Презентация к уроку литературы М.В. Ломоносов — все испытал и все прошел


МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765) «Историк, ритор, механик, минеролог, художник и cтихотворец - он всё испытал и всё прошёл!» А.С.Пушкин ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Мать Ломоносова умерла очень рано. Из двух мачех Ломоносова вторая была "злая и завистливая". Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Документы свидетельствуют, что еще в 1710г. Лука Ломоносов, двоюродный дед будущего ученого, был кормщиком - старшим в промысловой артели. А это значит, что он хорошо знал морские пути, умел управлять судами, т. е. знал навигационное дело. Страсть к учению Свой путь в большую науку Михаил Ломоносов начал с изучения грамоты. Читать и писать он учился у соседа Ивана Шубина, у местного дьячка Семена Сабельникова и у всех, кто мог и соглашался его учить.Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, юный Ломоносов быстро освоил грамоту и вскоре считался лучшим чтецом в деревне. Ломоносов начал учиться грамоте по церковным книгам и старообрядческим рукописямВ этих книгах было много нелепостей, суеверий, а юноша хотел читать книги, которые непосредственно касались жизни, объясняли непонятное.И такие книги он нашел у братьев Дудиных. Среди них были «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого. Они стали для юного Ломоносова, по его же словам, «вратами учености». С обозом - в Москву! Страсть к знаниям, тяжелая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение – в тайне от отца оставить родной дом и отправиться в Москву. Это произошло в конце 1730 г., когда ему исполнилось девятнадцать лет. Дело осложнялось тем, что Михайло был единственным сыном в семье, и отец надеялся, что в скором времени он передаст все хозяйство и промыслы сыну. Собираясь в далекий путь, Михайло выпросил у соседа Фомы Шубина полукафтан и три рубля денег. Не сказав ничего своим домашним, зашагал Михайло с рыбным обозом в Москву, учиться. Путь растянулся на три морозные недели. Пришлось заложить одолженный полукафтан на пропитание, но с книгами он не расстался. В МОСКВУ Холмогоры Москва ГОДЫ УЧЁБЫ Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731г. он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию. Несмотря на его взрослые лета, Михаила определили в самый низший класс, т.к. он не знал латинского языка.Через полгода он был переведён в следующий класс.За 5 лет он прошёл курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. В начале 1736 года, как один из лучших студентов, Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Вернувшись в Россию, он становится академиком,профессором химии. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии Ломоносов был самым образованным человеком в России Знал несколько языков.Сочинил множество стихов.Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории.Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние и мн. др. В 1748г. он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик. Ломоносов в своейхимической лаборатории. МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж назад Мозаика М. Ломоносова « Полтавская баталия». В 1755 г. по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Занимаясь лингвистикой, он разработалпервую научную грамматику русского языка-«Российскую грамматику». Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе. . Случились вместе два Астронома в пируИ спорили весьма между собой в жару.Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;Другой, что Солнце все с собой планеты водит:Один Коперник был, Другой слыл Птолемей.Тут повар спор решил усмешкою своей.Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,Я правду докажу, на Солнце не бывав.Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел очаг вокруг жаркова?» Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных?К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?Какова идея стихотворения? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ Афоризмы, цитатыЛомоносова. Науки юношей питают.Дерзайте отчизну мужеством прославить.Кто малого не может, тому и большее не возможно. Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее — вот что приличествует достойному человеку. Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется. Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре НАГРАДЫ – Орден Ломоносова  Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. Обращение М.В.Ломоносова к потомкам. “О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает,Каких зовет из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать,Что может собственных ПлатоновИ быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать”. . Используя интернет рессурсы, презентацию составилаученица 5-В класса МОБУ СОШ № 24г. ТаганрогаКирсанова МарияУчитель: Скубриева А.И.