Способы подчинительной связи в словосочетаниях.(8 класс каз.школа)


Класс: 8. Предмет: русский язык.
Тема урока: Способы подчинительной связи в словосочетаниях.
Речевая тема: Исторические личности края: Абылай.
Тип урока: закрепление, обобщение знаний.
Цели:
Образовательные:
распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения, главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова;
выделять виды подчинительной связи в словосочетаниях, синонимичные словосочетания;
группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам;
анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.
Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные:
содействовать воспитанию интереса к русскому языку,к истории государства
воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;
формировать навыки контроля и самоконтроля.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, презентация PowerPoint
Оборудование для обучающихся: учебник для 8 класса «Русская речь» под редакцией Г.А.Бадамбаевой и др. (Алматы «Мектеп», 2008)..

Ход урока
I. Организационный этап.
Вступительное слово учителя. Слайд 1.
Ребята, на прошлом уроке речь шла о словосочетаниях. С ними мы продолжим работать на сегодняшнем занятии, тему и цель которого вам предстоит определить самостоятельно. Достичь этого предлагаю через внимательную и вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказать своё предположение, но никто не должен опровергать его без аргументов.
Начнём наш урок с проверки знаний.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Что называется словосочетанием? Слайд 2. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо записать свои предположения в черновиках. Запишите в черновиках всё, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 3 минуты.
Ученики. Индивидуальная работа.
В черновиках обучающиеся записывают свои знания о словосочетании:
Синтаксическая единица (единица Синтаксиса).
Соединение двух и более слов.
Состоит из главного и зависимого слова.
Бывают именные, глагольные и наречные.
Состоит только из самостоятельных частей речи
Слова, связанные по смыслу и грамматически
Связь в словосочетании – подчинительная и т.д.
Учитель. Слайд 3: А теперь зачитайте одноклассникам, сидящим рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
Ученики. Парная работа.
Учитель: Давайте выясним, что мы знаем о словосочетании.
Ученики.
По очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов.
Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Слайд 4.
Учитель: Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.
Слайд 5.
– Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?
Ученики.
Высказывают своё мнение:
Абильмансур присоединяется – грамматическая основа предложения, между словами предикативная связь, подлежащее + сказуемое
Отваги и сообразительности – однородные члены предложения, между словами сочинительная связь
От недругов – предлог + имя существительное, служебная + самостоятельная часть речи
Спустя рукава – фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов
Учитель: Словосочетаниями не являются следующие сочетания слов:
Слайд 6.
Грамматическая основа предложенияОднородные члены предложенияСлужебная + самостоятельная часть речиФразеологический оборот
– Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Для того чтобы выяснить тему сегодняшнего урока приступим к следующему заданию.
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Слайд 7.
Нападали с жадностью, стремительно взлетает ,ставит задач, удивительное сравнение, казахских жигитов ,вскоре убедились ,жертвовать собой, для достижения цели, собирать отряды, боевым оружием, постоянно беспокоили, почувствовали особенно .
Ученики. Групповая работа (по 4 человека).
Учитель:
– Сколько блоков вы получили?
– По каким признакам можно было объединить словосочетания?
Ученики. Слайд 8.
Объясняя орфограммы, обучающиеся озвучивают свои предположения:
Глагольные:
Нападали с жадностью, стремительно взлетает, ставит задачу, жертвовать собой, постоянно беспокоили, почувствовали особенно, вскоре убедились.
Именные:удивительное сравнение ,казахских жигитов, боевым оружием,для достижения цели.
Учитель:
– Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать?
– Какой вариант нам менее знаком?
Ученики:
Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные.

Примыкание: постоянно беспокоили, почувствовали особенно ,вскоре убедились, стремительно взлетает.

Согласование: удивительное сравнение, казахских жигитов, боевым оружием.

Управление: нападали с жадностью, ставит задачу, жертвовать собой ,для достижения цели, собирать отряды.
V. Первичное закрепление.
Учитель: Попробуйте выполнить следующее тренировочное упражнение.
Слайды 14-19.
Задание 1.
Определите тип связи в словосочетании к отряду хана в предложении:
Оставшись один из семьи,Абильмансур присоединяется к отряду хана Абильмамбета.
УПРАВЛЕНИЕ
Задание 2.
Определите тип связи в словосочетании РУССКИЙ ЦАРЬ из предложения:
Не скрывал своих аппетитов русский царь.
СОГЛАСОВАНИЕ
Задание 3.
Укажите вид подчинительной связи в словосочетании БЕСПОКОИЛИ ПОСТОЯННО из предложения:
Беспокоили постоянно джунгары.
примыкание
Задание 4.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Но самым грозным оружием отрядов Абылая были…..
ГРОЗНЫМ ОРУЖИЕМ
Задание 5.
Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
Джунгары постоянно совершали набеги на богатые казахские аулы.
Постоянно совершали
Задание 6.
Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
Разбив на боевые отряды ,он стал воспитывать в них смелость и дисциплину..
РАЗБИВ НА ОТРЯДЫ, ВОСПИТЫВАТЬ В НИХ, ВОСПИТЫВАТЬ СМЕЛОСТЬ, ВОСПИТЫВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ.
Ученики.
Обучающиеся, выполняя это задание, аргументируют свои ответы.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: На дом вам было задано подобрать дополнительный материал из биографии хана Абылая. Прочитайте свои сообщения. Самостоятельная работа :выписать словосочетания с разными способами связи и выполнить разбор словосочетаний.
Ученики. Самостоятельная работа.
VII. Составление постеровКаждая группа выбирает карточку и составляет постер
VIII. Защита постеровIX. Домашнее задание.Выписать из данных текстов 6 словосочетаний с разными способами связи, выделить все служебные части речи
X.Подведение итогов урока, выставление оценок.