Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

Конспект урока по развитию речи на тему: Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».
Подготовила учитель русского языка и литературы Тихомирова Екатерина Анатольевна. БОУ г.Омска «СОШ № 30»
Цели:
Подготовить учащихся к сочинению-описанию зимнего пейзажа.
Показать взаимосвязь между русским языком, литературой, живописью, музыкой.
Оборудование урока:
Музыкальное сопровождение: Г.Свиридов. «Пастораль» (музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»).
Урок начинается с музыкального сопровождения.
Ход урока:
Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
Вступление:
Итак, ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, и тема у него тоже не совсем обычная.
В этом году мы долго ждали зиму, терпели осеннюю сырость и слякоть, уже не надеялись на смену погоды И вдруг в конце января наступила настоящая снежная, морозная, прекрасная зима.
Вот и урок наш будет посвящен зиме. И тема его - «А за окном зима»
Вопросы:
А что значит для вас зима?
Почему вы с нетерпением ждете первого зимнего снега?
Какие чувства вы испытали в первые зимние дни?
Что сказочного ждете вы от этого времени года?
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Проверка домашнего задания:
К этому уроку вы готовились, подбирая стихотворения о зиме.
Вопросы:
Какие произведения о зиме вы прочитали?
Какой предстает зима в этих строчках?
Какие поэтические приемы используют авторы, чтобы описать картины зимы?
Связь с музыкой:
Наш разговор идет сегодня на фоне музыки
Связана ли она с нашей темой?
Кто автор этого произведения?
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Работа с текстами:
А теперь посмотрим, как описывают зиму мастера прозы (тексты М. Пришвина и И. Шмелева).
Вопросы:
Что сближает эти тексты?
Какое настроение у вас создается при чтении этих текстов?
Какие звуки зимы услышали писатели и передали нам? Запишите их.
Как они помогают озвучить текст?
Какие действия может совершать снег? Выпишите слова, обозначающие действия снега и действия с ним.
Какие краски есть у зимы?
Выпишите цвета, в которые окрашивают зиму М.Пришвин и И.Шмелев.
А каким вы видите снег?
Какого цвета он был, когда вы проснулись, пошли в школу?
Каким он будет вечером?
Посмотрим, каким еще может быть снег (текст М.Гая).
Вопросы:
Почему разные герои по-разному оценивают снег?
Какие еще эпитеты можно добавить, говоря о снеге? Запишите их.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действий
Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
Работа с картиной:
Мы познакомились с тем, как мастера слова описывают зимнюю пору. Теперь посмотрим, как это происходит в живописи.
В 5 классе мы работали над описанием картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Вопрос:
( Какой изображена зима на этой картине?
Но не только этот художник воспевал зиму в своих произведениях.
Сегодня мы познакомимся с творчеством другого русского живописца – Николая Петровича Крымова.
Его произведения ценят за правдивость при изображении разнообразных состояний природы, за любовь к родной земле.
Большое место в творчестве Н.П.Крымова занимает изображение зимы. Посмотрим на картину «Зимний вечер» (1913 год).
Вопросы:
( Какова тема этой картины?
Зима на картине Н.П.Крымова деятельная, веселая ( как у И.Э.Грабаря) или спокойная, умиротворенная?
Каково лексическое значение слова «умиротворенная»?
Как образовалось это слово?
Какое настроение создает эта картина?
Чем достигается это ощущение покоя, тишины, умиротворения?
Как построена картина?
Где находится художник?
Чему уделяется его основное внимание?
Каким изображен снег в предвечерний час?
Подойдут ли для описания уже записанные «снеговые» эпитеты?
Что еще помогает понять, что на картине изображен вечер?
Каким на картине изображено небо? Почему?
Какие тона использовал художник для описания зимнего вечера? Запишите определения.
Какие тона помогают почувствовать покой и умиротворение? Запишите определения.
Как художник относится к природе?
К чему он нас призывает?
Действительно, картина привлекает нас своей лиричностью, правдивостью, стремлением найти красоту в самых скромных уголках природы.
Неслучайно, сам художник писал об этом так: « Любите природу, изучайте ее, пишите то, что вы по-настоящему любите. Будьте правдивы, ибо красота в правде».
V.Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Подведение итогов:
Наш сегодняшний разговор был посвящен зиме. Вы послушали прекрасную музыку, почитали произведения разных авторов о зиме, посмотрели картины с «зимней» тематикой.
А теперь попробуйте сами стать художниками слова – напишите небольшую зарисовку на зимнюю тему, а именно:
«А за окном зима» (по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»)
А за окном зима
План для темы №2:
«Здравствуй, гостья-зима!»
«Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»
«Чародейкою-Зимою околдован, лес стоит»
«И рады мы проказам матушки-зимы»
Домашнее задание:
зарисовка на зимнюю тему.