Конспект урока по русскому языку Связь слов в словосочетании (8 кл)


Урок №11 26.09.2016г. 8 класс Русский язык
Тема: Связь слов в словосочетании.
Цели: систематизация знаний, полученных на предыдущем уроке по теме «Словосочетание», формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании; развитие орфографических навыков; развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Тип: изучение нового материала
Технология: «Развитие навыков критического мышления»
Оборудование: учебник, демонстрационная таблица, таблица «Знаю-хочу знать-узнал» Ход урока
Организационный момент Вновь позвал вас на урок голосистый наш звонок. Вы за парты все садитесь и друг другу улыбнитесь.
Объявление темы, постановка цели учащимися самостоятельно, мотивация учебной деятельности
3.Актуализация опорных знаний (стадия вызова)
А) Прием «мозговой штурм» - Какой раздел языкознания изучает словосочетание? - Что такое словосочетание? - Какими они бывают по составу? - Какими они бывают по способу выражения главного слова?
Б) Работа в парах. Приём «Знаешь сам, научи другого» (Дети задают друг другу вопросы по теме)
В) Заполнение таблицы «Знаю – Хочу знать — Узнал» (каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать — Узнал». Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов)4. Подготовка к восприятию нового материала. Прием объединения в блоки. Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.
Ч…тать книгу, сле…ка прик…снуться, предл…жить помощь, к…сательная линия, тв…рящий художник, с…деть прямо, слушать вн…мательно, выб…рать подарок, обж…гающий жар.
Проверка. — Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания? (Учащиеся, объясняя орфограммы, озвучивают свои предложения: по главному слову: 1) читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар. по зависимому слову: 1) читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок; 2) касательная линия, творящий художник, обжигающий жар; 3) слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно) Связь в словосочетании – подчинительная. Какие же есть типы подчинительной связи? (заполнение колонки «Хочу знать»)
5. Стадия осмысления. А) Объяснение нового материала Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные. Связь в словосочетании – подчинительная. Управление (такая связь, при которой зависимое слово имя существительное и все слова с признаками существительного) Согласование (связь, при которой зависимое слово — имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного) Примыкание (связь, при которой зависимое слово – наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) - Как вы думаете, почему так называются связи? (Согласование – так как главное и зависимое слова согласуются в роде, числе, падеже; управление – так как главное слово «управляет» зависимым, требует от него постановки в определенной форме; примыкание – зависимое слово грамматически не зависит от главного, словно просто «примыкает», присоединяется.)Б) Применение правила на практике. Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи — управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – согласование. Третий работает над третьим блоком; способ связи – примыкание.
6. Практическое закрепление знаний.
А) Выполнение упражнения учебника. (Записать словосочетания, указать, какой частью речи является зависимое слово, и назвать способ связи слов в словосочетаниях. Сделать вывод, какие части речи могут употребляться в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.)Б) Составить по 3 примера на каждый способ связи слов в словосочетании на тему «Осень в моем посёлке»,
В) Проверка выполнения.
7. Рефлексия
— Что узнали о способах связи слов в словосочетании? (заполнение колонки «узнал»)
— Что было легко? — Что вам помогало в работе? — Как оцениваете свои действия 8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Осень в моем посёлке», используя словосочетания, составленные на уроке. Выписать из текста по 3 других примера на каждый способ связи.