевые слова получились. ( Москва, город, столица, граница)
Что это за слова? В каком языке мы еще встречаем эти слова? ( Словарные слова, русский язык).
- Опираясь на наши ключевые слова попробуем сделать вывод, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем говорить о городах.)
-Всё верно мы будем говорить о городах
Создание проблемной ситуации.
-А что такое “город” как вы считаете?
-От каких слов произошло слово “город”?
- Мой вопрос вызвал у вас затруднения - обратитесь к словарям. Найдите и прочитайте определение.
Работа в группах со словарями..
(ответы детей.)
Определение темы, постановка учебной задачи.
Я предлагаю вам отправиться сегодня в прошлое, чтобы
сформировать у себя понятие о том, что такое “город” и как строились города.
-Попытаемся сформулировать тему нашего урока .
(“Как возникали и строились города”)
Прочитайте высказывание на доске:
«Вселенная без города- это словно тело без головы»
Эти слова принадлежат французскому писателю Виктору Гюго. Где мы с вами уже встречались с этим писателем? (Литературное чтение Козетта)
-Что такое вселенная?
-Как вы понимаете это высказывание?
- А как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему?
Рассказ учителя с показом презентации о городах.
Работа с учебником стр 51
Сегодня нам очень трудно представить себе современный мир без больших городов, высотных зданий. Города бывают большие и малые, города –“миллионеры” и города –крепости. Одни имеют древнюю историю, другие были построены совсем недавно. “Профессии” городов тоже различны. Одни города-столиц, другие крупные промышленные центры, третьи – порты или курорты. Город – это всегда центр какой-то земли, территории, края. Вокруг располагаются другие населенные пункты- села, поселки, деревни.
Но ведь было время, когда можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека.
Вспомните, как люди выбирали место для строительства города? Почему обычно поселения строились на высоком берегу?
Откройте страницу 52. Снова поработаем в парах. Прочитайте самостоятельно рубрику «Обсудим вместе». Опираясь на картинку в учебнике или на проекторе ,сделайте свой вывод и докажите его.
-Высокие берега реки защищали постройки от наводнения.
- Близость лесов (строительный материал, охота на диких зверей, сбор грибов и ягод).
- Высокие берега реки защищали от нападения врагов.
- С высокого берега реки, если нагрянут враги, их будет видно издалека.
- Вода – источник жизни.
  
Свои поселения славяне укрепляли для защиты от нападений врагов. Поэтому первым делом строилась крепость – кремль. Его окружали высоким земляным валом, на котором ставили крепкую ограду из заострённых дубовых брёвен (частокол). Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали глубокий ров, который заполняли водой. Через ров перекидывали мост. В случае опасности мост легко и быстро поднимали. Не просто врагу было взять такую крепость. И вот эти укреплённые посёлки со временем стали называться городами.
К сожалению, бревенчатые стены не сохранились. Пожары не пощадили их. Позднее стены кремля стали строить из камня и кирпича
Путешествие по «кремлёвским» городам.
 
Город, в котором есть кремль, называется «кремлёвским» городом. Совершим путешествие по «кремлёвским » городам России. Как вы думаете, куда мы отправимся сначала?
-Почему в Московский Кремль?
Московский Кремль – символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия.
Физминутка
 
А теперь встали из-за парт. Представьте, мы приехали на экскурсию в другой город.Идем по улице ( показывают) . Посмотрели на право , посмотрели налево. Идем дальше. Переходим дорогу,перед нами светофор. Горит красный (стоим смирно), желтый( ждем), Зеленый( идем). Тихонечко сели.
Соборы Кремля.
 
Выступления учеников.
Ученик 1:
Вы видите панораму Соборной площади Кремля. Соборную площадь окружают три величественных собора: Успенский, Благовещенский, Архангельский в центре Колокольня Ивана Великого. Главнейшим памятником истории является Успенский собор, построенный в 15 веке архитектором Аристотелем Фиоравенти, специально вызванным из Италии.Такого прежде не бывало на Руси. В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царствование цари. Воины, русские, уходя в бой, клялись в Успенском соборе не пощадить жизни для Москвы и всей отчей стороны.
В Успенском соборе хранилась самая почитаемая святыня – икона Владимирской богоматери. Владимирская богоматерь считалась защитницей от нашествий. Успенский собор стал символом русской государственности, суверенитета и единства страны. Сейчас здесь музей.
Благовещенский собор – домашняя церковь великого князя.
Архангельский собор – самый пышный из всех кремлёвских соборов. Это усыпальница московских князей и царя.
Колокольня Ивана Великого, звонница. Раньше с неё читались указы царя. Отсюда пошло выражение «кричать на всю Ивановскую».
Башни Кремля.
 Ученик 2:
Всего в Кремле 20 башен. Хоть есть между ними сходство, но у каждой своё лицо и своя интересная история. Тайницкая – под ней были вырыты тайный колодец и ход к Москве – реке.
Водовзводная: в ней когда-то находилась водоподъёмная машина, качавшая воду из башенного колодца в царский дворец.
Троицкая башня.
Одна из башен Боровицкая. Она хранит в своём названии память о холме, который выбрал Юрий Долгорукий для строительства Кремля.
Спасская – главная башня, самая красивая и стройная. Названная так по иконе Спаса, которая находилась когда-то над воротами башни, Сначала 15 века на Спасской башне установлены Куранты.
Пять башен Кремля увенчаны рубиновыми звёздами: Спасская, Никольская, Водовзводная , Троицкая, Боровицкая.
Да и профессии у башен были различные: проездные, сторожевые, стрельницы.
 
Кремлевские города
А кто мне ответит, только ли в Москве есть кремль? (Нет)
В каких городах нашей страны еще есть кремль?
-Всего таких городов 12.( Астрахань,зарайск,Казань,Коломна,Москва,Великий Новгород,Нижний Новгород,Псков,Ростов,Рязань,Тула,Тобольск.)
Как думаете, какой самый древний кремль ?(Новгородский,построен в 1484 году.)
VIII. Рефлексия.
- Ребята, вам понравился урок?
-Какова была цель урока?
- Достиг ли урок цели?
- О чём бы хотели ещё узнать?
-Что означало слово «город» в древнерусском языке?
– Как возникали первые города?
-Какие кремлевские города узнали?Каково их количество?
-По каким признакам славяне местность для строительства города?
Домашнее задание.

Приготовить сообщение об одном из кремлевских городов.