Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Пушкина

Когда погибает мужчина(Гражданственность творчества
А.С.Пушкина)

Литературно-музыкальная композиция
Цель: систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве поэта, заинтересовать личностью А.С.Пушкина, увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и яркая ирония, и страстная любовь; отметить особенности поэтической манеры Пушкина.
Звучит фрагмент симфонии №3, ч.III И.Брамса.
1-й ведущий. Магия Пушкина. Её испытывали многие при соприкосновении с ним – и творцы, и зрители, и читатели, поскольку почти у всех есть «свой» Пушкин, как высшая мера человеческого существования.
Звучит стихотворение Ф.Туманского «Пушкин».
2-й ведущий. Почти 170 лет назад погиб умнейший и достойнейший мужчина России.
3-й ведущий. Не просто поэт и прозаик, а именно мужчина России.
4-й ведущий. Небольшого роста, кудрявый, отчаянно храбрый, сильный физически, дерзкий, редчайшей начитанности и образованности, некрасивый, но с явно неординарной внешностью.
5-й ведущий. Что ещё? Женатый на красавице, имевший четверых детей, кучу долгов, ещё больше творческих замыслов.
6-й ведущий. Но всё резко отбросивший и без раздумия швырнувший на чашу весов свою жизнь, т.к. на другой уже лежало нечто неосязаемое, непонятное ныне – Честь.
7-й ведущий. Семейная, национальная, дворянская, аристократическая, просто человеческая.
Звучит фрагмент симфонии №3, ч.III И.Брамса.
8-й ведущий. По-настоящему красиво и рыцарски благородно погиб А.С., мужественно и достойно.
9-й ведущий. После него в российском литературном цехе уж никто лучше не оставлял бренный мир. Разве только странный и загадочный имяотчественный тёзка Пушкина – Грибоедов.
1-й ведущий. Он истинно погиб подобно эпическому, гомеровскому герою, защищая российское посольство в Тегеране от взбесившихся религиозных фанатиков.
2-й ведущий. Произошла эта и мужественная, и страшная гибель ровно за восемь лет до смерти Пушкина.
3-й ведущий. Странная, почти мистическая очерёдность, мрачноватое побратимство: 10-го февраля мы поминаем Пушкина, а 11-го – Грибоедова.
4-й ведущий. Именно в этот день в 1829 году погиб посол России, автор блистательного «Горя от ума».
Звучит фрагмент симфонии №3, ч.III И.Брамса.
5-й ведущий. Но всё же особое место в жизни России занимал Пушкин. Его гибель, гибель человека удивительного и непревзойдённого, сделала этот мир пустым.
6-й ведущий. И 100 раз прав известный русский философ С.Булгаков, который сказал: «Ключом к пониманию всей жизни Пушкина является для нас его смерть»
7-й ведущий. Справедливость этого высказывания подтверждается перепиской Карамзиных, найденной на Урале, в Нижнем Тагиле.
8-й ведущий. Через великосветские сплетни, передаваемые в письмах к брату Андрею Софьей Николаевной Карамзиной, нам открывается измученная, терзаемая внутренними, непонятными окружающим импульсами, кровоточащая душа Пушкина.
9-й ведущий. Вот что пишет Софья, сообщая о своих именинах, на которых присутствовали известные поэты: Пушкин, Жуковский, Вяземский, а также лейб-гусары, кирасиры, кавалергарды (среди которых и светский дон-жуан Дантес).
Звучит музыкальная композиция Джеймса Паста «Одинокий пастух» (исполняет оркестр Поля Мориа).
10-й ведущий. « Всем было очень весело, кроме только Александра Пушкина, который был грустным, рассеянным и озабоченным. Его блуждающий, дикий, рассеянный взгляд поминутно устремлялся с вызывающим тревогу вниманием на жену и на Дантеса, который бросал на неё страстные взгляды, а под конец всё-таки танцевал с ней мазурку. Жалко было смотреть на лицо Пушкина, который стоял в дверях напротив, молчаливый, бледный, угрожающий»
Звучит мазурка, несколько пар танцует.

1-й ведущий. Но самое поразительное по искренности, сердечности, проникновенности и проницательности письмо о гибели Пушкина пишет Андрею его мать – Екатерина Андреевна Карамзина, известная в пушкиноведении и как одна из тех, кого называли «утаённой любовью» поэта.
Звучит музыкальная композиция Джеймса Паста «Одинокий пастух» (исполняет оркестр Поля Мориа).
11-й ведущий. «Милый Андрюша! Пишу тебе с глазами, наполненными слёз, сердце и душа- тоскою и горестью. Закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина. Он дрался в середу с Дантесом, и он прострелил его насквозь. Пушкин, бессмертный, жил два дня и вчера, в пятницу отлетел от нас. Я имела горькую сладость проститься с ним в четверг. Он сам этого пожелал, Ты можешь вообразить мои чувства в эту минуту, особливо, когда узнаешь, что Арендт (лейб-медик царя, посланный Николаем к Пушкину) с первой минуты сказал, что никакой надежды нет. Он протянул мне руку, я её пожала, и он мне тоже. А потом махнул, чтобы я вышла. Я, уходя, осенила его издали крестом. Он опять протянул мне руку и сказал тихо: «Перекрестите ещё раз» Когда я, опять пожавши ему руку, ещё раз перекрестила, прикладывая пальцы на лоб, руку приложила к щеке. Он тихонько её поцеловал и опять махнул. Он был бледен как полотно, но очень хорош. Спокойствие выражалось на его прекрасном лице Я знаю и чувствую, сколько тебя эта весть огорчит. Потеря для России. Но особенно наша потеря. Он был жаркий почитатель твоего отца. Наш неименный друг 20 лет»
2-й ведущий. Действительно Пушкин очень уважал и многим был обязан Н.М.Карамзину.
3-й ведущий. Его «Историю государства Российского» считал « не только созданием великого писателя, но и подвигом честного человека»
4-й ведущий. Свою трагедию «Борис Годунов» Пушкин посвятил «драгоценной для России памяти Н.М.Карамзина».
5-й ведущий. Первые опубликованные сцены «Б.Годунова» были не поняты обществом, и это было тем более тяжко, что авторские чтения вызывали восторг.
6-й ведущий. В наброске предисловия трагедии Пушкин писал:
10-й ведущий. «Мне не приходится пестовать безвестное имя и раннюю молодость, и я уже не смею рассчитывать на снисходительность, с которой я был принят. Я уже не ищу благосклонной улыбки минутной моды. Я добровольно покидаю ряды её любимцев»
7-й ведущий. Общество было бесконечно напугано сначала самим «бунтом», а затем смертной казнью бунтовщиков (она не применялась со времён Екатерины).
Звучит колокольный звон. Идёт показ инсценированного фрагмента из трагедии «Борис Годунов».
Пушкин
Московские граждане!
Мир ведает, сколь много вы терпели
Под властию жестокого пришельца:
Опалу, казнь, бесчестие, налоги,
И труд, и глад всё испытали вы.
Димитрий же вас жаловать намерен,
Бояр, дворян, людей приказных, ратных.
Гостей, купцов и весь честной народ.
Вы ль станете упрямиться безумно
И милостей кичливо убегать?
Но он идет на царственный престол
Своих отцов в сопровожденье грозном.
Не гневайте ж царя и бойтесь бога,
Целуйте крест законному владыке;
Смиритеся, немедленно пошлите
К Димитрию во стан митрополита,
Бояр, дьяков и выборных людей,
Да бьют челом отцу и государю.

Сходит. Шум народный.

Народ
Что толковать? Боярин правду молвил.
Да здравствует Димитрий, наш отец.
М у ж и к н а амвоне.
Народ, народ! в Кремль! в царские палаты!
Ступай! вязать Борисова щенка!
Hарод
(несется толпою)
Вязать! Топить! Да здравствует Димитрий!
Да гибнет род Бориса Годунова!

8-й ведущий. Дрожащему читателю казалось, что и Пушкин дрожит от страха.
9-й ведущий. Предельно же ясный текст «Стансов» был прочитан до абсурда «наооборотным» образом.
Звучит стихотворение «Стансы».
10-й ведущий. Постепенно положение ещё более обострилось – стало известно послание «В Сибирь», воспринятое большинством не как намёк на амнистию, а чуть ли не как революционная прокламация.
Звучит послание «В Сибирь».

Звучит фрагмент симфонии №3, ч.III И.Брамса.
1-й ведущий. Рассудительность «царского советчика» в «Стансах» и «военная хитрость» стихотворного утешения «В Сибирь» обернулись против автора.
2-й ведущий. В 1828 году Пушкин оказался «в окружении» и вынужден был вести «сражение» по меньшей мере на два фронта.
3-й ведущий. Среди дошедших до нас деталей свидания поэта с царём есть и такая: разговаривая, Пушкин опирался на стоящий сзади стол и в конце разговора – по воспоминанию Николая – чуть ли не сел на него.
4-й ведущий. Это, разумеется, не понравилось императору: «с поэтом нельзя быть милостивым».
5-й ведущий. После заключения «союза» царя с поэтом следует целый ряд шагов, словно призванных помешать Пушкину «сесть на стол», долженствующих напомнить о его месте.
6-й ведущий. Вскоре после аудиенции следует жестокий выговор за чтение Пушкиным в 2-х московских домах «Бориса Годунова», не прошедшего высочайшую цензуру.
7-й ведущий. Почти одновременно начинается «дело» о стихотворении 1825 года «Андрей Шенье», отрывок из которого кто-то пустил по рукам под заголовком «На 14-е декабря» (хотя стихи были написаны гораздо раньше восстания).
Звучит отрывок из стихотворения «Андрей Шенье».

8-й ведущий. Пушкин вынужден давать объяснения московскому обер-полицмейстеру, но «дело» на этом не закрывается, продолжается в 1828 году и завершается установлением за поэтом секретного надзора.
Звучит отрывок из стихотворения «Андрей Шенье».

9-й ведущий. Весной этого же года Пушкин, не имеющий права ни на какие переезды без специального позволения, просит разрешения отправиться на Кавказ, где идёт война с турками. И не получает его.
10-й ведущий. Но на Кавказе он всё же побывал
11-й ведущий. И вновь удивительные, полумистические совпадения, которыми была полна жизнь Пушкина.
1-й ведущий. 11 июня 1829 года поэт, направлявшийся в армию, действовавшую против турок, по дороге из Тифлиса в Карс на перевале через Безобдальский хребет встретил простую арбу, запряжённую двумя волами:
-Откуда вы, - поинтересовался Пушкин у сопровождавших.
-Из Тегерана.
-Что везёте?
-Грибоеда.
Звучат кавказские мотивы.

2-й ведущий. Волна новых впечатлений захлестнула Пушкина во время пребывания на Кавказе.
3-й ведущий. Величественная природа этих мест, быт и нравы горских народов вдохновили его на создание свыше 10-ка лирических шедевров.
4-й ведущий. Поэт любуется природой Кавказа, хотя душа, как прежде, "каждый час полна
томительной думой".
Чтец
Далече от брегов Невы,
Теперь я вижу пред собою
Кавказа гордые главы.
Над их вершинами крутыми,
На скате каменных стремнин,
Питаюсь чувствами немыми
И чудной прелестью картин
Природы дикой и угрюмой...

5-й ведущий. На Кавказе была задумана поэма «Кавказский пленник» и посвящена

Раевскому-младшему.
6-й ведущий. В образе разочарованного пленника Пушкин хотел изобразить то равнодушие к жизни и ее наслаждениям, ту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи его времени.
7-й ведущий. Герою противопоставлена цельная, исполненная любви и самопожертвования натура черкешенки.
10-й ведущий. "Черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть моей повести",- --признавался Пушкин своему кишиневскому издателю В. П. Горчакову.
11-й ведущий. Поэта привлекает в горцах их любовь к свободе, мирный труд и гостеприимство, национальные песни
Чтец
Уж меркнет солнце за горами;
Вдали раздался шумный гул;
С полей народ идет в аул,
Сверкая светлыми косами.
Пришли, в домах зажглись огни,
И постепенно шум нестройный
Умолкнул; все в ночной тени
Объято негою спокойной...
8-й ведущий.В «Кавказском пленнике» так же , как и в других произведениях Пушкина, посвящённых Кавказу, много описаний великолепной природы этого древнего края.
Чтец
Влачатся меж угрюмых скал,
В час ранней утренней прохлады,
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков,
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
9-й ведущий . Пушкин любил свою кавказскую поэму. "...Отеческая нежность не ослепляет меня насчет
"Кавказского пленника", но, признаюсь, люблю его, сам не зная за что, в нем есть стихи моего сердца".
1-й ведущий. 15-м мая 1829 года датирован первая редакция одного из лучших стихотворений Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла».
Исполняется романс «На холмах Грузии лежит ночная мгла».

10-й ведущий. Значение Кавказа для творчества Пушкина было огромно. Об этом еще при жизни поэта писал Н.В. Гоголь:
11 -й ведущий. "Судьба как нарочно забросила туда, где границы России отличаются резкою величавою характерностью, где гладкая неизмеримость России прерывается подоблачными горами и обвевается югом. Исполинский, покрытый вечным сном Кавказ, среди знойных долин поразил его; он, можно сказать, вызвал силу души его и разорвал последние цепи, которые еще тяготели на свободных мыслях. Его пленила вольная поэтическая жизнь дерзких горцев, их схватки, их быстрые, неотразимые набеги; и с тех пор кисть его приобрела тот широкий размах, ту быстроту и смелость, которая так дивила и поражала только что начинавшую читать Россию. Рисует ли он боевую схватку чеченца с казаком - слог его - молния; он так же блещет, как сверкающие сабли, и летит быстрее самой битвы. Он один только певец Кавказа: он влюблен в него всею душой и чувствами; он проникнут и напитан его чудными окрестностями, южным небом...".
Звучит стихотворение «Кавказ».

Звучит фрагмент симфонии №3, ч.III И.Брамса.
2-й ведущий. Жизнь Пушкина, подобно жизни его героев черкесов, славных воинов---мужчин, была полна грозных бурь.
3-й ведущий. Если разбить слово мужчина на «муж» и «чин», то Пушкин окажется весьма «средним» мужем, не умевшим зарабатывать.
4-й ведущий. Доги его росли почти в геометрической прогрессии.
5-й ведущий. А что до « чина», то в свои 37 Пушкин имел лишь «декоративно-неприкладное» звание камер-юнкера, издевательское для него.
6-й ведущий. Но «неважный» муж с незначительным чином был редчайшим мужчиной и гордостью нации.
Звучит стихотворение «К.Н.Плюсковой».
7-й ведущий. В какой другой стране мира выходец из побеждённой страны-агрессора Франции чувствовал бы себя подобно рабе в воде, и не где-нибудь, а в высшем свете, при этом не зная почти не слова по-русски?
8-й ведущий. И первого поэта России поставил в глупо-смешное положение обиженного мужа, вынужденного вызвать соперника на дуэль.
9-й ведущий. Пушкин избрал прямой бой с противником – лицом к лицу, разрывая все путы, которыми так старательно оплели его враги и интриганы. 26 января 1837 года он принял окончательное решение.
11-й ведущий. Из послания Пушкина атташе французского посольства Д”Аршиаку: «Виконт, я не имею ни малейшего желания посвящать петербургских зевак в мои семейные дела, поэтому я не согласен ни на какие переговоры между секундантами. Я привезу моего лишь на место встречи. Так как вызывает меня и является моим оскорбителем господин Геккерен, то он может, если ему угодно, выбрать мне секунданта. Я заране его принимаю, будь то хотя бы его ливрейный лакей. Что касается часа и места, то я всецело к его услугам. По нашим русским обычаям этого достаточно. Прошу Вас поверить, виконт, что это мое последнее слово и что более мне нечего ответить относительно этого дела; я тронусь из дому лишь для того, чтобы ехать на место.
Благоволите принять участие в моём совершенном уважении».

Звучит отрывок из стихотворения «Андрей Шенье».

10-й ведущий. Все без исключения современники поэта отмечают спокойствие и мужество Пушкина перед дуэлью, достойное сопротивления страшным физическим страданиям от полученной раны.
11-й ведущий. «Когда друзья и несчастная жена устремились к бездыханному телу, их поразило величавое и торжественное выражение лица его. На устах сияла улыбка, как будто отблеск несказанного спокойствия, на челе отражалось тихое блаженство осуществившейся святой надежды»,-писала Карамзина-Мещерская.
Чтец
У Черной речки возле леса, В дымящемся туманами логу, Еще чернеет пистолет Дантеса На окровавленном снегу.
Сквозь все эпохи и меридианы Коварный выстрел в нашу память
вмерз.
Никак Россия не залижет рану, Которую нанес ей подлый Жорж!
Россия-мать, разбойники гуляли И убивали твой высокий свет. Убитый стал он бронзой на бульваре, И выше слова ПУШКИН слова нет! [Виктор Боков)
1-й ведущий. И, безусловно, прав Гоголь, который сказал: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии. В каком он, может быть, явится чрез 200 лет».
2-й ведущий. Вот и прошло 200 лет




15