Родительское собрание на тему Если ребенок берет чужое


Тема родительского собрания «Если ребенок берет чужое».
Цели: сформировать представление родителей о причинах детского воровства, дать рекомендации по коррекционной работе с учащимися, склонными к воровству.
Задачи: рассмотреть аспекты воровства, выявить причины, дать рекомендации по коррекционной работы.
Ход родительского собрания:
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас. Тема нашего родительского собрания звучит так: «Если ребенок берет чужое». Брать чужое нечестно и непорядочно. Это преступление, которое карается законом. Каждый человек зарабатывает на жизнь своим трудом, и никто не имеет права отбирать у него то, что он заработал. Вора никто никогда не будет любить и уважать, его строго карают и закон, и людская молва. Законы нашей страны гуманные, но это не значит, что их можно нарушать. А ведь начинается все с малого. Не допустите в своих детях развиться страшной привычке – брать чужое. С детства приучайте детей к мысли, что лень, зависть, жадность, грубость, воровство не помогут им достичь успеха в жизни, а будут только мешать развитию их личности. Учите их быть честными и порядочными, уметь исправлять свои ошибки. И тогда счастье и удача будут сопутствовать им.
Родителям, уличившим своих детей в воровстве, трудно сохранять спокойствие. Многие связывают воровство с упущением в воспитании, но на самом деле не всё так страшно, просто родители должны проанализировать ситуацию и понять цель, которую преследует ребенок, беря без спроса чужие вещи.
Просмотр проблемной ситуации.
Учащиеся показывают сценку из рассказа Н.Носова «Огурцы».
Работа в группах.
- выяснить причины такого поведения мальчиков;
- выяснить, какие еще причины могут послужить поводом для воровства;
- составить план коррекционной работы с ребенком.
Выступление представителей от групп.
В ходе выступления родители высказывают итоги своей работы.
Лекция учителя.
Почему же на самом деле ребенок ворует у родителей и сверстников? Детское воровство не такое уж редкое явление и возникает не на пустом месте. Не раз учитель сталкивается с ситуацией, когда у кого-то из детей пропадают вещи. Кражи чаще всего не связаны с материальным уровнем семьи. Случаются они как с детьми из очень обеспеченных семей, так и из семей с низким материальным достатком. Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного воспитания. Порой такие поступки носят болезненный характер. Как же бороться с этим малоприятным явлением? Выделяют три аспекта воровства: социальный, медико-биологический и психологический. Социальный аспект. Воровство как правонарушение, за совершение которого наступает уголовная ответственность или постановка на учет в детскую комнату милиции. Медико-биологический. Воровство как заболевание, обозначенное термином клептомания, встречается довольно редко. Воровство у клептоманов, не способ решать свои психологические проблемы и не способ обогащения за счет других. Для клептомана важен сам акт воровства, который сопровождает особый психо-эмоциональный комплекс. Украденные вещи им не нужны. Они их просто складывают. Истинные причины спрятаны глубоко в подсознании, обычно формируются ещё в раннем детстве. Психологический аспект. Воровство, как нарушение поведения. Возможные причины воровства следующие:
Недостатки нравственного воспитания. Ребенок не понимает сути своего поступка в силу недостаточного морального и интеллектуального развития, либо в силу ошибок семейного воспитания, таких как воспитание по типу вседозволенности. Наиболее распространенные ошибки, которые могут быть причиной для воровства, следующие: несогласованные действия родителей; ситуация, когда можно всё: ребенок ориентируется только на свои желания, не считается с интересами окружающих. С отсутствием понимания отрицательной оценки воровства связаны ситуации, когда ребенок присваивает себе чужие игрушки, угощается без разрешения, крадет деньги из желания сделать подарок родным. Этим детям родители не объясняли, что значит чужая собственность, почему нельзя брать чужое.
Воровство, как подражание взрослым. Поступки взрослых являются примером для подражания детям. Ребенок получает информацию о возможности и дозволенности воровства.
Воровство как способ привлечь к себе внимание. Дети часто ищут внимание со стороны родителей и сверстников. Внимание сверстников появляется, если ребенок становиться обладателем какой-либо вещи. Бывают случаи, когда дети крадут то, чего не могут купить. Часто случается, что воруют и обеспеченные дети, из-за отсутствия любви и дружеского, душевного понимания со стороны родителей.
Воровство, как способ мести. Обычно это характерно для дошкольников и младших школьников. Если младшего братишку опекают больше в семье, ему уделяют больше внимания, то старший малыш в отместку может забирать его вещи. Если в классе учителя хвалят и любят отличника, то стараниями двоечника, у него будут пропадать ручки, карандаши, и т.д.
Неудовлетворенные потребности. Дети воруют, если испытывают потребность в том, чего им недостает. Мотивом может стать мобильный телефон, когда все одноклассники им обладают.
Желание обрести контроль и власть. Отбирая у более слабого то, что принадлежит ему, ребенок может испытывать удовлетворение, осознавая, что тот находится в его власти.
Воровство ради развлечения. У детей 10-12 лет часто воровство бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы. Таким детям очень трудно справиться с импульсивным желанием и соблазном, хоть им и стыдно за свой поступок. С возрастом проблема воровства только усложняется. Для подростков характерны кражи престижа, когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя поддержанием статуса в группе.
6. Рекомендации родителям.
Чтобы жизнь ребенка не стала для вас закрытой, постарайтесь
- познакомиться с их друзьями, и, по возможности быть в контакте с их родителями;
- незаметно для ребенка, создавайте ему подходящий круг общения;
- подберите интересные для ребенка кружки, секции;
- в любом возрасте одна из причин воровства – неудовлетворенная потребность в любви и ласке;
- полезно знакомство с уголовным кодексом не только для расширения кругозора, но и чтобы дать представление о реальных последствиях и наказании;
- общайтесь с детьми, чтобы не упустить время формирования отрицательных качеств.
Если вы обнаружили, что ребенок что-то украл, то
- не реагируйте слишком бурно. Прежде чем подумать о наказании, найдите причину поступка;
- четко, без эмоций дайте отрицательную оценку совершенному поступку;
- расскажите о последствиях поступка, о переживаниях человека, у которого он взял вещь;
- объясните, как правильно ему надо было поступить;
- не принимайте на веру слова чужих людей о том, что ваш ребенок что-то украл, пока во всем не разберетесь. Так же не принимайте на веру то, что скажет ваш ребенок в свое оправдание;
- не обсуждайте данную проблему с посторонними людьми в присутствии ребенка;
- обсудив ситуацию, не возвращайтесь к ней больше, чтобы не закреплять плохой поступок в сознании ребенка.
Все мы живем в обществе. А в нем есть свои правила, свои законы. С юных лет наши дети должны усвоить нормы поведения и морали, в соответствии с которыми живет человеческое общество. Только соблюдая эти правила, возможно жить в мире и согласии с людьми и с самим собой. И хоть воспитать в ребенке качества, достойные человека, нелегко, но каждый из нас должен стремиться воспитать своего ребенка человеком честным, порядочным, вежливым, трудолюбивым. Ведь именно такие люди пользуются уважением в обществе, любовью и признанием, именно с такими людьми всегда надежно и спокойно.