Урок по окружающему миру 2 класс «Какие бывают животные»


МБОУ «СОШ №19» НМР РТ
г. Нижнекамск
Учитель: Зайнуллина Раушания РизаевнаОткрытый урок по окружающему миру
2 класс
Тема: Какие бывают животные.
Цели:
1. Познакомить с отличительными особенностями насекомых, рыб, птиц, зверей.
2. Уметь различать группы животных. Повторить знания о растениях.
3. Воспитывать желание больше узнать о животном мире, бережно относиться к нему.
Наглядность:
Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач.шк. В 2 ч. А.А.Плешаков. Москва. «Просвещение» 2004 г.
Картина «Лес».
Рисунки насекомых, рыб, птиц, зверей.
Рисунки деревьев, кустов, трав.
Карточки с надписями.
Большой атлас природы России, ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2003 г.
Н.Сладков. «Лесные тайнички», Москва. Астрель - АСТ. 2001 г.
С.Радзиевская. «Круглый год: Рассказы о природе». Казань. Татарское книжное издательство.1985 г.
Рисунки «Семья», пёс Рыжик, попугай Илья.
Ход урока
1. Организационный момент.
- С нами на уроке наши друзья: семья любителей природы, их пёс и попугай. (На доске рисунки)
- Сегодня мы с вами снова побываем в лесу. (На доске висит картина «Лес».)
2. Проверка домашнего задания.
- На какие три группы распределяются растения? (деревья, кустарники, травы)
- Я буду показывать рисунок, а вы называйте, к какой группе растений он относится. (Берёза, малина, ландыш, сирень, незабудка, ель.)
- Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? (Травы.) А на следующей? (Кустарники.). Что на самом верху располагается? (Деревья.)
- Посмотрите на рисунки и скажите, как называются деревья слева, как справа? (Слева – широколиственные, справа – хвойные.)
- Я думаю, что наши друзья довольны вашими ответами.
3. Знакомство с новой темой.
1. Знакомство с отличительными особенностями насекомых, рыб, птиц, зверей.
- Однажды папа наших героев Серёжи и Нади показал им рисунок. На нём было изображено странное животное. Папа уверял, что встретил это существо в лесу…
- Хотите увидеть это существо? Откройте учебник на странице 17 и рассмотрите рисунок.
- Мне кажется, что папа захотел просто подшутить над детьми. А вы как думаете? Кого вам напоминает это существо? (Зверя – белку, птицу – воробья, рыбу – окуня, насекомого – кузнечика.)
- Кто назовёт тему нашего урока? (Ответы детей)
- Тема нашего урока: «Какие бывают животные». Сегодня мы будем знакомиться с животными и их отличительными особенностями.
2. Определение групп животных.
- Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать и говорить, к какой группе животных они относятся.
1) Загадка о насекомых.
Кто за печкою поёт,
Спать мне ночью не даёт? (Сверчок.)
- К какой группе животных относится сверчок? (Сверчок – это насекомое.)
Доклад ученика о насекомых.
Насекомые - маленькие беспозвоночные членистоногие животные, у которых 6 ног. Это древняя, самая многочисленная и разнообразная группа животных на Земле – 2 миллиона вида. Обладают хорошо развитым зрением, обонянием, вкусом, слухом. Они опыляют растения, дают пищевые продукты и сырьё (мёд, воск, шёлк). Но некоторые насекомые повреждают деревья, пищевые продукты. Наука, изучающая насекомых, называется энтомология. (Показ карточки)
1) Загадка о рыбах.
Стой плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь, в пруду,
На охоту я иду. (Щука.)
- К какой группе животных относится щука? (Щука – это насекомое.)
Доклад ученика о рыбах.
Рыбы – водные жители, их тело покрыто скользкой чешуёй, реже голое. Дышат жабрами, конечности в виде плавников, служащих для регулирования положения тела. Основной орган движения – хвост. Многие рыбы – объект промысла и разведения. Есть декоративные рыбки, которых разводят в аквариуме. Наука, изучающая рыб, называется ихтиология. (Показ карточки)
Физминутка «Бабочка», «Рыбки».
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- Продолжим наш урок.
3) Загадка о птицах.
Это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
- К какой группе животных относится аист? (Аист – это птица.)
Доклад ученика о птицах.
Птицы – животные, тело которых покрыто перьями, передние конечности преобразованы в крылья. Острое зрение и слух – важные средства при общении. Многие птицы способны издавать мелодичные звуки – пение. Например, соловей. Некоторые пернатые – объект промысла и охоты. Птицы бывают перелётные, зимующие, кочующие, оседлые. Некоторые одомашнены – гуси, утки, цесарки, индейки. Наука, изучающая птиц, называется орнитология. (Показ карточки)
4) Загадка о звере.
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И ещё плотину. (Бобры)
- Какой группе животных относится бобр? (Бобр – это зверь.)
Доклад ученика о зверях.
Звери – позвоночные животные, тело которых покрыто шерстью. Размеры тела от 4 см до 33 м. Среди зверей есть наземные (медведи), подземные (кроты), древесные (белки), летающие (летающие мыши). Звери бывают дикие и домашние. Наука, изучающая зверей, называется териология. (Показ карточки)
3. Вывод
- Какие отличительные особенности имеют животные каждой группы? (Ответы детей)
После ответов учащихся на доску вывешиваются карточки.
Насекомые – 6 ног
Рыбы – чешуя
Птицы – перья
Звери – шерсть
- Ребята, а как нужно относиться к животным?
(Животных нужно беречь и охранять. Их нельзя пугать и забирать домой из леса.)- С животным миром вы можете познакомиться в различных энциклопедиях. Перед вами одна из них – «Животные». А вот это «Большой атлас природы России». Очень интересно писал Н.Сладков о животных в своей книге «Лесные тайнички». Увлекательно читается книга С.Радзиевской «Полосатая спинка». Читайте книги, в них вы найдёте много полезного и интересного.
4. Закрепление нового материала.
1. Определение групп представителей животного мира.
К доске вызываются дети. Каждому даётся рисунок животного. Дети должны встать вместе в одну группу животных.
А) дятел, синица, сова – птицы.
Б) сом, акула, камбала – рыбы.
В) комар, муха, бабочка – насекомые. (С ними вместе может встать паук.)
- Сколько птиц? (3) Рыб? (3) Зверей? (3) Насекомых? (4)
- Кто лишний в насекомых? Почему? (Лишний паук. У него 8 ног, а у насекомых 6 ног.)2. Игра «Кто спрятался?»
- Я буду показывать части тела, а вы скажете, что это и к какой группе животных относится. (После ответа открывать рисунок.)
Шерсть – зверь (лисица), чешуя – рыба (сельдь), ноги – насекомое (муравей), перо – птица (свиристель)5. Итог урока.
- Посмотрите, сколько у нас сегодня животных! Им пора возвращаться домой. Но наши друзья: семья любителей природы, их пёс и попугай тоже хотят узнать, чему вы научились.
- На какие группы можно разделить представителей животного мира?
- Каковы их отличительные особенности?
- Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось?
5. Домашнее задание.
– Вот мы окончательно выбрались из леса. Все животные рады и просят вас дома приготовить рассказ о группах животных и их отличительных особенностях. Привести свои примеры.