Урок русской литературы в 8 классе казахской школы по рассказу В.Распутина «Уроки французского».

Урок русской литературы в 8 классе казахской школы по рассказу В.Распутина «Уроки французского».
Цель: формирование у учащихся понимания того, что их сверстник проходит первые экзамены взрослой жизни на честь и достоинство , порядочность и мужество ; развитие речи учащихся ; воспитание целеустремленности .
Оборудование : 1. Интерактивная доска 2. Иллюстрации к произведениям писателей.
Ход урока :
Организационный момент.
- Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и хорошего настроения.
II. Вступительное слово учителя. Расскажите о том , как вы пришли первый раз в школу. Что вам особенно запомнилось.
Работа над текстом рассказа.
1 группа – чтение отрывков о том, как главный герой попадает на учебу в райцентр.
2 группа – чтение отрывков об игре мальчика в игру на деньги .
3 группа- составление кластеров к прочитанным отрывкам.
Вопросы к тексту:
Найдите в тексте слова составляющие главную мысль рассказа.
Как герой попал в райцентр ?
Какое испытание оказалось самым тяжелым для мальчика ?
Чем стала игра для героя ?
Почему герой не сближался ни с кем из сверстников ? Как это его характеризует ?
Как проявился характер героя в сцене , когда его избивают ?
Почему мальчик не мог принять посылку от учительницы ?
Как Лидия Михайловна пыталась помочь герою ?
Опишите учителя французского языка ?
Как проявляются в игре характеры героя и Лидии Михайловны ?
Какое настроение у учителя создает конец рассказа ?
Как вы поняли смысл названия рассказа ? Какие уроки оказались для героя главными ?
Чему учит этот рассказ ?

Просмотр учащимися слайд –фильма о жизни и творчестве писателя В. Распутина.
Обобщение .
До конца жизни остался верным однажды избранный теми Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» писателю удалось соединить лирику и драматизм .
Уроки французского стали для мальчика уроками жизни . каждый день в чужой среде оказывается для него испытанием на прочность, на оправдание надежд не только матери, но и всего его села. Суровые условия быта не воспринимаются самим мальчиком как возможность скидки , оправдания тяжести испытания. Будничность, обыденность усиливают глубину народных ценностей и мудрости , представлении о мере совести и поступка человеческого .
VI. Написать отзыв о прочитанном .