Конспект урока по окружающему миру Россия при Петре 1 (4 класс, система Л.В.Занкова)


Оборудование
Н.Я.Дмитриева, Н.А.Казаков -учебник « Окружающий мир»,4 кл, карта России начала 17 века; презентация; мультимедийная установка;
карточки для работы в группах:
Указ Петра 1 от 16 января 1705 года. На Москве и во всех городах, царедворцам и дворовым и городовым и приказным всяких чинов служивым людям, и гостям и гостиной сотни и черных слобод посадским людям всем сказать; чтоб впредь с сего его великого государя указа, бороды и усы брили. А буде кто бород и усов брить не похотят, а похотят ходить с бородами и с усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей, по 60 рублей с человека; с гостей и с гостиной сотни первой статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека на год. 
Карточки с домашним заданием;
родословное древо Петра 1

Алексей Михайлович
1.Мар. Милославская: 2. Нат. Нарышкина:
-Алексей (умер в 16 лет) - Петр
- Фёдор - Наталия
- Иоанн - Феодора
- София
- Марфа
- Екатерина
- Мария
- Феодосия

Цель: охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен, познакомиться с событиями прихода к власти царя Петра, его первыми государственными делами

Задачи:
Учить анализировать материал, рассуждать, находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, развивать умение общения, выслушивать оппонента, четко излагать свои мысли, правильно строить речевые фразы, вести полемику, находить в споре компромиссные решения.
образовательные – способствовать формированию представления учащихся о времени правления Петра I, его реформах; познакомить с жизнью Петра Великого;
развивающие – продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с картой; развивать творческие способности и коммуникативные умения;
воспитательные – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.


Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Тема урока.
Учитель: -Ребята, на прошлых уроках мы узнали, что в Западной Европе с 14 века происходили большие перемены: создавались государства, развивались города, совершались научные открытия. Огромная страна, какой была Россия к началу 17 века, переживала тяжелые времена. Мне хочется, чтобы вы сформулировали тему сегодняшнего урока. (Слайд) (Подвести детей к теме: Россия при Петре1)
Учитель:- Ребята, а надо ли нам это знать и зачем? (Ответы)
Действительно, об истории своей страны обязан знать каждый уважающий себя человек, в старших классах вы узнаете еще что-то о Петре 1 и его делах.
3. Новый материал.
Учитель: -Как вы думаете, с чего надо начать? (Ответы) (С рождения Петра)
Учитель:- Посмотрите на родословную Петра 1. Что по ней можно сказать? (Ответы) (Алексей Михайлович- отец Петра был женат два раза. Первая жена Мария Милославская родила ему 8 детей, причем мальчики все были слабые здоровьем. Вторая жена Наталья Нарышкина родила 3 детей. Первым ребенком был Петр, который родился 9 июня 1672 года)
Учитель: -Когда Петру было 3 года, отец подарил ему детскую саблю. Мальчик обрадовался этому подарку, уверенно взял саблю в руки и каждый день не выпускал ее из рук. (Можно вспомнить Сергия Радонежского) Царь увидел в этом знак и решил приставить к своему сыну сверстников из знатных семей для игр. Так у Петра появились товарищи- образовался «потешный полк». Почему «потешный»? (Ответы)
Учитель: -Кроме этого Петра всегда интересовали корабли. Когда он жил в селе Преображенском со своей матерью, то в сарае нашел ботик-лодку своего деда. Ботик отремонтировали, и Петр на нем плавал. (Слайд)
Учитель:- Умер отец Петра, страной стал править, как вы думаете, кто? (Ответы)(Федор 1676-1682, по схеме родословной)
Учитель:-Но Федор через 6 лет умер. Кто пришел к власти?(Ответ-Иоанн)
Учитель: -Иоанн признался, что не способен царствовать и , что отдает трон Петру.А Петру в то время было только 10 лет. Подумайте, как же все произошло? (Ответы)
Учитель:- Представьте ситуацию- два рода, два клана могли они добровольно отказаться от престола? (Ответы) (Вот и решили посадить на трон двух братьев- наступило двоецарстие: Иоанн-первый царь, Петр-второй).
Учитель:- И опять к вам вопрос, а как же могли править страной больной человек и подросток? (Ответы) (София- старшая сестра Иоанна стала опекуном братьев.)
Учитель:- Для мальчиков был изготовлен специальный трон, сзади него было окошечко, дверка, за которой пряталась София и подсказывала братьям во время переговоров. (Слайд) Но однажды шведский посол эту хитрость раскрыл. Большинство послов отмечали, что Петр всегда при разговоре смотрит в глаза, задает вопросы, интересуется делами страны, а Иоанн равнодушен к делам страны. София хотела править страной одна и решила убить Петра, подговаривая стрельцов, Петр это раскрыл и заточил ее в монастырь. К 17 годам Петр становится полноправным царем. Это был -1689 год.(Слайд)
Учитель:-Посмотрите на карту России конца 17 века. Что можете сказать?(Ответы) (Россия была отсталой страной, не имела выхода к морям) Учитель:-Петр решил расширить границы, выйти к Балтийскому, Азовскому, Каспийскому морям. В то время Балтийское море принадлежало Швеции. Петр просил Карла 12 продать эти земли, но шведы отказали. Тогда Петр объявил Швеции войну, которая получила название «Северная война» и длилась 21 год. А теперь представьте себя на месте Петра. Чтобы воевать и побеждать нужна(ответы) (армия)
Учитель:- Как поступил Петр? (Ответы) (В армию набирались крестьяне)
Учитель:- Солдат называли рекрутами. В период с 1699 года по 1725 было проведено 53 рекрутских набора. Рекруты получали казенное обмундирование и вооружение, проходили серьезную воинскую подготовку (Слайд) Рекруты пожизненно служили в русской армии.Офицеров для русской армии готовили школах Бомбардирской (артиллеристов) и Преображенской (пехотинцев). Позже появились и морские, инженерные, медицинские военные школы. Военные реформы Петра I сделали русскую армию одной из сильнейших в Европе. Одновременно с создание регулярной армии, продолжается строительство русского флота. До 1702 года, в Воронеже будет построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов. В конце правления Петра Великого численность русского флота будет составлять 48 линейных кораблей, 787 галер и других судов. Численно флота составит порядка 30 тысяч чел (Слайд)
Учитель:-Война была Россией выиграна, после этого Петр приказал на реке Неве около Финского залива строить город. Кто из вас знает какой? ( Санкт-Петербург) (Слайд)
Учитель:-А почему он так назван? (Ответы) ( Это означает «Святого Петра крепость» город носит имя ангела-хранителя царя- святого апостола Петра. «Санкт»- святой.)
Учитель:- Город строили тысячи мужчин, пленные шведы, царь работал со всеми вместе. (Слайд) После этого Петр перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург. Как вы думаете, изменилась жизнь в России с завоеванием Балтийского моря? (Ответы)
Учитель:-Вскоре к Петербургу подошел первый иностранный корабль, начались торговые отношения с другими странами. Границы России расширились. Посмотрите на карту в учебнике на стр.85. Есть изменения? (Ответы)
Учитель: - Давайте немного отдохнем и продолжим работу.
4. Физминутка
5. Работа в группах
Учитель:- Сейчас вы будете исследователями в области истории. Постараетесь узнать, а что еще изменил Петр в стране? Разделитесь на группы. После моего вопроса вы посовещайтесь, придите к одному решению и озвучьте ваш ответ. (Слайд)
Учитель:-Эти люди жили во времена Петра 1. Подумайте, что ввел царь?(Ответы)
Учитель:-14 января 1700 года Петром 1 был издан указ « О ношении платья на манер венгерского». Петр повелевал сменить русскую одежду с длинными рукавами и подолами на короткие костюмы.
Учитель:-У вас на карточках написан указ Петра 1 от 16 января 1705 года. Прочитайте его и скажите, о чем он (Ответы) (Петр приказал брить бороды, кроме священников и крестьян) (Слайд)
Учитель:-Желающие сохранить бороду купцы должны платить 100 рублей в год, дворяне -60 руб, горожане – 30 руб. Тем, кто уплатил налог, выдавали «бородовый знак».(Слайд) Крестьянам разрешалось носить бороду, но при въезде или выезде из города они платили по 1 копейке
Учитель:- Среди указов Петра был такой, в котором повелевалось пришивать пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира. (Слайд) На первый взгляд они бесполезны, но в то время указ имел ясную цель:.. (Отучить солдат, большинство из которых набирались из крестьянской среды, вытирать рукавом рот после еды, чтобы дольше сохранить дорогое сукно).
Учитель:- Петр особенно недоволен был излишними словами в командах. (Слайд) Прочтите, что написано и продолжите слова Петра 1. «Послушайте,- говорил молодой царь, - можно ли офицеру скоро скомандовать все это: «подыми мушкет ко рту, содми с полки, возми пороховой зарядец, опусти мушкет книзу, посыпь порох на полку, поколоти немного мушкет, закрой полку, стряхни, содми, положи пульку в мушкет, положи пыж на пульку, вынь забойник, добей пульку и пыж до пороху, приложися, стреляй!»? не лучше ли, -продолжал Петр, -вместо всего этого сказать: «Слушай! Заряди мушкет! .(Прикладывайся!Стреляй!)
Учитель:- В первой половине 18 века модным головным убором была треуголка, украшенная галуном и перьями, но обычно ее не надевали, а держали на сгибе левой руки. Почему? (Слайд) ( Носить шляпу на голове мешал модный пудренный парик, но треуголка была нужна для поклонов)

6. Рефлексия
Учитель:- Молодцы. Садитесь на свои места. Как вы относитесь к таким изменениям, новшествам Петра 1? Посмотрите на слайд, продолжите любое предложение (Ответы) На следующем уроке мы продолжим знакомство с деятельность Петра 1. Я благодарю вас за работу на уроке.
7. Домашнее задание
с 83-87 прочитать
1группа: Прочитайте объявления: «Продается девушка хорошего поведения и собою видная и отчасти портная» « В Рязанской губернии продается на вывоз 81 душа» Что это за объявления?( Во времена Петра усиливалось крепостное право. Такие объявления были обычными в газетах). Крепостное право (крепостничество), форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти господ. Крепостное право длилось до 1861 года)
2 группа: индивидуальные доклады по теме урока


15