Открытый урок по русскому языку на тему Способы подчинительной связи в словосочетаниях


Учитель русского языка и литературы: Кокошева Н.М.
Класс: 7 «а»
Неделя 2 День 3
Занятие 2
Тема Согласование, управление, примыкание. Урок-закрепление.
Общая цель
Сформировать знания о способах подчинительной связи в словосочетаниях, умение работать с синтаксическими единицами, навыки работы в группе, парах, индивидуально.
Результаты обучения Повторение теории;
Создание коллаборативной среды;
Привитие навыков работы в группе, парах, самостоятельно;
Расширение кругозора;
Выявление актерских способностей учащихся;
Привитие навыков сморефлексии.
Основные идеи, отработанные на занятии Применение разнообразных форм работы на уроке позволит повысить интерес к предмету, обеспечит дифференцированный подход к обучению.
Самооценка, комментарии и взаимооценивание итогов работ являются первыми шагами к рефлексии учащихся.
Вовлечение учащихся к творческим заданиям способствует определению и выявлению скрытых талантов.
Источники, оснащение и оборудование: интерактивная доска, презентация «Страны Азии», флипчарты, маркеры, ламинированная бумага А-4, карандаши, фломастеры, раздаточный материал, карточки, «корзины»
Этапы и
смысловые блокиДеятельность учителяДеятельность учащихсяОрганизационный моментПриветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Создание коллаборативной среды по стратегии «Шанырак». Держит разноцветные ленты в середине круга. Делит учащихся на группы по выбранным лентам. Приветствуют. Называют отсутствующих. Выбирают по 1 цвету и говорят свои пожелания всей группе и гостям в канун праздника Наурыз.
Актуализация знаний учащихся. Проверка д/з. Ставит по корзине на каждый стол с одинаковым набором вопросов уровней А, В, С. Коллективная проверка ответов. Выбирают по желанию вопрос и готовят ответ в течение 1 минуты.
Работа с текстом стр 173
Показ презентации
Словарная работа
Групповая работа Листает слайды;
Объясняет значения новых слов;
Дает задание группам;
Назначает эксперта. (с белой лентой) и поясняет его задачу. Читают текст из учебника или с доски;
Из выделенного фрагмента находят и выписывают согласование, 1 гр – на месте на А3, 2 гр – на маркерной доске, 3гр – на интерактивной доске. Эксперт проверяет ответы с правильными. Оценивает устно отлично, хорошо, удовлетворительно.
Работа с текстом стр 177
Объясняет значение новых слов (муссон),
демонстрирует слайд,
дает задание группам.
Читают текст по цепочке,
вырезают и приклеивают словосочетания в соответствии с типом связи.
Опережающее задание Демонстрирует слайд Инсценируют стихотворение
Находят примыкание из текста и записывают на ламинированных листах,
проверяют в парах
Рефлексия Объясняет правило стратегии «Лестница успеха» Рисуют себя на «лестнице успеха» и поясняют свой выбор.
Внизу пишут, что больше всего понравилось в сегодняшнем уроке.
Д/З упр 6 стр 178, упр 3 стр 182
повторить всю теорию, подготовиться к тесту
найти все остальные СС из стихотворения «Зазеваться» и выписать в тетрадь Записывают задания в дневники, распределяют роли по инсценированию.
Оценивание Суммативное оценивание
Рефлексивный отчет урока на тему «Способы подчинительной связи», урок-закрепление.
Выбор данного урока обоснован тем, что здесь наиболее удачно представлена слаженная групповая работа, продемонстрированы задания творческого характера, продуманы разноуровневые вопросы. Также на уроке присутствует парная и индивидуальная работа, использованы разные стратегии само и взаимооценивания, подключены к работе возможности информационно- коммуникационной технологии.
Цель урока состоит в формировании знания о способах подчинительной связи в словосочетаниях, умения работать с синтаксическими единицами через групповую, парную и индивидуальную работу для развития языковой культуры.
По результатам обучения предполагается
Создание коллаборативной среды;
Повторение теории;
Привитие навыков работы в группе, парах, самостоятельно;
Расширение кругозора;
Выявление актерских способностей учащихся;
6.Привитие навыков сморефлексии.
Ключевые идеи урока заключаются в том, что
Применение разнообразных форм работы на уроке позволит повысить интерес к предмету, обеспечит дифференцированный подход к обучению.
Самооценка, комментарии и взаимооценивание итогов работ являются первыми шагами к рефлексии учащихся.
Вовлечение учащихся к творческим заданиям способствует определению и выявлению скрытых талантов.
На данном занятии можно увидеть интеграцию всех семи модулей Программы.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» основывается на идее о том, что обучающиеся уже что-либо знают о теме, предстоящей изучению, и эти исходные данные станут отправной точкой для развития дальнейшего процесса обучения. Одним из первых этапов урока является этап актуализации знаний учащихся. После деления класса на группы каждому столу (каждой группе) была предложена «Корзина с вопросами» по изученной теме (рис 1). Выбор данной стратегии для проверки степени усвоения теоретического материала обосновывается тем, что каждый ученик будет иметь возможность подобрать себе вопрос по уровню сложности. Вопросы в форме яблок – легкие, низкого порядка, груши – вопросы средней сложности, ответ на который должен сопровождаться примерами, ананасы – сложные вопросы, требующие демонстрации навыков анализа, сопоставления, переработки информации. Как я и предполагала, сильные ученики не побоялись сложных вопросов, некоторые просили дать возможность ответить еще раз. В целом, активность учащихся, полнота и аргументированность их ответов позволяет сделать вывод о высоком уровне подготовленности к предстоящему уроку. Далее мне требовалось выяснить, умеют ли они использовать теоретические данные на практическом уровне.
При беседе с товарищем каждый ученик ощутил ценность своего мнения, чувствовал себя комфортно. В данном классе пассивных учеников трое. Они составили пары как сильного, так и среднего уровня ученикам. При наблюдении в ходе урока и после просмотра видеозаписей было видно, как эти пассивные ученики пытались включиться в диалог, предложить свои идеи. Но, чаще всего, они со всем соглашались и не дискутировали с напарниками. Важно учесть специфику социального фактора развития этих детей. Они испытывают трудности в выражении своих мыслей, так как у них очень бедный словарный запас. Речь идет о детях, не являющихся носителями языка, росших в сельской местности, где отсутствует русская речь.
Несмотря на то, что второе парное обсуждение отсутствовало, первое обсуждение выдалось достаточно плодотворным. После самопроверки добавили лишь несколько пунктов.
Прослушивание ответов других учеников существенно помогло бы детям при формировании собственных идей. В проведенной парной работе не были выявлены неожиданные ответы, яркие дискуссии, доводы несогласия, поскольку тема достаточно конкретная, точная и не позволяла иного толкования.
Интеграция модуля «Обучение критическому мышлению» была осуществлена через прием поэтапной работы с текстом. Чтение текста по цепочке и параллельное сопровождение слайдов с иллюстрациями позволило детям с разными видами модальности воспринять текст на максимально высоком уровне. Задание, предполагающее отбор из выделенного фрагмента словосочетаний определенного типа связи, отражает умение детей выделять необходимую информацию, перекладывать изученный теоретический материал на практические задания. Консультируясь с коллегами по поводу проведения групповой работы, переняла у них замечательную идею организовать деятельность так, чтобы одна группа работала за столом, вторая - на маркерной доске, третья использовала возможности интерактивной доски.
Нам известно, что на базовом уровне процесс критического мышления включает:
Сбор релевантной информации;
Оценку и критический анализ доказательств;
Обоснованные выводы и обобщения;
Пересмотр предположений и гипотез на основе значительного опыта. (Руководство для учителя, стр 154).
Анализируя вышеуказанную групповую работу учащихся, отметила следующие навыки критического мышления у детей:
Все три группы сумели собрать необходимую информацию из текста учебника, из иллюстраций со слайдов;
Лишь одна группа затруднилась при критическом анализе доказательств: примеры словосочетаний они подобрали правильно, а показать согласованность зависимого слова с главным в роде, числе и падеже они затруднились. Две группы справились на отлично.
Так же, как и в предыдущем случаи, лишь двум группам удалось дать обоснованные выводы.
Оценивала данное задание ученица уровня А в роли эксперта. В одной группе возник спор. Эксперт посчитала нужным добавить еще один пример словосочетания из фрагмента, а группа была не согласна, так как считала этот вид связи управлением. После приведения доказательств, группа пересмотрела свое предположение.
К моменту проведения этого урока дети уже были знакомы с некоторыми стратегиями формативного оценивания и уже умели на начальной стадии отрефлексировать свою деятельность и деятельность своего товарища.
Для проведения рефлексии была выбрана стратегия «Лестница успеха». Дети хорошо справились с заданием. Лишь один ученик изобразил себя на третьей ступени (самой высокой). Учащиеся справедливо оценили собственные достижения, многие решили, что им необходимо время для тщательного освоения материала и отработки ее на практике. Некоторые объясняли затруднением в определении типа связи, другие подбором собственных примеров. На этом же уроке проэкспериментировала еще один вид оценивания, как оценивание экспертом. Все группы выполняли одинаковые задания, но с разными примерами. Заранее продумала и назначила эксперта – самую высокомотовированную ученицу. Но официальное назначение было как бы не с моей стороны. Я знала ее любимый цвет (белый), при делении на группы она выбрала именно белую ленточку. Потом я объявила, что ученик, выбравший один единственный белый цвет, будет экспертом. Задача эксперта состояла в том, чтобы самостоятельно провести анализ всех словосочетаний, данных ниже:
Третья страна – ж.р, ед. ч, И.пВсего населения – ср.р, ед.ч, Р.п Горные хребты – мн.ч, И.пВысокогорные плато - мн.ч, И.п.
Плодородные равнины - мн.ч, И.п.
Тихий океан – м.р, ед.ч, В.пГлавная культура – ж.р, ед.ч, И.п Зерновая культура - ж.р, ед.ч, И.пСоседняя Корея - ж.р, ед.ч, И.пЕдиной страной – ж.р, ед.ч, Т.пКровопролитной войны – ж.р, ед.ч, Р.пЭту территорию – ж.р, ед.ч, В.пНа Дальнем Востоке – м.р, ед.ч., П.пВедущих стран – мн.ч, Р.пПромышленных стран - мн.ч, Р.п После моей проверки ей необходимо было пройти к группам, дополнить отсутствующие примеры, исправить и оценить устно на «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», при необходимости объяснить сложные моменты.
Результат: эксперт был выбран удачно, с заданием она справилась на отлично. В какой-то группе даже возник спор, группа отстаивала свой вариант, а эксперт – свой, то есть, уже проверенный. Каждой стороне требовалось подобрать нужные аргументы для доказательства своей точки зрения. Данная ситуация демонстрирует умение детей вести беседу-дебаты.
На этом этапе урока больше положительных эмоций было у ученицы в роли эксперта. Планирую в будущем чаще применять такую форму проверки и оценивания, чтобы все в классе (всего 13, так как это подгруппа) ощутили себя экспертами и почувствовали ответственность.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на сегодняшний день является необходимостью. Привлечение презентаций и иллюстрирование текстового материала повышает интерес к уроку, расширяет кругозор, облегчает работу по объяснению новых слов, так как есть возможность показать иллюстрацию на слайде. Чтение текста по цепочке сопровождалось демонстрацией слайдов по изучаемой теме. Это позволило учесть потребности детей разных модальностей, тем самым повысить уровень восприятия материала. На этапе взаимопроверки самостоятельной работы также на интерактивной доске были выведены правильные ответы, что способствовало экономии времени.
Учащиеся среднего звена, так же как и младшие школьники, сохраняют интерес к заданиям творческого характера. К уроку было дано опережающее задание подготовить небольшое инсценирование. Данное задание было выбрано мной с целью развития у детей речевых навыков, актерских способностей, развития внимания. В результате ученики показали навыки выразительного чтения, но вжиться в роль и перевоплотиться в образ как следует не смогли. В силу своих возрастных особенностей, я думаю, им этому еще придется научиться. Также учет возрастных особенностей класса при планировании данного урока прослеживался и в отсутствии задания по самостоятельной подготовке презентации, по работе с интернет ресурсом.
Для выявления талантливых и одаренных необходима тщательная подготовка к каждому уроку. Планирование и проведение заданий разных форм и степеней сложности позволит определить интересы, способности, уровни возможностей отдельных учащихся. Исследуемый мной 7 «а» класс во время практики показал еще не выявленный потенциал: некоторые оказались способными совершенно в неожиданных областях деятельности. Например, ученик А проявил художественные способности; некоторые до этого момента возможно были недооценены мной: ученица Е неожиданно взяла на себя позицию руководителя в групповом зада.
На уроке было проведено наблюдение за тремя учениками разного уровня успеваемости. Ученица уровня А отлично справилась с поставленной задачей: правильно подобрала примеры, сделала краткий анализ всех словосочетаний, нашла ошибки в работах групп, объективно оценила результаты.
Ученик уровня В, который в паре с другим учеником проинсценировал отрывок из текста, справился неплохо, речевых ошибок не было. Пришла к выводу, что с этим ребенком необходимо поработать над артистичностью. Ученик уровня С пытался принять участие в групповом обсуждении, предлагал свои примеры словосочетаний, но при анализе словосочетаний он не участвовал, так как его ответы оказались неверными. Следует отметить, что в этот момент учащиеся продемонстрировали сплоченность, поддержали друг друга, не остались равнодушными к слабомотивированному ученику. Они разделили между собой обязанности и отвели ему часть выступлений, даже помогли подготовиться. По результатам проведенного наблюдения я могу сделать вывод: ученица уровня А в дальнейшем может выступать в роли консультанта, моего помощника; второму ученику в будущем поручить задание иного характера, возможно, на выбор; ученику уровня С прикрепить напарника, чтобы он не оставался в стороне, мог обратиться за помощью.
С целью улучшения своей практики преподавания и обучения обратилась за консультацией к коллегам в школе, которыми были предложены ценные идеи и стратегии (стратегия «Корзина вопросов», использование маркерной доски для групповой работы). Также коллеги оказали содействие при наблюдении за тремя учениками, во время посещения урока заполнили листы наблюдения.
Анализируя данный урок для себя отметила следующие положительные моменты:
Учащиеся показали высокую степень самостоятельности и применили накопленные знания на практике при организации групповой, парной и индивидуальной работы.
Дети, которые в традиционном изложении материала недостаточно активно проявляли интерес к уроку, начали активно подключаться к работе, тем самым существенно пополнили свой словарный запас, расширили кругозор.
Заметно повышение уровня внутренней мотивации, а не внешней. Учащиеся научились видеть собственные ошибки и ошибки других.
На уроке была видна слаженность в работе внутри групп.
Помимо вышеизложенных положительных моментов столкнулась с рядом трудностей:
Учащиеся с низкими навыками и возможностями не успевали за темпом работы группы.
Умение рефлексировать над собственной деятельностью у учащихся развито слабо, требует дополнительной практики.
Пассивные ученики включились в работу, но не на должном уровне.
Учитывая все сложности и недочеты данного урока, в планирование следующего урока считаю нужным включить индивидуальные задания на карточках для пассивных учащихся, применить новые стратегии формативного оценивания и саморефлексии, продолжить работу над развитием коммуникативных умений и навыков учащихся.