Разработка урока по русскому языку на тему Связь слов в словосочетании (8 класс)


Урок русского языка в 8 классе
с казахским языком обучения
подготовила учитель русского
языка и литературы
Магомедова Алтын Сапаровна
ГУ «Школа-лицей №62» г.Астаны 
Тема: «Связь слов в словосочетании». (Сөз тіркестерінің арасындағы байланыс)  Цели образовательные: - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание», - формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; - развитие орфографических навыков; цели развивающие: - развитие навыков устной и письменной речи, - развитие навыков парной и групповой работы, - развитие навыков сопоставления, формулирование умений анализировать языковой материал; цели воспитательные: - воспитание уважительного отношения к одноклассникам, любовь к родному городу. Оборудование: - раздаточный материал для работы в группах, таблица «Знаю – хочу знать – узнал». Ход урока I. Организационный момент. - Ребята, на прошлых уроках мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема – «Связь слов в словосочетании». (Запись даты, темы урока в тетради) - Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в русском языке. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена. Начнем с проверки знаний. II. Стадия вызова. Прием «мозговой штурм». 1. Индивидуальная работа. Задание. Запишите на чистых листах (они лежат у каждого на парте) все, что вы знаете о словосочетании. 2. Парная работа. Задание. Прочитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия, докажите правильность своего ответа и приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом.3. Проверка работы с заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал» ( у каждого ученика на парте есть таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал»). Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, выносятся на общее обсуждение. Положения записываются в колонку таблицы «Знаю».  1. Словосочетание –это два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. 2. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. 3. По морфологическим свойствам главного слова в русском языке словосочетания делятся на глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. - Мы записали в таблицу знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию. 4. Групповая работа  Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Береч... природу, р...стить цветы, предл…жить помощь, к…сательная линия, извес…ный художник, с…деть прямо, относиться б…режно, уб…рать улицу, солнеч…ный свет. Проверка. - Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?  (Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои словосочетания по главному слову: 1) беречь природу, растить цветы, предложить  помощь, сидеть прямо, относиться бережно, убирать улицу; 2) касательная линия, известный художник, солнечный свет. по зависимому слову: 1) беречь природу, растить цветы, предложить  помощь, убирать улицу;  2) касательная линия, известный художник,  солнечный свет; 3) сидеть прямо, относиться бережно- Какой вариант объединения в блоки нам уже знаком? Какой вариант нам менее знаком?  (Объединение по первому варианту уже знакомо: на прошлом уроке знакомились с типами словосочетаний по главному слову. В первом варианте в первом блоке – глагольные словосочетания, во втором – именные. Объединение по зависимому слову незнакомо.) - Словосочетания в блоках второго варианта нам незнаком, с ними мы сегодня и будем работать. (На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока) - Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы? Сформулируем вопросы и запишем их в колонку нашей таблицы «Хочу знать».   1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
- Как называется связь с зависимым словом – существительным? 
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
- Как называется связь с зависимым словом – прилагательным? 3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. 4. Связь в словосочетании – подчинительная. III. Стадия осмысления. 1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». - Находим ответы на поставленные вопросы в параграфе учебника . Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая прочитанное в паре. Проверка колонки «Узнал». В ходе чтения параграфа таблица заполняется так:  
Знаю хочу знать узнал
Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически Как называется связь с зависимым словом – существительным? Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного)
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого Как называется связь с зависимым словом – прилагательным?  Согласование (связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного)
Как называется связь с зависимым словом – наречием? Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) 
В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные
Связь в словосочетании – подчинительная Как вы думаете, почему так называются связи?  - (Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.) 
2. Применение правила на практике. Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание. 3. Практическое закрепление знаний. 1) Работа по учебнику упр17 (Прочитать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.) 2) Составить по 2 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему « Мой родной город» 3) Проверка выполнения. IV. Стадия рефлексии - Что узнали о способах связи слов в словосочетании? - Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании? 
- Что было легко? - Что вам помогало в работе? - Как оцениваете свои действия? 5. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Я люблю родной город», используя словосочетания на каждый способ связи.