Мастер-класс по теме: Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь.


Подготовил учитель русского языка и литературыВолхонщинского филиала МБОУ «Пичаевская СОШ»Шушпанникова Юлия ПетровнаМастер-класс по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь». ПриветствиеДобрый день, мои друзья!Перед вами снова я.Очень рада видеть всех.Ждет сегодня вас успех.А еще скажу я вам:Соберитесь, подтянитесьИ немного потрудитесь. Цель и задачи: - познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма;- учить подбирать рифмы к словам;- прививать любовь к поэзии. Сравните тексты:Белый , пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.2) Белый снег, пушистыйВ воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени ( например, чередование ударных и безударных слогов в строке) Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.На дво-рах и до-мах (Б-Б-У-Б-Б-У)Снег ле-жит по-лот-ном (Б-Б-У-Б-Б-У)И от солн-ца блес-тит (Б-Б-У-Б-Б-У)Раз-но-цвет-ным ог-нем. (Б-Б-У-Б-Б-У) Взаимопроверка Снег ва-лит-ся на по-ля, У-Б-У-Б-Б-Б-УВся бе-ле-шень-ка зем-ля. У-Б-У-Б-Б-Б-У Вывод Ритм это важная составляющая стихотворной речи. Стихотворный ритм – это чередование ударных и безударных слогов в строке. Что же такое рифма?Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк. Игра «Найди рифму»Парта - … (карта)Ученик - …(озорник)Пенал - …(журнал)Указка - …(сказка)Ручка - …(штучка) Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.Заколдован невидимкой.Дремлет лес под сказку сна.Словно белою косынкойПодвязалася сосна. (С. Есенин)Снега покрыли гладкие равнины,Едва заметен санок первый след,Румянец нежный льет закатный свет,Окрася розою холмов вершины. (М. Кузмин) «Алло! Ищем таланты!».1) Снег, снег, белый снегЗасыпает он нас всех.Дети все на лыжи всталиИ по снегу побежали.2) Школа – это светлый дом,Мы учиться будем в нём.Там научимся писать,Складывать и умножать Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов;Легла волнистыми коврамиСреди полей, вокруг холмов;Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы. (А.С.Пушкин) Найдём рифму:Еду. Тихо. Слышны звоныПод копытом на снегу.Только серые вороныРасшумелись на снегу. Снег падает, слегка кружится, На землю медленно ложится. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает. Вывод:Научились подбирать рифму к словам.Прививать любовь к поэзии.  Благодарю за внимание!