Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
МБОУ Кагальницкая средняя общеобразовательная школа № 1
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда.
Опыт работы на конференции «Здоровый ребенок – успешный ребенок».
Докладчик:
Верютина О.Г.
учитель-логопед
Ст. Кагальницкая2015 год
Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Задачи:
- распространить педагогический опыт по применению здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях;
- познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с целью повышения их профессиональной компетентности и квалификации.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли. Но не все дети являются обладателями такой речи. В начале сентября каждого года мной проводятся обследования устной и письменной речи учащихся 1-4 классов. При исследовании речевого развития учащихся выявляется большой процент детей - логопатов (в нашей школе до 60%). Это дети с нарушениямизвукопроизношения, с фонетико-фонематическими нарушениями речи, и с общим недоразвитием речи. Поэтому задача учителя - логопеда - как можно раньше и точнее выявить нарушение речи, определить соответствующую коррекцию.
Как показывает опыт моей логопедической работы, в настоящее время растет число детей, которые испытывают стойкие трудности в усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы. Это происходит вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Трудности в усвоении программы по русскому языку так же во многом обусловлены несформированностью навыка фонематического анализа. Эту проблему усугубляет состояние здоровья детей (психосоматические, нервно-психические расстройства, хронические заболевания). Ни для кого не секрет, что речевые дети чаще всего страдают нарушением внимания, памяти, часто нарушениями мышления.
Мною был проведен опрос среди учащихся, родителей, учителей и администрации с целью выяснения значимости поддержания ЗОЖ.
Для этого всем было предложено ответить на один и тот же вопрос: (слайд 1)
Как Вы считаете, что является наиболее значимым из предложенного списка?
Деньги
Здоровье
Знания и умения
Положительные оценки учеников.
И вот какие результаты были получены (слайд)
детиродителиучителяадмин.
здоровье70100100100
знания10 0 0 0
деньги70 0 0
оценки13 0 0 0
Полученные данные наглядно показывают, что здоровье является наиболее значимым приоритетом не только для родителей и учащихся, но и для учителей и администрации нашей школы. Необходимо обратить внимание на тот факт, что некоторые учащиеся считают приоритетным для себя получение хороших оценок и знания. И это можно объяснить только одним - стремлением нас учителей и родителей настойчиво доказать детям, что нет ничего важнее учебы! Хотя прекрасно понимают, что здоровье всё же важнее.
За годы работы в школе я изучила разные методики, способствующие развитию коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своём выступлении я хочу представить «здоровьесберегающие технологии», которые использую на каждом этапе коррекционных занятий, которые я представляю вашему вниманию в видео ролике.
Логопедический массаж
В организационные моменты полезно включать релаксационные, мимические упражнения или массаж для лица, языка, которые оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Массаж для лица улучшает работу лицевых мышц, помогают снять повышенное напряжение у детей, а также является профилактикой простудных заболеваний, так как статистика показывает, что дети с ОВЗ соматически ослаблены. Логопедический массаж для языка способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, развитию кинестетических ощущений, который обеспечивает положительный результат при постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика
Работая над коррекцией звукопроизношения, я использую специальныеартикуляционные упражнения. Эти упражнения направлены на выработку правильного артикуляционного уклада, развивают те мышцыречевого аппарата, которые помогут при правильном произнесении и употреблении в речи нарушенных звуков.
Речевое дыхание
Одним из важнейших моментов в коррекционных занятиях является развитие правильного речевого дыхания. Ведь, чтобы правильно и хорошо говорить, надо правильно дышать. Научив ребенка правильно распределять дыхание во время речи, логопед тем самым снимает негативные моментыу ребенка: волнение, запинки речи.
При обследовании слабоуспевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, ринит и т.д.) Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. Оттого, правильно ли дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Без правильного дыхания невозможна постановка дефектных звуков. Чем сильнее выдох, тем выраженнее эффект. Добиваться продолжительности выдоха можно с помощью пропевания гласных звуков. Так звук:
И- способствует укреплению профилактики заболеваний мозга и почек
Э- желез внутренней секреции
А-глотки, гортани, щитовидной железы
О- средней части груди
-ои- сердца
Су Джок терапия
Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики). Ручной массаж пальцев очень эффективен. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Эту работу провожу в начале занятий или перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. В Японии массаж пальцев проводят во всех дошкольных учреждениях, начиная с 2 лет.
ФизминуткаВ процессе работы очень важно не допускать переутомления ребенка. Поэтому коррекционные занятия необходимо чередовать с кратковременным отдыхом, выполняя физминутки. Такие физминутки могут перекликаться с темой занятия, ненавязчиво закрепляя ее в игровой форме, в то же время дети выполняют физические упражнения.
Массажный тренажёр
На уроке можно использовать тренажёр для стоп Тренажер восстанавливает правильный свод стопы (профилактика плоскостопия), улучшает циркуляцию крови, активизирует биологические точки, представительства всех внутренних органов, снимает усталость. Его можно использовать при проведении физминуток.
1. Комфортное начало и окончание урока, (слайд) что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помог детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!" б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе" в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровьесбережения - не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки. Полезная для здоровья "встряска" необходима и мыслительному процессу, поскольку оживляет творческий настрой.
8. Игра «Отыщи букву».
В отсеках разная крупа там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми глазами найти пальцами букву и называть.
Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. Таким образом, новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи. В сводной таблице отображены результаты, полученные мной за три года: среднее качество обученности составляет 65%.
Год
Речевая готовность Качество ОбученностьВ/С С Н/С Н 2013-2014 32% 51% 15% 2% 1 кл. 51% 1 кл. 100%
2 кл. 59% 2 кл. 100%
3кл. 64% 3 кл. 100%
2014-2015 29% 44% 22% 5% 1 кл. 54% 1 кл. 100%
2 кл. 65% 2 кл. 100%
2015-2016 23% 51% 21% 5% 1 кл. 56% 1 кл. 100%
Данная система работы позволила значительно улучшить состояние устной речи, письма и чтения младших школьников, а во многих случаях достичь нормы, о чем свидетельствуют положительные результатыконтрольных работ по русскому языку и чтению
Взаимодействие родителей, учителей с учителем-логопедом
Успешный ребенок- здоровый ребенок, а успешность коррекционной работы учителя-логопеда во многом зависит от участия в коррекционно-педагогическом процессе родителей детей, имеющих речевые проблемы. Учитель-логопед и родители должны стать союзниками в этом нелегком деле. Для этого должна существовать систематическая обратная связь из семьи, которая позволит логопеду быть информированным о характере речевой деятельности логопата в быту.
Заключение
Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. Последовательность включения таких технологий в коррекционное занятие может быть изменено в зависимости от периода обучения и темы занятия.Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка.
Таким образом, учителям - логопедам образовательных учреждений целесообразно использовать здоровьсберегающие технологии на всех этапах логопедического занятия для оптимизации коррекционно – логопедического воздействия, безопасности и эффективности педагогического процесса, охраны здоровья детей младшего школьного возраста.
Использованная литература и Интернет-ресурсы:
1. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Спб, 2001 г.
2. Е.В. Зубович, Н.П. Мещерякова, С.В. Леонтьева. Коррекция стертой формы дизартрии. Саратов, 2008 г.
3. Е.Л. Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. Спб, 2006 г
4. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста/ Сост. Н.В. Нищева – Спб, 2010 г.
5. Е.А. Алябьева. Психогимнастика в детском саду. М., 2003 г
6. Е.А. Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет. М., 2005 г.
7. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. М., 2004 г.
8. М.Ю. Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2003 г.
9. www.logoburg.com 10. festival.1september.ru 11. forum.aspu.ru
10. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
11.Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга
для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. - М. : Просвещение , 1993. - 223 с.
12.Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. - Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. - 208 с.
Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом
дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы
образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с.