Ученический проект


«Домострой» Сильвестра. Выполнил: Шариков АндрейРуководитель:Гончарова Валентина Самойловна. Обоснование актуальности проблемы. Падение нравственности.Рост подростковой преступности.Снижение авторитета институтов семьи.Рост детской «псевдосамостоятельно-сти». Популяризация религии и связанные с этим возможные методы решения насущных проблем. Введение. Объект исследования : «Домострой» Сильвестра Предмет исследования: актуальность произведения с точки зрения его исторической, литературной и нравственной ценности для современного общества. Предмет и методы исследования. Методы исследования:Изучение литературы по избранной теме.Наблюдение, сопоставление и анализ материала.Систематизация и обобщение собранного материала. Цели и задачи исследования. Задачи исследования: Изучить научную и публицистическую литературу по исследуемой теме.Проанализировать текст «Домостроя» с точки зрения его содержательной и композиционной структурыДоказать, что «Домострой» был историческим и общественным явлением и в наши дни не утратил своей актуальности, являясь ценным культурным и литературным памятником. Цель исследования: выявить, в чем заключается ценность памятника культуры для воспитания подрастающего поколения и для общества в целом. Основная часть. Начало XVI века на Руси – смутное время.Борьба за власть между боярскими семьями.Царь – молодой тиран, не особо заботившийся о своем народе. «Домострой» как исторический, культурный и литературный памятник. 1.Памятник русской истории. Пожар в Москве и появление Сильвестра – переломный момент в жизни царя! Сильвестр (ум. ок. 1556) - политический деятель, писатель. Был священником в Новгороде, помощником митрополита Макария в литературных делах и с ним приехал в Москву. Он собрал около царя особый круг советников, т.н. «Избранную раду», стал вместе с А.Ф. Адашевым соправителем Ивана Грозного, проведя ряд структурных реформ, завоевав Казань и Астрахань. «Домострой» - русский литературный памятник ХVI в. Представляет собой тщательно разработанный свод правил общественного, религиозного и в особенности семейно – бытового поведения. Возникновение подобного произведения, было просто необходимо для русского государства того времени! «Как следует свою душу любить, - поучает он, - так следует кормить слуг своих и всяких бедных. Пусть хозяин и хозяйка всегда наблюдают и расспрашивают своих слуг и подчиненных об их нуждах, о еде и питье, об одежде, о всякой потребе, о скудости и недостатке, об обиде и болезни; следует помышлять о них, пещись, сколько Бог поможет, от всей души, все равно как о своих родных». Вот такие – то правила внушались и царю по отношению к подвластным ему людям. Отсюда – то истекают грамоты и распоряжения лучших лет Иванова царствия, в которых явно видно желание дать народу как можно более льгот и средств к благосостоянию. Выводы: 1. «Домострой» был написан Сильвестром не столько для своего сына, а скорее всего для царя. Ведь тяжелый нрав Ивана нелегко было исправить, а такое великое произведение, да еще и от такого почитаемого царем человека, очень сильно и положительно повлияло на него. 2. Несомненно, такая книга была нужна царю не только для нравственного роста, но и для управления государством. Ведь постулаты «Домостроя», собственно как и Евангельские главы, призывают к смирению, которое, в свою очередь, обеспечивает так называемое «народное спокойствие». Воспитывать страх к Богу – значит воспитывать и страх к Государю (Государь – человек, по мнению народа, взошедший на престол по воле Бога). 2. Книга Сильвестра как литературный памятник. 15. Как детей своих воспитыватьв поучении и страхе Божьем 24. О неправедной жизни. Похвала женам Общее 1. Композиция: каждая глава – отдельное произведение. 2. Все главы написаны живым языком.3. Во всех трех главах можно отметить преобладающее наличие сложных предложений (в особенности в гл. 24). Это обусловливается тем, что долгое время в древнерусской литературе не было разделительных знаков. Со временем их ввели, но отголоски «той литературы» оставались еще долгое время. «Домострой» – произведение объединяющее в себе черты различных древнерусских жанров. Докажем эту гипотезу на примере следующей таблицы: Сравнение 3 глав «Домостроя». 2. Носит характер рекомендации, наставления 2. Носит характер повествования. 2. Описание достоинств женщин и восхваление их. 3. Сложные предложения с причинно - следственной связью, что указывает на то, что жанр этой главы – поучение. 3. Весь текст состоит из 2 – ух предложений, что ярко указывает на то, что жанр этой главы относится к Слову, наиболее древнему летописному жанру 3. Также преобладают сложные предложения, но более короткие и емкие по своему содержанию, с оттенком описательности Различия 1. Оглавление данной статьи по форме являет собой вопросительное предложение, однако не заканчивается вопросом. Носит религиозный характер. Это соответствует характерным чертам жанра «Поучение» 1. Оглавление и сама глава по своей форме схожи с древнерусским жанром «Слово». 1. Оглавление по форме соотносится с таким древнерусским жанром, как «Похвала» 4. Употреблены следующие выразительные средства.а) Устойчивые словосочетания: «Страху Божию», «Страшного суда». б) Фразеологизмы: «как зеницу ока», «от Бога грех», «чертоги вечные».в) Пословица: «Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старосте твоей». 4. Выразительных средств немного. Можно отметить наличие такой стилистической фигуры, как ряды однородных членов предложения 4. Употребляется очень много выразительных средств. а) Эпитеты: «хорошую жизнь», «жену добрую», «благою наградой», «в добром мире».б) Метафора: «венец своему мужу».в) Сравнения: «получше то камня драгоценного», «будь как корабль торговый».г) Метонимия «не угаснет светильник ее всю ночь».Так же встречаются ряды однородных членов. (таблица №1). Выводы: Мы видим, что все 3 главы относятся к самым различным жанрам древнерусской литературы. «Похвала женам» - это по сути маленькая поэма в прозе, пронизанная любовью к женщине, признанием ее доброго, вдохновенного и созидающего начала для семьи и общества. «15. Как детей своих воспитывать в поучении и страхе Божьем» - яркий пример поучения. «24. О неправедной жизни» - отражение отголосков одного из самых древнейших жанров древнерусской литературы – слова. Нет сомнения в том, что Сильвестр был умелым писателем, ведь ему удалось совместить в одной книге и объединить одной тематикой, казалось бы, несовместимые по жанрам произведения. 3. «Домострой» как нравственное наставление молодому поколению. Основные проблемы: Падение авторитета семьи. Рост детской преступности. Падение нравственности. Является ли «Домострой» учебником христианской морали и нравственности для молодого поколения? Многие современные родители не знают, как правильно воспитать ребенка так, чтобы он вырос честным, добрым, заботливым сыном или дочерью, а впоследствии отцом или матерью. Вот тут – то и может прийти на помощь «Домострой» - величайший культурный памятник России. Заключение. Очень важно не только для детей, но и для родителей, и для всего общества передать грядущим поколениям свой опыт, свои мастерство и умение, привить трудолюбие, раскрыть способности.Необходимо всем нам подняться самим и поднять следующее за нами поколение хотя бы на ступеньку выше по крутой лестнице нравственного совершенствования. «Домострой», безусловно, является учебником христианской морали и нравственности для молодого поколения, представляет собой ценный памятник истории и интересен и своеобразен с точки зрения литературоведческой. Спасибо за внимание!